Новости

21.11.2017

Турбина для дачи

В последнем номере журнала Wind Energy назвал вертикальную турбину WIND e-20 компании CGE «турбиной месяца». Журнал констатировал: «Конструкторы турбины нарушили все известные правила – в наилучшем смысле слова».

Небольшие вертикальные ветровые турбины последнее время стали предметом пристального внимания специалистов, поскольку благодаря некоторым удачным техническим решениям их использование стало экономически и энергетически оправданным в зонах с малым потреблением и для микросетей: там, где огромные традиционные турбины себя не оправдывают.

Например, CGE удалось придумать элементарный сборный фундамент, который требует для установки только обычного экскаватора-погрузчика. Кроме того, башня турбины поднимается и устанавливается без использования подъёмного крана.

Среди длинного списка преимуществ, указанных в патенте на установку, –генератор и тормоза, расположенные на уровне земли или вблизи него. Их размер и форма не ограничиваются размером гондолы турбины. Это позволяет использовать готовые промышленные установки и резко упрощает обслуживание и цену.

Центральные трубчатые конструктивные элементы турбины могут быть разделены на четыре самостоятельные секции, каждая из которых входит в стандартный контейнер. Лопасти могут транспортироваться в ещё более компактной упаковке, а процесс сборки на месте элементарен.

Источник: Зеленый город


21.11.2017

Купите квоту

Литва и Люксембург подписали договор о сотрудничестве в области возобновляемой энергетики. Это первый договор такого рода в ЕС: он позволит Литве продать избыточные квоты энергии от возобновляемых источников за 10 млн евро.

Литва сегодня в числе лидеров в ЕС в области ВИЭ. По планам ЕС, к 2020 году не менее 20% потребляемой в ЕС электроэнергии должны быть выработаны из возобновляемых источников. В Литве эта цель достигнута в 2014 году. Сейчас этот показатель достигает в Литве 26%, а к 2020 году составит 30%.

Законы ЕС предусматривает возможность продажи части превышения другим странам, которые пока не могут достичь указанных целей. В договоре Литвы и Люксембурга установлено, что в 2018–2020 годах Литва передаст часть своего избытка квот Люксембургу, а тот до 2021 года заплатит ей не менее 10 млн евро. Вырученные средства будут инвестироваться в новые проекты обновляющейся энергетики и научные исследования.

Источник: Зеленый город


21.11.2017

Энергосбыты vs. сети: чем чревато лишение статуса ГП

Энергосбыты считают, что механизм лишения статуса гарантирующего поставщика (ГП) за долги перед сетями создаст условия для перехвата сетями их бизнеса.

Правительство утвердило механизм лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика электроэнергии за долги перед сетями. Изменения, внесенные по инициативе Минэнерго, вступят в силу с 17 декабря.

ГП обязан снабжать потребителей электроэнергией, если те не ушли на оптовый энергорынок или к независимому энергосбыту, и это фактически закрепляет за ним регион. Лишившись же статуса, он теряет свой бизнес. Пока утратить статус ГП могут только за долги на оптовом рынке (ОРЭМ), а не на розничном (при введении нормы в 2013 году статус ГП потеряли около дюжины энергосбытов, в основном «Энергострима»).

Лишить ли ГП статуса, будет решать Минэнерго. Инициатором процесса выступают сети, основание для него – двухлетняя задолженность ГП, подтверждённая вступившими в силу судебными решениями. Но поскольку и сети имеют обязательства перед ГП (за покупку энергии для компенсации потерь), то долг энергосбыта умножается на 0,7 (этот коэффициент отражает среднюю величину обязательств сетей). Если накопленная задолженность ГП выше двойной среднемесячной величины его обязательств перед сетями, это уже повод лишить сбытовую компанию статуса ГП.

«Россети» давно добиваются возможности лишать ГП статуса, но с 2014 года эту идею так и не удалось согласовать с участниками рынка. Согласно справке к постановлению, размер задолженности ГП «имеет тенденцию к увеличению». Но, по данным Центра финансовых расследований, который ведёт расчеты на ОРЭМ, задолженность ГП перед сетями с начала года к началу октября снизилась на 10%, до 87,7 млрд рублей, долг сетей перед ГП за тот же период увеличился на 2% – до 50,7 млрд рублей.

