Новости

17.09.2017

Крупные потребители хотят лишить генераторов «ночных надбавок» на РСВ

Крупные потребители предлагают отменить механизм, позволяющий генкомпаниям на оптовом рынке искусственно поднимать цены на электроэнергию. Сейчас схема позволяет энергокомпаниям обходить выставленные регуляторами ограничения и продавать выработку ночью по завышенной стоимости. Если решение будет принято, то средние оптовые цены на электроэнергию, по оценке участников рынка, могут упасть на 3–5%. Это может снизить выручку генерирующих компаний на 27–45 млрд рублей в год.

Наблюдательный совет «Совета рынка» 20 сентября рассмотрит возможность отмены повышающего коэффициента, позволяющего энергокомпаниям поднимать цены на электроэнергию на рынке «на сутки вперёд» (РСВ). Такую инициативу в повестку внёс глава департамента энергетики «Роснефти» Василий Никонов. В компании это не комментируют.

Цена на электроэнергию формируется в два этапа. Сначала при процедуре выбора состава включённого генерирующего оборудования (ВСВГО) отбираются станции, которые будут участвовать в выработке. Затем уже на торгах РСВ определяется объём выработки каждой станции в конкретный час и общая для всех цена энергии. Оба этапа предполагают конкуренцию по ценовым заявкам. Сейчас генкомпании могут, например, на стадии ВСВГО закрыть 99% поставок ценопринимающими (бесценовыми) заявками и только 1% заявить по рыночной цене или даже дороже. Эта схема позволяет пройти ВСВГО – чем больше объём ценопринимания в заявке, тем больше шансов.

Но сейчас при торгах на РСВ объём поставки можно увеличить в 1,5 раза (чтобы хеджировать риск, что предложение будет выше ВСВГО). Это позволяет генератору за 16 часов продать по рыночной цене весь объём, заявленный на ВСВГО по ценопринимающим заявкам. Также поставщик соблюдает и требование, что его ценовая заявка на РСВ не должна быть выше максимальной цены его заявки на ВСВГО. А в оставшиеся восемь часов (как правило, ночью) генератор уже не ограничен параметрами ВСВГО и может подавать заявки на РСВ с любой проходящей в рынок ценой.

Василий Никонов предлагает отменить повышающий коэффициент с октября. По оценке источников в отрасли, это может снизить средние цены на 3–5%, что вызывает негативную реакцию энергетиков. По оценке Натальи Пороховой из АКРА, 39% EBITDA, формирующейся на РСВ, приходится на ГЭС, 43% — на АЭС, 18% — на ТЭС. Падение цен на 3–5% снизит выручку генераторов на 27–45 млрд рублей, считает она. В «Т Плюс» заметили, что это изменение рыночных правил непоследовательно в отношении компаний, имеющих обязательства по поставке мощности на четыре года вперёд по фиксированной цене. Глава ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв полагает, что отмена коэффициента исключит манипулирование и позволит формировать цены РСВ на конкурентной основе.

Риски снижения цены на РСВ попыталась сгладить глава набсовета «Совета производителей энергии», руководитель центра компетенций «Интер РАО» по торгам на оптовом рынке Александра Панина. Она внесла предложение установить price floor (минимум цены) на РСВ на уровне топливных затрат новых парогазовых установок (ПГУ). По оценке Натальи Пороховой, средние топливные затраты ПГУ в РФ – 820 рублей за 1 МВт/ч, средняя цена РСВ в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) в январе–августе – 1187 руб. за 1 МВт/ч. Но, отмечает источник на энергорынке, это нивелирует эффект от снятия коэффициента, поскольку price floor «снижает конкуренцию и толкает цену вверх нерыночным путем». В «Интер РАО» пояснили, что считают необходимым разработать комплексный подход к изменению моделей и ВСВГО, и РСВ. «Прежде чем вносить изменения в модель ВСВГО и РСВ, необходимо провести оценку их влияния на всех участников оптового рынка с учётом эффективности сжигания топлива», – замечают в «Т Плюс». «Предложение застраховать выручку поставщиков от низких цен – это движение в обратном от рынка направлении, – считает Василий Киселёв. – Это борьба со следствием, а не с причиной – избытком неэффективной генерации».

