Новости

10.11.2018

Деньги на ветер. Торговые войны могут затормозить развитие “зеленой” энергетики

В следующем году развитие мировой ветроэнергетической отрасли могут затормозить торговые войны и снижение объемов финансирования. Эта тенденция может привести к слияниям компаний для сокращения издержек, однако для российского сегмента риски минимальны, пока действует программа гарантированного возврата инвестиций в виде договоров о предоставлении мощности (ДПМ ВИЭ).

Башни для ветряков изготавливают в основном из стали, ввозные пошлины на которую в июне ввели США, а затем и другие страны.

Основные факторы риска для ветроэнергетики выделили эксперты международной страховой компании Coface. Ветрогенераторы производят в основном из стали, а значит, отрасль пострадает от повышения пошлин, указывают в Coface. “В этом году рост тарифов на сырье не скажется на производителях, так как большинство сотрудничает с поставщиками на условиях, установленных еще до увеличения импортных пошлин, но в 2019 году цены наверняка пойдут вверх. При этом удорожание сырья не скажется на рыночной цене продукции, вместо этого возросшие затраты возьмут на себя сами производители – в ущерб объемам прибыли”, – считают страховщики.

Чтобы снизить издержки, компании начнут объединяться

Кроме того, до сих пор ветроэнергетика динамично развивалась за счет госсубсидий и легкого доступа к заемным средствам. Однако субсидии постепенно сворачиваются, как и программа количественного смягчения в Европе, а в США растут ставки – все это усложняет доступ к ликвидности. “В результате конкуренция в отрасли обострится, что вынудит игроков снова снижать цены”, – уверены аналитики Coface. Эту проблему и должен решить ряд слияний для снижения производственных издержек.

Минэнерго: В изолированных системах нужно развивать “зеленую” генерацию
Российский сегмент ветроэнергетики защищен требованиями по степени локализации оборудования для отечественных ветропарков – на уровне 65 процентов, что мотивирует российских инвесторов развивать производство башен для ветротурбин. Этот элемент обеспечивает вклад в 13 процентов, оценивает партнер по практике “Электроэнергетика” Vygon Consulting Алексей Жихарев.

“До 2024 года на созданных в РФ мощностях будет произведено около тысячи башен, этот объем гарантирован программой поддержки ДПМ ВИЭ, то есть на данный период риски минимальны. Положение может измениться в случае, если принятие решения о продолжении программы стимулирования зеленой энергетики на период после 2024 года забуксует”, – полагает эксперт.

Источник: Российская газета


10.11.2018

При каких условиях выгодно строить ВИЭ-электростанцию?

Когда говорят про возобновляемую энергетику, как правило, речь идет о способах генерации энергии с использованием топлива или компонентов, которые могут возобновляться в течение срока человеческой жизни. Следует подчеркнуть, что возобновляемые источники энергии не ограничиваются только солнцем и ветром. К альтернативным видам топлива также относят геотермальную энергию, гидравлическую, биоэнергию, низкопотенциальную тепловую энергию. В нашей стране более или менее массовое строительство ВИЭ-электростанций, в частности солнечных и ветряных, началось в 2013 году, когда было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности». Именно принятие Постановления определило экономическую целесообразность строительства крупных объектов сетевой генерации, привлекло внимание инвесторов и подтолкнуло развитие этой отрасли в России.

Очевидную выгоду от строительства ВИЭ-электростанций можно рассмотреть на примере нескольких ситуаций. Первая из них – когда стоимость строительства такой электростанции оказывается ниже, чем плата за электроэнергию из традиционных источников. В России очень много потребителей, у которых нет доступных, надежных источников электроснабжения. Если посмотреть на карту и ее покрытие центральными электрическими сетями, то окажется, что примерно треть нашей страны охвачена сетевым центральным электроснабжением, а остальная территория обеспечивается за счет автономных систем электроснабжения или не имеет электроснабжения вовсе. Многие удаленные населенные пункты не имеют подключения к электрическим сетям и снабжаются от автономных дизельных генераторов. Например, Якутия. Это огромная территория, где располагается примерно 300 поселений, электроснабжение которых осуществляется за счет местных дизельных генераторов. Естественно, там люди не могут и мечтать о той цене за киловатт-час, которую платят потребители в крупных городах России. Электроэнергия в поселениях обходится гораздо дороже, и при этом ее там может не быть целыми сутками, потому что гонять дизель при низком потреблении нерационально.

Так что в первую очередь строительство ВИЭ-электростанций выгодно там, где нет центрального электроснабжения, а альтернативные варианты либо ненадежны, либо очень дороги. В рамках любого электроснабжения необходимо думать не только о том, сколько мы заплатим за строительство электростанции, но и о том, во сколько обойдется ее эксплуатация. То есть важно рассматривать полную стоимость владения. После покупки и доставки дизельного генератора нужно все время везти к нему топливо, потому что он не может без него работать, в то время как для солнечной или ветряной электростанции топливо доставлять не нужно. Капитальные затраты на строительство могут быть существенно выше, чем на покупку дизельного генератора, но зато значительно ниже – операционные расходы на обеспечение функционирования. Соответственно, строительство ВИЭ-электростанций в удаленных поселениях экономически целесообразно – стоит только посчитать, какую экономию это дает и как быстро окупается.

