Новости

19.08.2018

В Индии отменили строительство 2,5 ГВт солнечных станций из-за слишком высоких цен на аукционах

Индийская корпорация солнечной энергетики (SECI) приняла решение отменить результаты аукциона на строительство 2,5 ГВт солнечных мощностей.

По результатам крупнейшего для страны тендера, проведенного в прошлом месяце, 5 компаний, основных игроков сектора, должны были реализовать проекты общей мощность 2,4 ГВт.

Множество неназванных ресурсов заявили индийским СМИ, что SECI решила отменить результаты аукциона от 13 июля 2018-го по 5 крупнейшим ставкам, сообщает cleantechnica.com. Всего в рамках тендера были представлены проекты на 3 ГВт.

Причиной такого неожиданного шага, по данным СМИ, стало решение правительства, в котором сказали, что разброс ценовых заявок был слишком широким, а тарифные предложения – слишком высокими. Такое мнение было высказано обо всех участниках аукциона, кроме одного.

На участие в тендере на 3 ГВт подали заявки 11 девелоперов. В сумме они предлагали ввести до 10,3 ГВт новых солнечных мощностей.

Самая низкая цена была заявлена Acme Solar Holdings. Компания предлагала ввести 600 МВт по 2,44 рупии ($0,035) за кВт-ч. Это – самый дешевый совместный тариф в истории Индии.

Компании Azure Power и Adani Green Energy выиграли по 300 МВт по цене 2,64 рупии и 2,71 рупии ($0,038 – $0,039) за кВт-ч соответственно.

Редкая победа на индийском аукционе для Canadian Solar принесла компании 200 МВт по 2,7 рупии/кВт-ч ($0,039).

ReNew Power Ventures, крупнейший независимый производитель энергии в стране, предложил 500 МВт по 2,71 рупии/кВт-ч ($0,039).

Крупнейший лот на аукционе выиграла компания Softbank, SB Energy – 1,1 ГВт по 2,71 рупии/кВт-ч ($0,039). Организация предлагала строительство объектов на 1,8 ГВт, но мощность была урезана из-за установленных ограничений.

Остальные компании, включая Tata Power Renewable Energy и Mahindra Susten, проиграли из-за более высоких предложенных цен.

В результате правительственного решения, заниматься выигранными проектами сможет только Acme Solar Holdings, которая назвала самую низкую цену.

Неназванные источники заявили, что остальные победители лишились полученных лотов из-за разницы в 0,2 рупии за кВт-ч между их ставками и предложением холдинга. Расхождение цен составило 0,27 рупии ($0,039) или 11% от минимального показателя. Но, несмотря на большой разброс, все цены находились в пределах установленного максимума 2,93 рупии ($0,042) за кВт-ч.

Это – уже не первый случай отмены властями результатов тендеров на ветряную и солнечную энергию. Высокие цены стали официальной причиной подобных решений в ряде штатов.

Источник: ЭлектроВести


19.08.2018

В Шотландии придумали батарею, которую можно зарядить и водородом, и электричеством

Заправочная станция будущего сможет обслуживать как электрические, так и водородные автомобили из одной колонки и за считанные секунды благодаря революционному открытию химиков Университета Глазго.

Десятилетиями инженеры ищут альтернативу двигателю внутреннего сгорания, но так и не могут преодолеть все препятствия. При всех своих недостатках бензин и дизель — идеальное энергоемкое топливо, которое к тому же очень легко производить и транспортировать, а заправить им машину можно за пару минут.

Пополнить запас водорода тоже недолго, но распространению этого вида транспорта мешает нехватка инфраструктуры. А более популярные электромобили заряжаются часами. Хотя эксперты прогнозируют рост продаж автомобилей на альтернативном топливе, пока они не могут конкурировать с традиционными в скорости заправки, отмечает New Atlas.

Исправить этот недостаток взялись шотландские инженеры. Их подход основан на использовании проточной батареи. Такой тип батареи может выступать и как обычный аккумулятор, и как топливный элемент.

В случае гибридной электро-водородной проточной батареи жидкостью выступает суспензия наномолекул, каждая из которых действует как маленький аккумулятор.

В достаточной концентрации, утверждают изобретатели, эта жидкость может запасать в десять раз большой объем энергии, чем обычные проточные батареи, которая затем выделяется либо в виде электричества, либо как газообразный водород.