Документ создает условия для перехвата сетями энергосбытового бизнеса и одновременно ограничивает права ГП на судебную защиту своих интересов, считает глава НП ГП и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, слова которой приводит газета «Коммерсант». По правилам рынка, при лишении энергосбыта статуса ГП в регионе в течение года эти функции исполняют сетевые компании, но участвовать в конкурсе на статус ГП они не могут. «ГП в спорах с сетями исходят из необходимости защиты интересов своих клиентов, а сетевые компании – в первую очередь из соображений снижения потерь», – поясняет госпожа Невмержицкая. В «Россетях» рассчитывают, что постановление улучшит дисциплину платежей в адрес сетевых компаний», ссылается газета на слова замглавы холдинга по развитию и реализации услуг Константина Петухова. Крупнейшие должники «Россетей» – ГП групп «Межрегионсоюзэнерго» и «ТНС Энерго», а также ряд ГП, не входящих в группы.

В Минэнерго «Коммерсанту» пояснили, что документ улучшит платёжную дисциплину, добавив, что наихудшая дисциплина –у структур Минобороны и бюджетных организаций. Конкретных участников рынка, рискующих лишиться статуса ГП, в ведомстве не назвали, отметив, что их «несколько». Наталья Невмержицкая опасается, что дисциплина, напротив, ухудшится: неплатежи конечных потребителей не позволяют ГП своевременно и в полном объёме оплачивать и электроэнергию на ОРЭМ, и услуги по передаче сетям. Наталья Готова из НП территориальных сетевых организаций (ТСО) говорит, что задолженность перед ТСО приближается к 150 млрд рублей. Новая мера улучшит платёжную дисциплину, считает она, но ситуацию могло бы улучшить и введение механизма расщепления платежей, при котором платежи потребителей поступали бы в сети, минуя ГП.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


21.11.2017

Одобрен законопроект о ценообразовании в изолированных электроэнергетических системах

Правительство РФ на заседании 16 ноября одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об электроэнергетике» по вопросам заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии».

Органам исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов предлагается предоставить полномочия устанавливать предельные (минимальный и максимальный) уровни цен на электроэнергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах с целью заключать двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии на срок не менее 5 лет, следует из материалов.

Ранее законопроект был рассмотрен и одобрен 7 ноября на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

«Это позволит установить долгосрочные цены на электроэнергию в таких системах, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности соответствующих территорий», – говорилось в пояснительной записке к заседанию правкомиссии.

Теперь документ будет внесён в Государственную Думу для утверждения его в установленном порядке.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


21.11.2017

Долгосрочные тарифы на электроэнергию первым получит Дальний Восток

В конце прошлой недели правительство одобрило внесение в Госдуму поправок в закон об электроэнергетике, которые должны улучшить инвестпривлекательность Дальнего Востока.

Действующее тарифное регулирование в электроэнергетике на Дальнем Востоке тормозит реализацию ряда инвестиционных проектов по освоению золоторудных месторождений, а также снижает эффективность и перспективность использования ГЭС, сказал «Ведомостям» представитель Минэнерго. Разработанные Минэнерго поправки предполагают введение на изолированных территориях энергосистемы России долгосрочных пятилетних тарифов в пределах максимальных и минимальных уровней. К таким территориям относятся Камчатка, Сахалин, Якутия (кроме Южно-Якутского энергорайона), Магаданская область. Там работают компании группы «Русгидро». Сейчас на них действует принцип «затраты плюс», региональные власти устанавливают тарифы на один год.

Уход от метода «затраты плюс» к долгосрочным тарифам позволит энергетикам сокращать расходы и оставлять лишнюю прибыль себе, а не отдавать регулятору через снижение тарифа на следующий год, говорит аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр.

Руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова считает, что, фактически это будет первый опыт введения долгосрочных тарифов в российской электроэнергетике. Например, на оптовом рынке (территории европейской части России, Урала и Сибири) эта возможность ограничивается ежегодным пересмотром электросетевых тарифов, различными надбавками к цене на мощность.

На изолированных территориях у региональных властей есть возможность устанавливать долгосрочные тарифы, соглашается Порохова, но остается вопрос, смогут ли они выполнить взятые на себя долгосрочные обязательства.
Одно из крупнейших золоторудных месторождений на Дальнем Востоке – Наталкинское – разрабатывает компания Polyus Gold. Оно находится в Магаданской области, доказанные запасы составляют 16 млн унций золота. Как следует из материалов Polyus Gold, по итогам девяти месяцев 2017 года операционные расходы компании составили 232 млн долл. Из них на электроэнергию пришлось 4,64 млн долл (280 млн руб. по текущему курсу).