В «Совете рынка» считают, что отмена повышающего коэффициента теоретически может способствовать отбору экономически эффективных станций, но точный эффект рассчитывать рано. Там добавили, что принято решение о проведении модельных расчётов. «Учитывая их объём и сложность, сроком их проведения обозначено 1 июля 2018 года», – сообщили в ассоциации.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


17.09.2017

«Росатом» займется торговлей биржевыми металлами за рубежом

Международный горнорудный дивизион госкорпорации «Росатом» Uranium One (U1) открыл трейдинговую компанию Uranium One Trading AG в городе Цуг, Швейцария, одно из направлений работы новой компании — торговля биржевыми металлами, сообщила пресс-служба U1.

«Созданием трейдинговой компании Uranium One ставит перед собой целью повышение доли на международном рынке природного урана за счет проведения спотовых (краткосрочных) и среднесрочных сделок, поддержку долгосрочного портфеля контрактов компании, а также развитие нового направления – торговых операций с металлами и минералами, востребованными в „новой“ и атомной энергетике, ликвидными биржевыми металлами», — говорится в сообщении, передает ПРАЙМ.

Uranium One объединяет зарубежные уранодобывающие активы «Росатома». Холдинговая компания дивизиона — АО «Ураниум Уан Груп». Основной актив — компания Uranium One Inc., на предприятиях которой ведется добыча природного урана на месторождениях в Казахстане и США. Дивизион Uranium One находится на четвертом месте в мире по объему добычи урана, имеет лучшие показатели по себестоимости производства среди пяти ведущих мировых производителей природного урана.

Источник: BigpowerNews


17.09.2017

Резерв мощностей в электроэнергетике РФ закончится к 2023−2024 гг

Вывод устаревших электростанций из эксплуатации необходим, несмотря на то, что резерв энергомощностей закончится к 2023−2024 годам, считает глава «Роснано» Анатолий Чубайс, стоявший во главе реформы электроэнергетики в РФ в нулевых.

«Вывод устаревших мощностей — это фундаментальная задача электроэнергетического комплекса, пока есть для этого возможность, потому что резерв кончится к 2023−2024 годам», — рассказал Чубайс в ходе выступления в рамках Восточного экономического форума в четверг, 7 сентября, передает ПРАЙМ.

Чубайс отметил, что резерв был создан благодаря программе строительства новых энергомощностей, запущенной с 2010 года в рамках реформы электроэнергетики. Это так называемые договоры о предоставлении мощности (ДПМ), которые гарантируют окупаемость инвестиций. По мнению Чубайса, вторая важная задача — модернизация электростанций.

«Надо… затачивать полностью новые механизмы договоров на поставку мощности на глобальную модернизацию, на которую, слаба богу, у нас есть еще 5−7 лет, чтобы правильно воспользоваться резервом мощностей, который создала реформа энергетики», — прокомментировал Чубайс.

Источник: BigpowerNews


17.09.2017

«Совет рынка» внес изменения в схему прикрепления РД

Наблюдательный совет Ассоциации «НП Совет рынка» на заседании 7 сентября утвердил изменения в Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности (ДОП), связанные с уточнением порядка внесения изменений в схему прикрепления по регулируемым договорам в связи с включением Бурятии в перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, говорится в материалах регулятора.

Изменения вступили в силу 7 сентября и будут действовать по 30 ноября 2017 года включительно.

Одновременно с этим набсовет утвердил измененную схему прикрепления и объемов поставки электроэнергии и мощности по регулируемым договорам участников оптового рынка с 1 сентября по 31 декабря текущего года.