Зарядка такого аккумулятора займет несколько секунд: надо лишь залить новую жидкость взамен старой, которую также можно перезарядить и использовать вновь. При использовании такого подхода электромобили догонят традиционный транспорт на ДВС по скорости «заправки». А одна точка зарядки сможет обслуживать два вида машин — электрические и водородные.

Нефтяной гигант Shell осознает перспективы альтернативных видов энергии. Недавно компания инвестировала в стартап Ample, работающий над технологией быстрой и дешевой зарядки электромобилей. А еще раньше компания призвала правительство Британии запретить дизельные и бензиновые автомобили как можно быстрее.

Над новыми технологиями в сфере зарядки электромобилей бьются не только в Великобритании. Австралийская компания Tritium недавно презентовала сверхмощную зарядку для электромобилей на 475 кВт.

Источник: ЭлектроВести


19.08.2018

«Сетевая компания» начала внедрение первого в России опытного образца интеллектуального разъединителя

Инновационный продукт, установленный на воздушной линии 10 кВ, является практической реализацией взятого руководством компании курса на интеллектуализацию сетей.

Идея объединения функции выключателя нагрузки и индикатора короткого замыкания в одном устройстве принадлежит сотрудникам отдела новой техники и технологий ОАО «Сетевая компания». Выступив с инициативой по его созданию, они разработали техническое задание интеллектуального разъединителя, который с учётом его невысокой стоимости, должен был позволить одновременно экономить средства на реконструкцию воздушных линий и решать задачи по выявлению и локализации поврежденных участков воздушных линий наравне со своими более дорогими аналогами.

В 2017 году проект был одобрен на заседании координационного научно-технического совета и включен в план НИОКР 2018 года. По словам инженера ОНТиТ Максима Парамонова, целью проекта является повышение надёжности электроснабжения потребителей в схемах распределительных сетей 10 кВ с воздушными линиями посредством создания эффективной и недорогой системы секционирования на основе интеллектуальных разъединителей.

Этот аппарат способен самостоятельно определять повреждённый участок воздушной линии и сообщать об этом диспетчеру, после чего может быть принято решение об отключении поврежденного участка и переключении потребителей на резервные источники электроснабжения.

«Первый опытный образец мы решили монтировать около деревни Ишимово – рассказывает главный инженер Камско-Устьинского РЭС филиала ОАО «Сетевая компания» Буинские электрические сети Марсель Хамидуллин, – Здесь проходит воздушная линия, которая обеспечивает электричеством 4 населенных пункта. Линия не сильно загружена, однако местность здесь пересеченная, много оврагов. Обход линии, общая протяженнность которой составляет 34 км, занимает 8 часов. Новое оборудование значительно облегчает работу персонала компании, снижает производственные затраты и продолжительность аварийных отключений». Важной особенностью интеллектуального разъединителя является автоматический привод. Если раньше бригада энергетиков выезжала на место и управляла приводом вручную, то сейчас это делает диспетчер, ведь привод здесь управляется дистанционно.

В 2015 году на воздушной линии 10 кВ (ф. 21 ПС Камское Устье) было зафиксировано 4 аварийных отключения, в 2016 – 3, в 2017 году – 7. Благодаря разъединителям у сотрудников РЭС появилась возможность быстро и дистанционно (без выезда на место) локализовать повреждение, а именно однофазные замыкания на землю и межфазные замыкания.

«Умный разъединитель» был разработан в МНПП «Антракс» (г.Фрязино), в присутствии представителей предприятия происходили и пусконаладочные работы. «Процесс установки прошел на высоком профессиональном уровне», – отметил по завершении монтажа менеджер компании–разработчика Наиль Фазлыев.

«С сегодняшней первой установки начинается опытная эксплутация новой техники, – говорит заместитель главного инженера по распределительным сетям филиала БуЭС Сергей Камаев , – и мы ожидаем улучшения показателей надежности и снижение недоотпуска электроэнергии».

В целом до конца года в Камско-Устьинском РЭС запланирована установка семи интеллектуальных разъединителей. Стоит отметить, что подобное инновационное оборудование устанавливается в России впервые.