Компания поддерживает инициативу Минэнерго, говорит представитель Polyus Gold: долгосрочные контракты позволят прогнозировать стоимость электроэнергии и будут востребованы как со стороны промышленных потребителей, так и со стороны генерирующих компаний.

Долгосрочные тарифы будут не первым механизмом поддержки инвестпривлекательности Дальнего Востока, разработанным правительством. С июля 2017 года крупные потребители оптового рынка компенсируют энергетикам Дальнего Востока разницу от снижения энерготарифов для потребителей на этих территориях до среднероссийского уровня. Такая надбавка для оптового рынка будет действовать до 2019 года включительно. В 2017 году за потребителей Дальнего Востока 27,3 млрд рублей заплатят промышленные потребители европейской части России, Урала и Сибири. Долгосрочные тарифы на надбавку не повлияют, потому что в среднем по регионам они останутся на том же уровне, заверил «Ведомости» представитель ФАС.

Долгосрочные тарифы – не единственная обсуждавшаяся идея изменения тарифной политики на Дальнем Востоке. Ранее Минэнерго допускало создание конкурентного рынка на Дальнем Востоке и запуска там третьей ценовой зоны (первая ценовая – европейская часть России и Урал, вторая – Сибирь). Также регион может войти в программу модернизации энергомощностей, по которой инвесторам будет гарантирован возврат вложенных средств с высокой доходностью. Вице-премьер Юрий Трутнев в свою очередь заявлял, что действие надбавки за снижение тарифов на Дальнем Востоке необходимо продлевать на срок до 10 лет.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


17.11.2017

Минэнерго: запрет на ртутные лампы не приведет к дефициту ламп-заменителей

Новое постановление правительства, которое введет запрет на использование неэффективных и неэкологичных видов ламп, не приведет к дефициту ламп-заменителей и не потребует существенных инвестиций в замену осветительных приборов.

Ранее сообщалось, что премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил актуализированную редакцию требований к осветительным приборам, в соответствии с которой с июля 2018 года будут постепенно выводиться из оборота восемь видов ламп и светильников и к 2020 году вовсе окажутся под запретом. Речь идет в основном о ртутных лампах.

При этом в Минэнерго отметили, что только два вида ламп из этого списка наиболее активно используются для освещения российских квартир, производственных помещений и улиц городов. Это популярные у россиян и используемые для комнатного освещения люминесцентные лампы (их в стране насчитывается до 280 млн штук) и ртутные лампы высокого давления для освещения производственных помещений и улиц, которых оценивается в 17,7 млн штук.
Светодиоды

Люминесцентные лампы, по мнению Минэнерго, могут быть заменены светодиодными, цоколи которых подходят к уже установленным осветительным приборам, что не потребует их замены. Запрет на использование люминесцентных ламп для комнатного освещения будет действовать уже на первом этапе, с июля 2018 года.

Ранее правительство ввело запрет на покупку компактных люминесцентных ламп для государственных и муниципальных нужд. Это не привело к проблемам у потребителей.

Минэнерго отмечает, что компактные люминесцентные лампы в России не производятся и спрос на них в стране заметно снижается. «Средний объем продаж за последние три года — около 75 млн штук с устойчивым трендом к снижению (в 2016 году — только 62 млн, прогноз на 2017 — 42 млн)», — говорится в сообщении Минэнерго.

Светодиодные лампы придут на смену и трубчатым люминесцентным лампам с устаревшим галофосфатным люминофором, на использование которых вводятся ограничения на первом этапе. Такие лампы считаются довольно массовыми — средний объем продаж на 3 года составил 58 млн штук, но спрос на них также заметно снижается из-за добровольного перехода россиян на светодиодные светильники. Так, 2016 году продажи люминесцентных ламп с галофосфатным люминофором составили 35 млн штук, прогноз на 2017 год — 11 млн штук.

Замена уличного освещения

На светодиодные или натриевые светильники Минэнерго также предлагает заменить и ртутные лампы высокого давления. С июля 2018 года будет запрещено использование ртутных ламп высокого давления ламп малой мощности (250 Вт и ниже), используемых в промышленном освещении, а с 2020 года — использование ртутных ламп высокого давления мощностью 400 Вт и выше, которые используются в уличном освещении и ЖКХ.