Кроме того набсоветом были утверждены ограничения, выполняющиеся по совокупности всех регулируемых договоров с учетом изменений схемы прикрепления по регулируемым договорам на сентябрь-декабрь по второй ценовой зоне оптового рынка.

Источник: BigpowerNews


17.09.2017

ФАС внесла в правительство законопроект, запрещающий регионам повышать тарифы на ЖКУ выше установленных пределов

ФАС обеспокоена ситуацией, при которой в регионах коммунальные тарифы различаются более чем в 50 раз. Так, пишет Российская газета, минимальный тариф на водоотведение установлен в Дагестане – 3 рубля за кубометр, а максимальный – в Ненецком автономном округе – 155,8 рубля за кубометр. Замглавы ФАС Виталий Королеву, слова которого приводит газета, пояснил, что сейчас служба и другие органы власти работают над решением этой проблемы. И привел в пример тарифы на передачу электроэнергии. По социально–экономическому прогнозу рост тарифов на электроэнергию не должен превышать 3%. Однако региональные власти при рассмотрении инвестпрограмм сетевых компаний выходят за рамки установленного федеральным регулятором «коридора». В результате чего расходы на инвестпрограммы закладываются в тарифы для населения, отмечает газета.

Речь идет не только о счетах за электроэнергию, а обо всем пакете платежей за коммунальные услуги, отмечает издание. Рост платежей граждан в регионах должен соответствовать требованиям распоряжения правительства РФ от 19 ноября 2016 г. №2464–р. Документ устанавливает предельный рост платы за ЖКУ для каждого региона – от 3,3% в Дагестане и Кабардино–Балкарии до 7% в Москве. Очередное повышение тарифов произошло в июле 2017 года.

На вопрос «РГ», в каких регионах ситуация с тарифами на ЖКУ вызывает больше всего беспокойства, в ФАС сообщили, что мониторинг в регионах еще не закончен, и доклад о том, в каких муниципалитетах тарифы превышают установленный предельный уровень, будет готов только к концу сентября.

Общественная палата РФ совместно с НП «ЖКХ Контроль» провела свой мониторинг изменения тарифов для населения, который выявил рост платежей существенно выше установленных пределов. Так, в Ижевске тариф на водоотведение по решению муниципальных депутатов увеличен на 30%. А в Тихвине Ленинградской области с наступлением отопительного сезона тарифы на тепло вырастут на 35%, сообщили «РГ» инспекторы «ЖКХ Контроль».

«Мы все переплачиваем, поскольку наша коммунальная инфраструктура изначально не была «заточена» на экономию ресурсов», – пояснила «РГ» первый зампред комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам ОПРФ Светлана Разворотнева.

В ФАС России уже заявили, что ведомство работает над созданием эталонных параметров для предотвращения необоснованного роста тарифов, отмечает РГ.

Источник: BigpowerNews


17.09.2017

ЦСР предлагает создать в РФ агентство исследований в электроэнергетике как в США

Центр стратегических разработок (ЦСР) предлагает создать в России агентство передовых исследований в электроэнергетике по аналогии с США, говорится в докладе экспертов ЦСР «Цифровой переход в электроэнергетике России».

«Создать российское агентство передовых исследований и разработок в сфере энергетики (по аналогии с ARPA-Е в США)», — говорится в докладе. По мнению экспертов, передает ПРАЙМ, агентство можно создать при поддержке Минэнерго, Минпромторга и Минобрнауки РФ и в координации с российскими институтами инновационного развития. Агентство должно обеспечивать развитие наиболее перспективных передовых технологий производства, передачи, хранения и использования энергии в рамках долгосрочных программ.

Также ЦСР считает нужным создание с участием институтов инновационного развития и промышленности сети национальных центров быстрого прототипирования и развития технологий (технологизации) по приоритетным технологиям новой электроэнергетики, в состав которых должны входить экспериментальные производственно-технологические базы.