Источник: ENERGYLand.info


19.08.2018

Солнечная электростанция снабжает предприятия по частной электросети

В Великобритании реализовано два интересных проекта солнечных электростанций. Их отличают следующие особенности.

1) Объекты построены без субсидий, возврат инвестиций обеспечивается за счёт двусторонних долгосрочных соглашений (PPA) сроком 15 и 20 лет с промышленными потребителями электроэнергии. Как мы знаем, в Великобритании, не самой солнечной стране на свете, солнечные проекты всё чаще реализуются на рыночных условиях.

2) Передача электроэнергии потребителям осуществляется напрямую, по специально построенной «частной» линии, поскольку предприятия-покупатели расположены в непосредственной близости от солнечной электростанции. На практике такое случается довольно редко, обычно электроэнергия передаётся в «общую» сеть. Конструкция, которая здесь использована называется «private wire PPA» (соглашение о покупке/поставке электроэнергии по частному проводу).

Обе электростанции были построены немецкой компанией Athos Solar GmbH и имеют установленную мощность 5 МВт каждая.

Общий объём инвестиций составил примерно 12,5 млн евро. Компания установила по 16 тысяч солнечных модулей на каждом объекте.

Первая станция, Haigh Hall была возведена на шести гектарах деградированных фермерских земель в окрестностях города Уэйкфилд. Она поставляет электроэнергию на близлежащий завод Coca-Cola. Напомню, западноевропейское отделение Coca-Cola является участником инициативы RE100 и обязуется к 2020 обеспечивать свою деятельность возобновляемой электроэнергией на 100%.

Вторая станция Gilleys Dam построена на восьми гектарах территории бывшей свалки в Корнуолле. Электричество приобретается компанией по добыче полезных ископаемых Imerys Minerals.

Одна из солнечных электростанций находится во владении и под управлением Athos Solar, вторая продана институциональному инвестору.

В качестве вывода отметим, что практика прямых корпоративных соглашений на покупку электроэнергии солнечных электростанций всё шире распространяется по свету. Даже в условиях умеренной инсоляции PPA позволяют реализовывать проекты в солнечной энергетике без субсидий.

Источник: RENEN


19.08.2018

Китай стал ключевой движущей силой европейской энергетической трансформации

Китай инвестировал более $12 млрд в европейскую и австралийскую ветроэнергетику. Китайские частные и государственные компании стремятся извлечь выгоду из благоприятного регулирования и низких операционных рисков на европейском рынке. Об этом говорится в новом докладе Американского института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA).

«Китай стал движущей силой европейской энергетической трансформации», — говорит Сиднейский аналитик IEEFA Симон Николас.

Если посмотреть на длительный период времени – с 2003 по 2017 годы – большая часть иностранных энергетических инвестиций Китая пришлась на гидроэнергетику и уголь. Однако в последние годы ситуация меняется. Иностранные инвестиции КНР в «чистые энергетические технологии» растут, в том числе растёт и доля вложений в ветровую и солнечную генерацию.

С 2011 по 17 год китайские компании инвестировали в ветроэнергетику ЕС 6,8 млрд долларов США, включая приобретение ветроэнергетических проектов в девяти европейских странах. Более пяти млрд долларов было инвестировано в Австралии. КНР стремится приобрести знания в области офшорной ветровой энергетики, заполучить новые рынки для своей индустрии, производящей ветроэнергетическую технику, и пользоваться всеми преимуществами местных политик в области ВИЭ, такими как налоговые льготы и зеленые тарифы.

Только в 2016-17 годах китайские компании инвестировали 10,33 млрд долларов США в ветровые проекты в странах ОЭСР, большинство из которых не являются участниками инициативы «Один пояс – один путь».

В качестве примера упоминается, например, Goldwind, ключевой китайский производитель ветряных турбин, инвестирующий в проекты в Австралии и США, и открывающий офис в «вотчине Vestas», Дании, поскольку он стремится расширить свое присутствие в Европе.

Также любопытен пример китайской атомной корпорации China General Nuclear, которая в июле текущего года приобрела 75% крупнейшей ветряной фермы (650 МВт) в Швеции.

Три крупнейшие китайские компании, инвестировавшие в зарубежные ветровые рынки: «Три ущелья» (China Three Gorges — $ 3,3 млрд), Shenhua (также $ 3,3 млрд) и Государственная энергетическая инвестиционная корпорация (State Power Investment Corporation — $ 2,7 млрд).