«В связи с низкой экономичностью данных ламп все больше потребителей добровольно отказываются от их использования и переходят на более эффективные технологии», — отмечает Минэнерго. Основная часть ртутных ламп высокого давления в Россию импортируется. Но у российских предприятий есть возможности для удовлетворения растущего на фоне нового требования к осветительным приборам спроса на светодиодные и натриевые светильники. «Крупным производителем натриевых ламп в России также является ГУП РМ «Лисма», которое имеет достаточные мощности для увеличения производства для покрытия дополнительного спроса», — отмечается в сообщении ведомства.

Только десятая часть ртутных ламп высокого давления используется в уличном освещении. По данным Минэнерго, только в девяти регионах РФ доля ртутных ламп в уличном освещении составляет половину от общего количества уличных фонарей. Больше всего ртутных ламп приходится на освещение улиц в Псковской области (61%), Марий Эл (55%), Ярославской области (54%). Практически полностью к 2020 году придется заменить лампы, использующиеся для уличного освещения в Барнауле и Брянске. На долю ртутных ламп в этих городах приходится 91% и 71% соответственно.

Без лишних затрат

Минэнерго отмечает, что переход на натриевые лампы не потребует значительных инвестиций, замена будет производиться по мере выхода из строя эксплуатируемых ламп. «Комплект из натриевой лампы и пускорегулирующего аппарата для замены лампы ДРЛ (дуговые ртутные лампы) мощностью 250 Вт обойдется в 1,5 тыс. руб., эта замена в течение года обеспечит экономию на уровне 2 тыс. руб. Замена на светодиодный светильник обойдется дороже, но и экономия будет больше», — отмечает ведомство.

Ограничение или запрет на использование определенного типа ламп обусловлен прежде всего экологическими требованиями. Основная часть из них содержит соединения ртути, а значит, требуют специальных условий как хранения, так и утилизации. Большинство таких ламп после их использования, особенно для комнатного освещения, не проходили специальной процедуры утилизации.

Как ранее сообщили ТАСС в Минприроды, решение об ограничении использования ртутных ламп и светильников согласуется с принятыми Россией обязательствами в рамках Минаматской конвенции по ртути, которую Россия подписала 24 сентября 2014 года в рамках проведения 69-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.

Минаматская конвенция регулирует использование ртути и предусматривает поэтапный отказ от данного токсичного вещества. Также предусматривается снятие с производства и изъятие из обихода в учреждениях продукции, содержащей ртутные соединения, в том числе люминесцентных ламп. В соответствии с документом, к 2018 году должно будет прекратиться производство ацетальдегида с применением ртути в качестве катализатора, а к 2025 году — производство хлорщелочи, при котором применяют ртуть, сообщили в Минприроды.

Источник: РЭЭ


17.11.2017

Модернизация теплоэнергетики должна вписаться в действующий порядок энерготарифов, – Путин

Модернизация тепловой энергетики в РФ должна вписаться в действующий порядок установления энерготарифов, затраты не должны лечь на потребителей, заявил президент РФ Владимир Путин.

«Необходимо вписаться в действующий порядок установления энерготарифов», — сказал Путин на совещании по вопросам развития электроэнергетики.

«И что важно, инвестиции в обновления должны привести к снижению операционных расходов, а следовательно, капитальные затраты не должны ложиться на плечи потребителей», — сказал Путин.

Источник: BigpowerNews


17.11.2017

Минэнерго предлагает нормативную базу для модернизации теплоэнергетики РФ запускать уже в 2018 г — Новак

Нормативную базу для модернизации теплоэнергетики нужно запускать уже в 2018 году, заявил министр энергетики РФ Александр Новак в ходе совещания у президента Владимира Путина по вопросам развития электроэнергетики.

На совещании Новак представил предложения Минэнерго по модернизации тепловых электростанций. С 2010 года в России рамках договоров предоставления мощности (ДПМ), которые гарантируют окупаемость инвестиций, было построено 30 ГВт, отметил Новак. ДПМ привлекли около 2 трлн рублей инвестиций.

В связи с их завершением в 2020−2030 годах в отрасли высвобождается около 1,5 трлн рублей, которые можно реинвестировать в модернизацию, пояснил министр. Это может позволить обновить около 100 ГВт. Минэнерго предлагает для модернизации также ввести механизм возврата вложенных инвестиций со сроком окупаемости 15−20 лет, привязкой доходности к доходности ОФЗ, штрафом за несвоевременное или неполное исполнение обязательств. Будут сформированы эталоны затрат на модернизацию, а проекты предлагается отбирать на конкурсной основе. Этот механизм предлагается распространить и на Дальний Восток.