Также эксперты отмечают необходимость создания (в том числе на базе существующих структур) испытательно-сертификационных центров; формирование тестовых полигонов на базе вузов и инноградов; формирование в вузах образовательных программ по новым технологическим направлениям и новым практикам в электроэнергетике.

Кроме того, ЦСР предлагает разработать долгосрочную программу поддержки экспорта высокотехнологических продуктов и сервисов в электроэнергетике с акцентом на развитие системы кредитных гарантий, экспортного кредитования, поддержку реализации совместных межгосударственных проектов, информационно-аналитическое обеспечение экспорта.

В целом в докладе ЦСР отмечается, что необходим переход к новой технологической парадигме, представляющей организацию энергоснабжения как экосистему производителей и потребителей энергии, которые обмениваются энергией — «интернет энергии». Эта система может включать различные решения — от «умных» электросетей до гибридных систем собственного электроснабжения.

Источник: BigpowerNews


17.09.2017

МРСК Центра берет управление в свои руки

Менеджменту МРСК Центра переданы полномочия по управлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Де факто это стало доказательством эффективности решения, принятого руководством компании Россети 10 месяцев назад.

МОСКВА, 14 сентября (BigpowerNews) — 11 сентября 2017 года стало известно, что подписан договор о передаче МРСК Центра полномочий единоличного исполнительного органа МРСК Центра и Приволжья. Данное решение согласовано Советом директоров компании «Россети» и одобрено на годовом собрании акционеров ПАО «МРСК Центра и Приволжья», а условия договора были одобрены Советами директоров обеих компаний.

Схема управления компаниями, утверждённая в рамках договора Единого исполнительного органа, предполагает управление группами филиалов одного и другого Общества, а это 11 филиалов Центра и 9 филиалов Центра и Приволжья с формированием управленческих решений в одном исполнительном аппарате МРСК Центра с значительным снижением общего суммарного количества сотрудников, участвующих в управлении. Схема была проработана и поддержана Министерством энергетики РФ и нацелена на существенное повышение эффективности работы МРСК Центра и Приволжья, что обеспечивается намного более жесткими требованиями по достижению целевых показателей. Тем самым будет достигнуты более высокие финансовые результаты и не допущено снижение производственных показателей.

Решение ввести единое управление в «МРСК Центра» и «МРСК Центра и Приволжья» было принято компанией «Россети» в конце октября 2016 года. Данное решение стало продолжением политики теперь уже прежнего руководителя компании Россети Олега Бударгина и направлено прежде всего на обеспечение надежности электроснабжения потребителей, консолидации электросетевого комплекса, на повышение производственной и финансовой эффективности дочерних обществ, снижение операционных издержек.

Возглавив в 2013 году компанию Россети он столкнулся с тем, что общий долг группы составлял 550 млрд рублей, чистый убыток — 159 млрд рублей, а шесть распределительных сетевых компаний и вовсе находились в критическом финансовом состоянии. В те годы каждое дочернее зависимое общество группы компаний Россети функционировало исходя из тех реальностей, которые были на местах в регионах — не было никаких единых стандартов и требований. Не было организовано взаимодействие компаний при аварийных и внештатных ситуациях, информационная база формировалась на основании несистематизированной отчетности ДЗО и не верифицировалась. В результате любая внештатная или аварийная ситуация превращалась в ЧП регионального масштаба.

Поэтому с момента формирования ПАО «Россети» основной задачей являлась стандартизация всех процессов, начиная от инвестиционной политики, заканчивая системами управления закупками обществ, бизнес планирования, созданием регламентов по технологическим процессам. Позже были запущены процессы по объединению управления дочерних структур, в частности, МРСК Центра и МРСК Центра и Приволжья. При этом планировалось, что экономический эффект от этого решения может составить несколько миллиардов рублей. Кроме того, решение о передаче «МРСК Центра» полномочий единоличного исполнительного органа «МРСК Центра и Приволжья» полностью укладывалось в логику реализации задач, содержащихся в Стратегии развития электросетевого комплекса РФ.