Китайские инвестиции в «чистые энергетические активы» направляются главным образом в технологически передовые страны. Увы, «Одному поясу», да и другим развивающимся странам до сих пор достаются весомые китайские инвестиции в угольную генерацию.

Источник: RENEN


19.08.2018

Норвегия предоставит два морских участка для развития офшорной ветроэнергетики

Министр нефти и энергетики Норвегии Терье Сёвикнес заявил, что осенью этого года он откроет две новые зоны для развития морской ветроэнергетики. Как ожидается, эти участки будут соседствовать с уже освоенными нефтегазовыми месторождениями, и ветровые электростанции станут снабжать их электричеством. Идея состоит в том, чтобы использовать электричество на месте, а не транспортировать его на берег.

Норвежское управление водных ресурсов и энергетики (NVE) уже определило четыре наиболее подходящие области для развития морской ветроэнергетики, из которых правительство выберет две.

В то же время министр добавил, что данные участки будут использоваться в большей степени для НИОКР, чтобы развивать новый сегмент индустрии, которая имеет колоссальный глобальный потенциал. Министр не предполагает бума офшорной ветроэнергетики в стране: «я не ожидаю множества офшорных мельниц в Норвегии», поскольку «у нас гораздо больше доступных и неиспользованных ветровых ресурсов на суше».

Напомню, Норвегия активно развивает материковую ветроэнергетику. По прогнозу ассоциации WindEurope, к 2030 году установленная мощность сектора в стране может достигнуть 11 ГВт.

Норвежская государственная нефтегазовая компания Equinor (раньше называлась Statoil) является крупными мировым игроком в офшорной ветроэнергетике. В прошлом году у берегов Шотландии была введена первая в мире плавучая ветровая электростанция Hywind мощностью 30 МВт, построенная норвежскими нефтяниками.

Для Equinor, по мнению министра, есть два основных мотива участия в офшорной ветроэнергетике. Во-первых, это дальнейшее развитие компетенций в данном секторе. Во-вторых, сокращение выбросов в результаты отказа от газа и использование ветра в качестве источника электроэнергии для морских нефтегазовых платформ.

На что хотелось бы обратить внимание в связи с этой новостью. Богатая нефтью и газом страна с населением в пять миллионов человек, практически всю электроэнергию которой вырабатывают гидроэлектростанции, развивает ветроэнергетику. Это лишний раз подтверждает, что отрасль конкурентоспособна, и, при наличии богатого ветрового потенциала, рациональным и эффективным экономическим поведением сегодня является его освоение.

Источник: RENEN


19.08.2018

Компания Rolls-Royce представила батарею для электрификации водного транспорта

Компания Rolls-Royce представила систему хранения энергии с жидкостным охлаждением на основе литий-ионных батарей (liquid-cooled battery system), предназначенную для морских перевозок.

Система под названием SAVe Energy масштабируема и соответствует международным правилам для силовых установок с низким и нулевым уровнем выбросов.

SAVe Energy может применяться в разных областях, включая сглаживание пиков, горячий резерв, оснащение электрических судов. Система может соединяться с большинством типов силовых установок. В сочетании с двигателем, работающим на сжиженном природном газе или дизельным, она повысит эффективность и сократит выбросы.

На картинке выше изображена гибридная система для буксира.

SAVe Energy будет поставляться предприятием Rolls-Royce Power Electric в Бергене, Норвегия, в рамках предложения комплексных судовых систем.

Представитель компании отмечает: «Электрификация кораблей набирает обороты. С 2010 года мы поставили аккумуляторные системы общей мощностью около 15 МВт*ч. Однако теперь ожидаемый объём продаж нашего запатентованного продукта SAVe Energy только в 2019 году составляет 10-18 МВт*ч».

Разработка системы частично финансировалась исследовательским советом норвежской программы ENERGIX. Три компании-судовладельца Color Line, Norled и Norwegian Coastal Administration Shipping Company были партнерами в разработке, ручаясь, что система хранения энергии охватывает широкий спектр морских применений, включая паромы, круизные и многоцелевые суда.

