Новости

20.07.2017

Курганская область «продавила» очередную надбавку на ОРЭМ

Список проблемных регионов, которые получают энергосубсидию от потребителей оптового энергорынка, может расшириться. Сейчас рынок уже доплачивает Дальнему Востоку, Крыму и Калининградской области, но с августа спецнадбавку к цене могут ввести и для Курганской области. Причиной этого стало решение местных властей продлить работу неэффективной Курганской ТЭЦ, снабжающей город теплом: компенсировать её убытки за счёт тарифов в области не удается. Новое субсидирование поднимет энергоцены в остальных регионах не более чем на 0,1%, но, по сути, это подрывает попытки регуляторов ускорить вывод неэффективной генерации.

«Администратор торговой системы» (АТС, коммерческий оператор оптового энергорынка) пересмотрел свое предложение по схеме снижения платежной нагрузки для населения Курганской области. В регионе нужно найти механизм компенсации расходов за вынужденную тепловую генерацию (неэффективные ТЭЦ с дорогой электроэнергией, но необходимые для теплоснабжения). АТС предлагал переложить все затраты на промышленных потребителей области, эта инициатива была вынесена 21 июня на заседание наблюдательного совета «Совета рынка» (регулятор энергорынков), но была затем снята с повестки.

Платежи за вынужденную генерацию до 2016 года распределялись по зоне свободного перетока (часть оптового рынка, как правило, объединяющая несколько регионов). Теперь они остаются внутри региона, повышая цены для населения и промпотребителей. Статус вынужденного генератора по теплу дает регион, тем самым соглашаясь на локальный рост энергоцен. Предполагается, что это стимулирует вывод неэффективных ТЭЦ. Глава Курганской области Алексей Кокорин в сентябре 2015 года просил оставить на 2016–2019 годы статус вынужденной за Курганской ТЭЦ (400 МВт, принадлежит «Интертехэлектро — Новая генерация» Артема Бикова и Алексея Боброва), но через несколько месяцев предложил правительству перераспределить плату за курганскую вынужденную генерацию на соседние Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

Как уже сообщал «Перетока», в Курганской области энергоцены быстро росли, и ФАС в итоге пришлось снизить индикативные цены по регулируемым договорам (РД, по ним закупается электроэнергия для населения). Со второго полугодия 2017 года цена РД здесь упала сразу на 41,7%, до 444 рублей за 1 МВт/ч, на мощность – на 47,2%, до 178,4 рублей. Из-за снижения цен для населения в регионе возник небаланс (выпадающие доходы) в размере около 500 млн рублей в год, говорит Наталья Порохова из АКРА. «Для всей первой ценовой зоны (ЦЗ, европейская часть РФ и Урал) это сравнительно небольшой объём, но тем не менее за это всё равно кто-то заплатит», – отмечает она. При этом цена на мощность для промпотребителей в Курганской области остается одной из самых высоких – 806 тыс. рублей за 1 МВт в месяц (в среднем в первой ЦЗ — 609 тыс. рублей за 1 МВт). По информации источников, Курганская ТЭЦ продлила вынужденный статус на 2020 год и подала документы на 2021 год.

Теперь АТС предлагает с августа переложить расходы Курганской области по вынужденной генерации на всю первую ценовую зону, оплачивать их будет как население, так и промпотребители. Эту инициативу набсовет «Совета рынка» рассмотрит 25 июля, говорится в повестке заседания. По оценке Минэнерго и «Совета рынка», это повысит цены для населения в первой ЦЗ «не более чем на 0,05–0,1%».

Инициатива АТС, по сути, «создает прецедент и возвращает существовавший до 2016 года режим оплаты за вынужденную генерацию», говорит источник на рынке. «Теперь перекрёстное субсидирование, которое должно было оставаться внутри области, передается населению других регионов», – отмечает он. Но вряд ли можно считать это полноценным прецедентом: в последние годы регуляторы периодически вводят надбавки к цене оптового рынка для поддержки проблемных регионов. Так уже субсидируется энергетика Крыма, Дальнего Востока и Калининградской области. Решение по Кургану «будет означать, что губернатор, принявший на себя ответственность продолжить эксплуатацию этих энергообъектов, оказался влиятельнее министерств и отраслевых регуляторов», замечают в «Сообществе потребителей энергии».