Результаты работы двух компаний в новом формате на протяжение последних 10 месяцев убедительно показали, что передача функций единому исполнительному органу это эффективный инструмент для достижения поставленных перед сетевым комплексом России задач, способствующий снижению операционных расходов и повышению финансово-производственных показателей обеих компаний. Сегодня под управлением МРСК Центра находятся электросетевые комплексы почти в два раза большего числа регионов, чем ранее, при этом компания осуществляет эту деятельность, не отвлекая на нее дополнительные ресурсы.

Консолидация лучших практик двух компаний в сфере менеджмента, финансовой и операционной деятельности позволила в условиях жестких тарифных ограничений сформировать эффективные инвестиционные программы с применением инновационных решений. Для 20 регионов страны по единым высоким стандартам качества сформированы комплексные многолетние программы модернизации и развития сетей, учитывающие интересы и особенности развития территорий, нацеленные на обеспечение надежного электроснабжения со снижением эксплуатационных затрат.

Системно решаются задачи по сокращению сроков проведения аварийно-восстановительных работ. Этому способствует, в частности, появившаяся в результате синергии ресурсов двух компаний возможность привлекать в максимально короткие сроки масштабные силы и средства для ликвидации последствий технологических нарушений — преимущества такого подхода показал опыт минувшей зимы. Создается единая корпоративная информационная система базирующаяся на объединенном ресурсе общего информационного комплекса, что позволяет оптимизировать затраты и обеспечить оперативное принятие решений по достижению требуемого уровня надежности при минимальных затратах. Централизация управленческих функций МРСК Центра и МРСК Центра и Приволжья позволяет и сократить операционные расходы, что способствует улучшению качественного состояния обеих компаний, повышению их финансовой устойчивости.

Источник: BigpowerNews


17.09.2017

«ВетроОГК» предлагает проводить технологически нейтральные аукционы для поддержки ВИЭ

«ВетроОГК» (входит в Росатом) предлагает в качестве поддержки возобновляемой энергетики проводить так называемые технологически нейтральные аукционы, которые предполагают генерирующим компаниям самостоятельно решать, какой вид генерации целесообразно ставить на замену выводимым мощностям в том или ином регионе, сообщил журналистам заместитель генерального директора — директор по развитию и международному бизнесу ОТЭК Эмин Аскеров в рамках выставки Husum Wind 2017.

«У нас есть все предпосылки для так называемых технологически нейтральных аукционов, когда объявляется аукцион, что нам нужно столько-то киловатт в таком-то режиме в такой-то срок. В результате чего генерирующие компании, работающие в разных видах энергетики, окажутся в равных конкурентных условиях», — сказал он, передает ТАСС.

Аскеров отметил, что подобный тип аукционов проходит в Калифорнии. Он отметил, что эта инициатива в случае ее принятия создаст конкурентные условия для развития возобновляемой энергетики в России.

«Это идея, которую мы озвучиваем как участники рабочей группы ВИЭ и как участники „Совета рынка“, которую можно обсудить», — добавил он.

Источник: BigpowerNews


17.09.2017

На Дальнем Востоке заработал механизм снижения тарифов на электроэнергию

Для развития бизнеса на Дальнем Востоке необходимо обеспечить низкие издержки, поэтому снижение энерготарифов для ряда дальневосточных регионов – необходимая и важная мера. Об этом заявил уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов в ходе Восточного экономического форума.

«Без нормального регулирования экономического, без низких издержек мы неконкурентоспособны по сравнению с другими, а привлекать инвестиции нужно прежде всего экономическими инструментами. Поэтому мы говорим о стимулирующих налогах, которые выплняют не только фискальную функцию, ну и, конечно об энерготарифах», – подчеркнул Борис Титов, отметив, что такие решения нужны.