Напомню, Международная морская организация (International Maritime Organisation — IMO) планирует сократить выбросы парниковых газов к 2050 году на 50% по сравнению с уровнем 2008 г. Гибридные энергетические решения для морских судов являются одним из средств достижения этой цели.

Источник: RENEN


19.08.2018

Офшорные ветряные турбины для больших замерзающих озёр

Морская (офшорная) ветроэнергетика — одна из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Например, компания Bloomberg New Energy Finance (BNEF) прогнозирует, что установленная мощность морских ветровых электростанций вырастет к 2030 году в 6,5 раза.

В офшорной ветроэнергетике используются особые турбины большой мощности, которые устанавливаются на морском дне.

А что если устанавливать такие ветрогенераторы в больших озёрах? Данному вопросу посвящена статья в журнале Scientific American.

Сегодня морские ветряные турбины не размещают в водах, которые замерзают зимой. Исключение составляет небольшой пилотный проект у побережья Финляндии. Движущийся лед может действовать как таран, подталкиваемый штормами и течениями, и деформировать фундаменты и башни машин.

В США на озере Эри планируется экспериментальный проект Icebreaker Windpower, в рамках которого шесть ветряных турбин будут впервые установлены в пресноводном озере, которое замерзает зимой.

Сторонники проекта утверждают, что ветроэнергетика на Великих озёрах имеет некоторые преимущества по сравнению с Атлантикой: небольшая глубина, слабые волны, наличие готовой инфраструктуры (сетей) в непосредственной близости на берегу, меньшее влияние на коммерческий рыбный промысел и при этом вполне конкурентоспособная скорость ветра.

Успех проекта в значительной степени будет определяться тем, насколько хорошо ветровая электростанция справится с ледовой нагрузкой. На озере Эри зимние ветры и течения приводят к нагромождениям льда у побережья, которые порой даже ломают прибрежную инфраструктуру. Смогут ли ветровые турбины выжить?

Для борьбы со льдом на башнях на уровне ватерлинии будут установлены специальные конструкции в виде перевёрнутого конуса, которые должны отклонять потоки льда от турбин.

Другой инновацией будет использование особых типов фундаментов, о которых мы писали ранее. Конструкция представляет собой стальную емкость (кессон) гигантского размера, которая устанавливается на дно без всякой предварительной его подготовки. Установка такого фундамента занимает всего несколько дней, а не месяцев, необходимых для строительства обычного морского фундамента под ветряную турбину.

В статье в Scientific American рассматриваются также экологический и экономический аспекты этого проекта, на которых мы не будем здесь останавливаться, а посоветуем посмотреть оригинал.

В общем, проект, конечно, интересный, хотя у меня не сложилось понимания, зачем он нужен помимо, собственно, исследовательских целей. Впрочем, не исключаю, что для офшорного ветра на больших озёрах где-то могут появиться рыночные ниши.

Источник: RENEN


19.08.2018

Китайские инвесторы помогут построить в Карелии ветропарк

В Беломорском районе Карелии начнут строить морскую ветро-электростанцию. Этот проект реализуется с участием китайских инвесторов. Предполагается развитие энергетического комплекса генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемого источника – энергии ветра.

Ветровой потенциал республики, как полагают эксперты, составляет 10 тысяч гигаватт в год, а среднемноголетняя выработка электроэнергии оценивается в 7-10 гигаватт. Наиболее благоприятными как раз и являются прибрежные районы Белого моря, которые простираются на 150 километров.

Как заявили руководители китайской провинции Фуцзянь, побывавшие недавно в Карелии, предприниматели Поднебесной готовы вложиться в этот проект. Мощность будущей станции – 60 мегаватт. Соответствующее соглашение будет подписано в ходе Международной торгово-инвестиционной выставки, которая намечена в городе Сямынь 8-11 сентября. Инвестиционная стадия начнется уже в июле 2019 года.

Стоимость проекта по строительству морской ветроэлектростанции – 9 миллиардов рублей. Планируется, что его реализуют при участии Российского фонда прямых инвестиций, Рос-атома, корпорации инвестиций и развития провинции Фуцзянь, а также управляющей компании, которую определят позже. Китайская сторона взяла на себя обязательство подготовить проект.

А созданный карельско-китайский бизнес-центр в Петрозаводске будет координировать реализацию и других проектов китайских инвесторов.