Также, передает ПРАЙМ, Новак предложил продлить с нынешних четырех до шести лет сроки конкурентного отбора мощности (КОМ), который определяет цены на действующие мощности. Предлагается также изменить ценовой коридор в рамках КОМ. По его словам, это позволит продлить срок работы около 100 ГВт мощностей до 2030 года, после чего надо будет вернуться к вопросу об их модернизации. Новак подчеркнул, что предлагаемый механизм модернизации не должен привести к росту платежей потребителей сверх инфляции.

«Нормативную базу необходимо запускать уже в 2018 году. Уважаемый Владимир Владимирович, в случае Вашей поддержки данных предложений мы в короткие сроки, начиная с февраля-марта, подготовим необходимые корректировки нормативной базы и законодательства, чтобы скорее запустить данную программу. Просим Вас поддержать», — сказал Новак.

Источник: BigpowerNews


17.11.2017

ФАС РФ предлагает ввести долгосрочные тарифы в электроэнергетике

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предлагает ввести долгосрочные тарифы в электроэнергетике, сообщил глава ведомства Игорь Артемьев на совещании по развитию электроэнергетики у президента РФ Владимира Путина.

«Мы понимаем, что энергетикам нужна долгосрочная стабильность, что опять же, низкая инфляция позволяет сегодня прогнозировать», — заявил Артемьев, передает ПРАЙМ.

«Если говорить о целом ряде других естественных монополий, то мы всерьез думаем сказать, что мы готовы к установлению прогноза десятилетних тарифов. Например, в железной дороге мы сейчас решили с Аркадием Владимировичем (Дворковичем, вице-премьером РФ — ред.), что до 2025 года, а позднее можно устанавливать тариф по схеме инфляция минус 0,1%. Можно то же самое предложить энергетикам. Это будет включать, с одной стороны, режим экономии, с другой стороны — даст долгосрочную стабильность для модернизации», — отметил он.

Источник: BigpowerNews


17.11.2017

ФАС разъяснила, сколько можно отсудить за завышенные монополистами цены

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала разъяснения по определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства, согласно которым граждане и организации смогут получать компенсации за завышенные монополистами цены, сообщил РИА Новости замглавы ФАС Сергей Пузыревский.

Как рассказал Пузыревский, статья 15 Гражданского кодекса РФ и статья 37 закона о защите конкуренции позволяет пострадавшему от нарушения антимонопольного законодательства взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. «Размер убытков и упущенной выгоды будет определять суд. Получать компенсации смогут и организации, и граждане», — пояснил он, отметив, что в РФ необходимо развивать механизмы защиты лиц, пострадавших от антимонопольных правонарушений.

ПРАВОВАЯ СИТУАЦИЯ

За нарушение антимонопольного законодательства есть три вида юридической ответственности: административная, уголовная и гражданско-правовая, объясняет замглавы ФАС. Административная ответственность, по его словам, сегодня в РФ развита лучше, чем другие. «В КоАПе прописан более или менее эффективный механизм ее применения. На компании и должностных лиц накладывается больше всего санкций именно административного характера», — пояснил Пузыревский.

Уголовная ответственность следует за злостное злоупотребление доминирующим положением либо за участие в картеле, которое повлекло извлечение крупного дохода для нарушителя, продолжил представитель ФАС. «Количество уголовных дел, однако, исчисляется единицами, их практически нет», — заметил он.

Что касается третьего вида ответственности, то лица, столкнувшиеся с проявлениями монополистической деятельности (монопольно высокими ценами, дискриминацией при приобретении товара), фактически не могут гарантировано получить возмещение причиненных убытков, отметил Пузыревский.

«Речь идет не о любом действии, которое связано с завышенной ценой. Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (или занимает долю более 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков», — добавил собеседник агентства.

Текст разъяснения президиума ФАС размещен на сайте ведомства. Он обобщает большинство существующих методик определения убытков – как реального ущерба, так и упущенной выгоды — с учетом российского и зарубежного опыта. Разъяснения также содержат широкую судебную практику по делам о взыскании таких убытков.

Источник: BigpowerNews