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


20.07.2017

Госдума утвердила приоритет общедомовых счётчиков над нормативами

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, устанавливающий приоритет показаний коллективных приборов учёта потребления энергоресурсов над региональными нормативами.

Отмечается, что с 1 января 2017 года в плату за содержание жилого помещения включается плата за холодную и горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, которая ранее была включена в плату за коммунальные услуги.

При этом размер расходов граждан на общедомовые нужды определяется исходя из нормативов, утверждаемых органами власти субъектов Федерации, и по их тарифам, а в некоторых регионах, исходя из пояснительной записки, действуют завышенные нормативы, что приводит к существенному увеличению размера платы на общедомовые нужды.

Согласно тексту проекта, если многоквартирный дом управляется ТСЖ и оснащён коллективным прибором учёта, «размер расходов на оплату потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов, определяемый исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов по тарифам, установленным региональными властями, подлежит перерасчёту исходя из показаний коллективного прибора учёта».

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


20.07.2017

Госдума увеличила пени за просрочку для продавцов тепла

Госдума на пленарном заседании 19 июля приняла в третьем чтении правительственный закон, направленный на укрепление платёжной дисциплины в отношении организаций, приобретающих тепловую энергию в целях её перепродажи конечным потребителям.

Закон вводит пени за несвоевременную оплату тепловой энергии (воды) со стороны организаций, приобретающих её в целях продажи конечным потребителям или другим теплоснабжающим или водоснабжающим организациям, в том же размере, который предусмотрен для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.

В правительстве пояснили, что в настоящее время организации, которые перепродают энергоресурсы, наделены правом получать с потребителя повышенную неустойку за несвоевременную оплату тепловой энергии. При этом у таких организаций отсутствует обязанность платить повышенную неустойку за несвоевременную оплату поставщику тепловой энергии.

Согласно действовавшим до принятия закона нормам, потребители тепловой энергии (кроме физлиц, ТСЖ и ЖСК) платят пени в 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ (приравнена к ключевой) от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Между тем, управляющие организации, приобретающие тепловую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, платят за каждый день лишь 1/300 ставки от суммы долга с 1 по 60 день просрочки, 1/170 ставки – с 61 по 90 день просрочки и 1/130 ставки – с 91 дня.

Закон также предусматривает, что потребитель, не оплативший электрическую энергию, обязан уплатить пени гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (ранее только поставщику). Это также будет касаться тепла и водоснабжения.

Реализация закона позитивно скажется на поступлениях средств в адрес производителей и поставщиков тепловой энергии, не затрагивая интересы конечных потребителей, отмечает правительство в пояснительных материалах.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


20.07.2017

Минстрой: В проектную документацию будут включаться требования энергетической эффективности

Минстрой России внес в Правительство Российской Федерации проект постановления, которым устанавливаются требования к проектной документации в части обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов. Об этом 20 июля на расширенном совещании по вопросам совершенствования системы ценообразования в строительстве в Иркутске сообщил замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров.

«В проектную документацию должны быть включены перечни мероприятий, которые позволят обеспечить соблюдение установленных требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», – сообщил Хамит Мавлияров.

Как пояснил замминистра, проектная документация теперь должна быть дополнена сведениями, в которых содержится обоснование принятых архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, используемых в системах электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха помещений, тепловых сетях в объектах производственного назначения.

В разделах проектной документации, где содержатся сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, дополнительно предусматривается описание мест расположения приборов учета используемых энергетических ресурсов, устройств сбора и передачи данных от таких приборов.

Кроме того, в проектной документации должны содержаться сводные сведения о показателях потребления энергетических ресурсов и энергетической эффективности объекта капитального строительства; энергопотребляющем оборудовании, использовании возобновляемых источников энергии, перечнях требований энергоэффективности, которым здание, строение и сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, местах расположения приборов учета используемых энергетических ресурсов, устройств сбора и передачи данных от таких приборов.