А как у соседей?

В Калининградской области в районе поселка Ушаково Гурьевского района энергетики установили два из трех ветряков для нового ветропарка. Мощность Ушаковской ВЭС – 5,1 мегаватта.

Новый ветропарк интегрирован в первый в России цифровой район электрической сети – Мамоновский и является одним из элементов цифровой сети. Здесь присутствуют главные составляющие цифровой энергетики: возобновляемые источники электроэнергии, “умные” сети, интеллектуальный учет электроэнергии.

Для того чтобы включить ветропарк в действующую энергосистему Калининградской области, были построены воздушные линии электропередачи, трансформаторные подстанции и распределительные пункты.

Ветроустановки привезли в Калининградскую область из Германии.

Источник: Энергосовет


19.08.2018

«Россети» хотят забрать у правительства контроль над ФСК

Между «Россетями» и подконтрольной госхолдингу «Федеральной сетевой компанией» (ФСК; управляет магистральными сетями) может возникнуть новый конфликт. «Россети», говорят источники «Коммерсанта», предложили ограничить самостоятельность принятия решений в дочерней структуре, исключив её из перечня госкомпаний, работающих по директивам правительства. В этом случае принятие всех управленческих решений в высокодоходной ФСК «Россети» могут замкнуть на себя.

Правительство может по инициативе «Россетей» пересмотреть механизм принятия ключевых корпоративных решений внутри входящей в госхолдинг «Федеральной сетевой компании». Как сообщили источники на энергорынке, сейчас этот вопрос обсуждается на уровне вице-премьера Дмитрия Козака (курирует ТЭК). В аппарате чиновника это подтвердили, подчеркнув, что окончательное решение пока не принято.

Сейчас, по сути, многие управленческие решения в ФСК принимаются автономно, без учёта мнения холдинга. ФСК, как и «Россети», входит в перечень компаний, которые действуют на основании директив правительства (по распоряжению №91-р от 2003 года). Как поясняют источники, «Россети» предлагают исключить ФСК из этого списка. В этом случае решения в ФСК, как и в других дочерних обществах холдинга, будут приниматься на основании внутренних приказов по «Россетям».

ФСК входит в «Россети» с 2013 года, но остаётся довольно самостоятельной, на компанию приходится существенная часть бизнеса «Россетей», ФСК – наиболее прибыльный актив холдинга.

Все попытки ограничить самостоятельность принятия решений в ФСК вызывали внутрикорпоративные конфликты между руководством двух компаний (это, как считали на рынке, накладывалось на непростые отношения между председателем правления ФСК Андреем Муровым и гендиректором «Россетей» Олегом Бударгиным, покинувшим пост осенью 2017 года). Так, в 2014 году Росимущество предложило стратегическим госкомпаниям («Россети» и ФСК входят в список) директиву о создании единого казначейства на уровне материнских компаний. «Россети» идею поддержали – это, как считали в компании, позволило бы эффективно распределить ресурсы внутри холдинга и повысить доходность вложений. Но в ФСК подчеркивали, что компания уже имеет своё самостоятельное единое казначейство. В итоге идея не была поддержана на уровне президента.

В ФСК заявили, что указом президента РФ №1567 в ноябре 2012 года «правительству поручено в том числе обеспечить сохранение контроля государства за деятельностью ФСК». На момент принятия решения контроль был закреплён за правительством, говорят компании, и для исполнения указа он должен быть сохранён. В ФСК это связывают со «специальными функциями» компании, закреплёнными в законе об электроэнергетике, «федеральным охватом деятельности», статусом естественной монополии и стратегического предприятия.

Вместе с тем в апреле 2016 года на совещании у Владимира Путина, где обсуждался очередной конфликт электросетевых компаний, Минэнерго предлагало исключить ФСК из распоряжения №91-р. Эта идея вошла в список поручений по итогам совещания, но оно до сих пор не исполнено. В «Россетях» и Минэнерго ситуацию не комментировали.

В интервью 13 июля глава «Россетей» Павел Ливинский отмечал, что холдинг пока не планирует вносить изменения «ни в корпоративную структуру, ни в систему управления» компании, и уточнял, что вопрос о переходе на одну акцию с ФСК поднимать пока не планируется.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