«Сейчас ситуация в любом случае лучше, чем была до этого. Это шаг вперед. Возможно, он не настолько эффективен, чтобы решить все вопросы, но это правильное решение», – сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей. По мнению Бориса Титова, необходимо также решить вопрос с подключением к электрическим сетям, стоимость которого сильно отличается от региона к региону и закладывается в тариф на электроэнергию, а также со стоимостью строительства самих сетей. Стоимость последних, например, в Хабаровском крае выше в 3,5 раза, чем в некоторых других регионах России. При этом окончательный контроль и принятие решения по установлению тарифов на электроэнергию, по мнению Бориса Титова, должен быть закреплен на федеральном уровне.

Напомним, поручение о выравнивании энерготарифов в дальневосточных регионах до среднероссийского уровня было дано президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2015 года. 28 июля 2017 года правительство России утвердило документы, определяющие механизм снижения энерготарифов до базового уровня на Дальнем Востоке. Для Дальнего Востока установлен базовый уровень тарифа, до которого будут снижены текущие цены на электричество, в размере 4 рублей за киловатт в час на 2017 год.

«Утвержден базовый уровень цен на электроэнергию на 2017 год. Снижение тарифов началось с пяти дальневосточных регионов. Это Чукотка, Магаданская область, Камчатский край, Якутия и Сахалинская область. Перерасчет для предприятий в этих регионах будет вестись с 1 января 2017 года», – сообщил министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. По словам главы Минвостокразвития, решение о снижении энерготарифов для ряда дальневосточных регионов позволит «ликвидировать энергетическое неравенство».

Источник: ENERGY BASE


17.09.2017

На Сахалине заключены первые договоры на электроснабжение «дальневосточных гектаров»

ПАО «Сахалинэнерго» заключило 43 договора на технологическое присоединение к централизованному электроснабжению участков, полученных в рамках программы «Дальневосточный гектар». Всего к настоящему времени в энергокомпанию поступило 65 на подключение «гектаров» к сетям.

Большая часть договоров заключена по льготной ставке 550 рублей, так как заявители представили документы, подтверждающие близость границ участков к действующим электросетевым объектам энергокомпании. Согласно законодательству, льготное присоединение мощности до 15 кВт возможно, если расстояние от границ участков заявителей до электросетевых объектов составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа, и не более 500 метров в сельской местности.

Если участки удалены от электросетевой инфраструктуры, то для определения стоимости подключения потребуются специальные расчеты, в которых учитывается строительство воздушных или кабельных линий, трансформаторных подстанций и прочих объектов. Кроме того, заявители обязаны на своем участке установить счетчики электроэнергии, подготовить энергопринимающие устройства к подаче нагрузки, проложить кабель или воздушную линию.

Закон, регламентирующий выдачу «дальневосточных гектаров», дает возможность получения помощи в оснащении инфраструктурой. Это возможно, если участки двадцати и более участников программы являются смежными, компактно расположены и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более 20 километров от него. В этом случае администрациям муниципальных образований необходимо оказывать содействие в обустройстве территории. Пока только местные органы власти Долинского района конструктивно подошли к решению данного вопроса.

Напомним, с 1 февраля 2017 года начался третий этап реализации федеральной программы по предоставлению «дальневосточных гектаров». В ходе него право на получение участков на Дальнем Востоке имеют все граждане России. Всего в уполномоченные органы Сахалинской области с начала реализации программы поступило более 11 тыс. заявок на предоставление земель в безвозмездное пользование.

Сахалинэнерго также отмечает, что на сайте компании есть онлайн-сервис «Личный кабинет», который позволяет клиентам подать заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям и отслеживать все этапы выполнения процедуры, не выходя из дома.

Зарегистрировавшись на сайте, клиент может направить заявление и копии всех необходимых документов в электронном виде без посещения пункта приема заявок.

«Личный кабинет» распложен на главной странице официального сайта Сахалинэнерго

Источник: ENERGY BASE