Источник: Энергосовет


20.07.2017

Минэнерго РФ обсудило с МИД Нидерландов перспективы сотрудничества в возобновляемой энергетике

Минэнерго РФ обсудило с МИД Нидерландов перспективы сотрудничества в сфере возобновляемой энергетики, следует из сообщения министерства энергетики России по итогам встречи замглавы Минэнерго Кирилла Молодцова с генеральным директором по внешним экономическим отношениям министерства иностранных дел Нидерландов Мартеном Ван Ден Бергом.

В ходе переговоров стороны рассмотрели возможность активизации деятельности и повестку дня заседания рабочей группы по энергетике, функционирующей в рамках смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Нидерландами.

«Особое внимание было уделено текущему статусу и перспективам реализации совместных проектов в нефтегазовой сфере, области возобновляемых источников энергии и развитию научно-технического сотрудничества в ТЭК», — отмечает Минэнерго.

Как ранее сообщало RNS, в июне 2017 года стало известно, что «Росатом» будет использовать технологии голландской компании Lagerwey по производству ветроустановок. Соответствующее лицензионное соглашение о передаче технологий было подписано между Lagerwey и структурой «Росатома» ОТЭК (Объединенная теплоэнергетическая компания).

Источник: Энергосовет


20.07.2017

В Казахстане подешевеет электроэнергия из возобновляемых источников

В Казахстане планируют покупать электроэнергию из возобновляемых источников (ВИЭ) на мировых аукционах на торгах на понижение, где участвуют крупнейшие производители. Данный шаг, по мнению министерства энергетики, поможет не только снизить стоимость электроэнергии из ВИЭ, но и привлечь дополнительные инвестиции в страну. Ряд крупных гигантов энергетической отрасли уже выразил интерес к Казахстану. Об этом , сообщил министр энергетики Республики Казахстан Канат Бозумбаев в ходе индустриальной конференции Transforming the Energy Ecosystem. Министр энергетики заявил, что внедрение аукционной системы в рамках поддержки ВИЭ прописано в уже подписанном президентом Казахстана законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики». «Мы видим, что за последний год в Чили, Мексике, ОАЭ, Саудовской Аравии и еще ряде стран проведены аукционы. Они показывают, что в результате торгов на понижение, скажем, крупнейшие компании мира приходят на такие аукционы. И средняя цена на электроэнергию получается около 2,5 цента за киловатт-час. Еще 2−3 года назад цена была 4−5 центов, сегодня — 2,5 цента. Аналогично, Казахстан идет тем же путем назад», — сообщил Бозумбаев По сведениям министра, приступить к новому формату покупки электроэнергии ВИЭ можно будет после принятия министерством энергетики ряда необходимых нормативных актов, на которые потребуется 1−2 месяца. «На протяжении последних нескольких лет в Казахстане существовала система ценообразования на возобновляемые источники энергии — фиксированные тарифы. Правительством была принята фиксированная стоимость покупки электроэнергии от ВИЭ. Например, солнечная энергетика: стоимость за киловатт в час была 34 тенге. Это больше 10 центов американских. И мы считаем, что это дорого», — рассказал Канат Бозумбаев. Министр энергетики сразу же отметил, что 2,5 цента за киловатт не стоит ожидать, так как количество рисков в Казахстане гораздо больше, чем в, допустим, тех же Объединенных Арабских Эмиратах, однако он заверил, что в любом случае цена будет ниже чем сейчас.

Источник: ЭПР


20.07.2017

Корейская компания построит три солнечные электростанции на воде

Korea Rural Community Corporation, корпорация из Южной Кореи, планирует построить три солнечные электростанции, которые будут работать на воде – на искусственных озерах на территории страны.

В компании отметили, что все станции будут иметь совокупную мощность в 280 МВт, когда СЭС будет введена в эксплуатацию, правительство сможет сократить выбросы в воздух СО2, ожидаемый эффект – минус 160 тонн.

Две станции установят на озерах в провинции Чхунчхон, третья будет построена на озере Кохын, который находится в регионе под названием Чолла (юг государства).

Источник: ЭПР


20.07.2017

Законопроект «об альтернативной котельной» принят в ключевом втором чтении

Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» с новым наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Законопроект, называемый законом об альтернативной котельной, определяет основные принципы новой целевой модели рынка тепловой энергии.

Принятый в первом чтении 16 декабря 2016 г., он потребовал серьезной доработки с целью устранения содержавшихся в первоначальном варианте рисков, связанных с возможными ценовыми последствиями изменений в теплоэнергетике, злоупотреблениями со стороны Единых теплоснабжающих организаций, монополизацией теплоснабжения на территории городов и поселений в ценовых зонах, ослаблением роли муниципалитетов в управлении теплоснабжением.

Комитетом по энергетике была создана рабочая группа по подготовке законопроекта ко второму чтению, проведено обсуждение с фракциями и комитетами Государственной Думы Российской Федерации, парламентские слушания. Все поступившие к законопроекту поправки, также как и рекомендации парламентских слушаний, были тщательно проработаны и учтены.

В результате текст законопроекта, представляемый ко второму чтению, претерпел существенные изменения.

1. Усилен антимонопольный контроль за деятельностью единой теплоснабжающей организацией. Для этого добавлена новая статья об антимонопольном регулировании и контроле в сфере теплоснабжения, содержащая четкие и ясные критерии и процедуры эффективного антимонопольного регулирования деятельности ЕТО в условиях ее монопольного положения. Положение ЕТО признается доминирующим в сфере теплоснабжения. Объектами контроля являются цены, распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения и соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

2. Предусмотрены дополнительные механизмы сглаживания ценовых последствий от перехода на новую модель рынка тепловой энергии. Предоставлена возможность устанавливать предельную цену на тепловую энергию на уровне ниже «альтернативной котельной» по соглашению между ЕТО и муниципалитетом в порядке, устанавливаемом Правительством России.

3. Описаны механизмы синхронизации и синергии работы систем теплоснабжения в условиях использования различных механизмов инвестирования в новой модели рынка тепловой энергии.

4. Усилена роль региональных и местных органов власти при принятии решения о переходе к новой модели рынка тепловой энергии, в части контроля над деятельностью ЕТО.

5. Усилена регламентация деятельности ЕТО с целью снижения риска конфликтов между ЕТО и ее контрагентами, а также ответственность ЕТО.

В ходе обсуждения доработанного текста законопроекта на пленарном заседании ГосДумы дискуссию вызвал вопрос о статье 5, предписывающей установление приборов учета тепловой энергии на объектах с невысокой тепловой нагрузкой (сегодня, согласно 261-ФЗ от 2009 года собственники таких объектов могут платить за тепло по нормативу). В среднем по городам с централизованным теплоснабжением доля таких объектов составляет около 25% (12% от общего потребления тепловой энергии), порядка 85 % от всех объектов – жилые дома, и в их число попадают не только небольшие дома на несколько семей, но и также многоэтажки высотой до 9 этажей и площадью до 3000 кв.м.

По мнению экспертов, за годы счетчики тепла доказали свою эффективность. В тех городах, где уровень оснащения зданий приборами учета тепловой энергии находится на высоком уровне, существенно снизился уровень потребления тепловой энергии; за счет сокращения потерь тепловой энергии, в том числе сверхнормативной, стало более рациональным поведение потребителей при потреблении энергоресурсов.

Поэтому Комитет по энергетике посчитал целесообразным поддержать норму об установке приборов учета и для объектов с низкой тепловой нагрузкой. По мнению комитета, это позволит сделать еще один шаг в направлении создания полноценной и всеохватной системы учета потребления энергоресурсов в стране, что крайне необходимо, но и ликвидировать перекрестное субсидирование между группами потребителей по этому направлению. Сведения о реальном потреблении тепла в таких домах также станут индикатором для власти по проведению в них капитального ремонта либо по переселению граждан в новый жилой фонд. Государственная Дума согласилась с позицией Комитета.

Как заявил председатель Комитета по энергетике Павел Завальный, законопроект «об альтернативной котельной» в его нынешнем виде может решить главную задачу, стоящую перед отраслью – задачу модернизации системы централизованного теплоснабжения, повышения надежности его работы и в перспективе снижения стоимости тепла для потребителей, особенно там, где она сегодня явно завышена.

-В доработанном виде, с учетом всех рекомендаций, высказанных в ходе обсуждения проекта в Государственной Думе, нам удалось сделать целевую модель рынка тепла, предлагаемую Правительством, более гибкой и пригодной для практического применения. Подзаконные акты, необходимые для реализации закона, уже подготовлены Минэнерго России. Надеюсь, нам удастся принять закон в окончательном виде до конца этой сессии, то есть на следующей неделе, – сообщил Завальный.

Источник: ЭПР


20.07.2017

«Ленэнерго» и завод «Звезда» будут сотрудничать по проекту строительства центра питания

ПАО «Ленэнерго» и НПК «Звезда» подписали двухстороннее соглашение о сотрудничестве в рамках Межрегиональной инвестиционной энергетической конференции Северо-Западного Федерального округа. Подписи под документом поставили заместитель генерального директора по реализации и развитию услуг ПАО «Ленэнерго» Павел Дьяков и заместитель генерального директора НПК «Звезда» Александр Морозов.

Компании намерены развивать эффективное сотрудничество и взаимодействие по строительству центра питания для электроснабжения потребителей Невского района на базе подстанции 110 кВ №205, расположенной на территории промышленного комплекса «Звезда».

Подстанция №205 — ключевой источник энергоснабжения НПК «Звезда», крупнейшего производителя дизельных двигателей на территории Санкт-Петербурга, а также трамвайного парка № 7, объектов метрополитена, Машиностроительного техникума.

Документом предусмотрено взаимодействие компаний по формированию оптимальных технических решений в рамках проекта, разработке бизнес-плана, обеспечению совместного и привлеченного финансирования, координации работ по строительству центра питания и организации его последующей эксплуатации и обслуживания.

-Цель сегодняшней конференции – обеспечение диалога органов власти, электросетевых компаний и конечных потребителей в целях развития конкретных производств, крупных проектов, – отметил Павел Дьяков, – И подписанное соглашение между «Ленэнерго» и научно-производственным концерном «Звезда» подтверждает эффективность такого диалога. Совместными усилиями мы реализуем крупный энергетический проект, который позволит обеспечить надежное энергоснабжение существующих стратегически важных потребителей и присоединить к сетям новых заявителей. Уверен, это даст толчок к экономическому развитию.

Источник: ЭПР


20.07.2017

На Алтай доставили 70 тыс. солнечных модулей для строительства электростанции

Завод компании «Хевел» (совместное предприятие ГК «Ренова» и РОСНАНО) поставил в Республику Алтай 70 тысяч солнечных модулей для строительства Майминской солнечной электростанции (СЭС). Мощность двух очередей объекта составит 20 МВт, сообщили в пресс-службе компании.

«Инвестор и генеральный подрядчик проекта — структуры Группы компаний „Хевел“. В Майминский район, где строится СЭС, поставлено более 70 тысяч солнечных модулей. Эта станция станет первой первой, построенной на высокоэффективных модулях с КПД ячейки 22%», — сказали в компании.

Майминская СЭС — первая станция, которая будет построена на гетероструктурных модулях российского производства. Гетероструктурные модули — отечественная версия этой технологии, разработанная группой ученых «Хевел». Технология объединяет преимущества кристаллических модулей — это высокий КПД, и тонкопленочных — это высокая эффективность при повышенных температурах, лучшее восприятие рассеянного света (то есть работа при пасмурной погоде и тумане). По данным компании-инвестора, ввести станцию в эксплуатацию планируется осенью 2017 года.

Как сообщалось ранее, к строительству СЭС в Майминском районе компания приступила в мае 2017 года. Оценочная стоимость объекта — 2 млрд рублей. Строящаяся СЭС — четвертая станция, которую строят в регионе структуры группы компаний «Хевел». В Республике уже построены три сетевые СЭС мощностью 5 МВт каждая, также с 2013 года в регионе работает первая в РФ автономная гибридная солнечно-дизельная энергоустановка мощностью 100 кВт, которая круглосуточно обеспечивает электроснабжение села Яйлю. В планах — к 2019 году довести общую установленную мощность солнечной генерации в Республике Алтай до 90 МВт, эта договоренность закреплена в соглашении между правительством Республики Алтай и группой компаний «Хевел», подписанном в рамках Петербургского международного экономического форума в 2016 году.

Источник: ЭПР