Вторая актуальная для нашей страны ситуация связана с тем, что у нас есть энергодефицитные регионы. Например, Южный федеральный округ, в котором, по отчетам сетевых организаций, есть области, где на сетевых подстанциях даже оборудование в ремонт вывести нельзя без отключения части потребителей. Просто потому что это энергодефицитный регион: все мощности, которые имеются там, уже востребованы и используются. Как правило, энергодефицитными оказываются наиболее активно экономически развивающиеся регионы. В Южном федеральном округе строятся гостиницы, дома отдыха и так далее, зачастую мощности не хватает. Потребители готовы платить за подключение, хотят покупать электроэнергию, но свободных мощностей на сетевых подстанциях нет. Это второй случай, когда для потребителя целесообразно вложиться в собственную малую возобновляемую электростанцию: использовать свою крышу, например, установив там солнечные панели. Или если это регион с большим ветровым потенциалом, выбрать ветрогенераторы. Конечно, нужно считать экономию от таких вариантов генерации и анализировать график потребления с этих объектов. Очевидно, что солнце даст мощность в электросистему именно днем. Поэтому солнце имеет хорошую синергию с системами охлаждения и кондиционирования, потому что они мощности потребляют в то же время, когда светит солнце и когда жарче всего. Нужно вдумчиво подходить к выбору способа генерации для объекта, которому не хватает мощности – при грамотном подходе его применение поможет решить часть проблем.

Еще один аспект, в свете которого целесообразна установка ВИЭ-электростанций, – энергетическая безопасность. Загородное жилье, как правило, подключается к электрическим системам воздушными линиями, работа которых зависит от погоды: ураган, сильная гроза – и люди остаются без электроэнергии. Сейчас многие внедряют современные отопительные газовые системы с циркуляционными насосами и электронными системами управления и безопасности. Они энергоэффективны, но не работают без электроэнергии. Поэтому в случае с загородными домами на первый план выходит не столько выгодность с точки зрения возврата инвестиций, сколько энергетическая безопасность, ведь при отсутствии подключения к электрической сети жильцы могут замерзнуть, у них может заморозиться система водоснабжения, они могут остаться без электроэнергии в критический момент. Поэтому жильцов мотивирует не то, сколько они сэкономят, потребив меньше от электрической сети, но и стремление обезопасить дом и семью. В данном случае важным фактором, который окупает использование такой системы, является электрическая независимость от аварий в сетях.

Практика большинства стран показала: неэффективно полностью замещать одни виды генерации другими. Как и в любой сложной системе, хорошо работает только синергия. Необходимо дополнять одни типы электростанций другими, укрепляя их сильные стороны и нейтрализуя слабые. Рассмотрим синергию на примере атомной или угольной станции. Это низкоманевренные электростанции, на них нет возможности, как на газовой, «закрыть кран», ограничивая вырабатываемую мощность, и снизить расходы потребляемого топлива. Если атомная станция работает, она одну и ту же мощность выдает 24 часа в сутки. И если мы днем и вечером потребляем много энергии, а ночью – очень мало, то днем возникает дефицит, а ночью – профицит. Если же дополнить такую электростанцию солнечной, которая дает мощность только днем, проблема дефицита решится. Это простейший пример преимущества использования разных видов генерации.

В ближайшие 10-20 лет нас ждет дальнейшая экспансия возобновляемой энергетики. Инновационные технологии позволят делать ВИЭ-электростанции все более дешевыми и эффективными. При этом электростанции, работающие на традиционных видах топлива, постепенно будут сдавать свои позиции. Сейчас у нас в стране и во всем мире доминируют ветровая и солнечная энергетика – эта тенденция сохранится. При этом, как уже отмечалось, в любой сложной системе хорошо работает только синергия. Совмещение низкоманевренных и высокоманевренных электростанций с разными стоимостями строительства и владения с экономической точки зрения дает возможность наиболее эффективно отвечать вызовам, которые стоят перед электросистемой. Но решать возникающие проблемы можно, только думая об электросистеме как о едином целом для всей страны. Причем не забывая, что есть генерация, есть потребитель, есть сети, которые находятся между производством электроэнергии и ее потреблением. И эти сети должны донести электроэнергию от генерации до покупателя, как можно меньше растеряв по дороге. Использование возобновляемых источников энергии эффективно, когда оно умело интегрируется в существующие энергосистемы, чтобы побороть их слабые стороны и укрепить сильные.

Источник: Инвест-Форсайт


09.11.2018

Субсидии в рамках «дальневосточной надбавки» могут снизиться на 20–40%

Минэнерго подготовило и отправило в Минэкономики предложения по продлению механизма снижения энерготарифов на Дальнем Востоке (ДФО) до среднероссийского уровня. В целом идеи Минэнерго соответствуют поручениям по итогам заседания президиума Госсовета от 10 сентября и, как уже писал «Переток», могут значительно сократить число потребителей, получающих пониженный тариф.

В 2017 году потребители оптового энергорынка заплатили за выравнивание энерготарифов ДФО 24 млрд рублей, в 2018 году – 35 млрд рублей, на 2019 год запланировано 40–45 млрд рублей. В Минэнерго ранее говорили, что суммарно за 2017–2018 годы из 60 млрд рублей от снижения тарифов бюджетные потребители получили 11 млрд рублей, крупный бизнес – 36,4 млрд рублей, средний и малый бизнес – 12,1 млрд рублей.

Указывая на нерыночность надбавки, Минэнерго говорит о том, что при продлении субсидирования энерготарифов в ДФО нужно учитывать адресность доведения средств до бизнеса, обязавшегося увеличивать энергопотребление. При неисполнении требований потребителя надо возвращать на «экономически обоснованный тариф». При продлении субсидия будет рассчитана на потребителей, реализующих новые инвестпроекты на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе (согласно постановлению правительства №1055). Среди требований – гарантия роста энергопотребления, отсутствие долгов перед энергетиками. Сниженный энерготариф без таких обязательств гарантируется малому и среднему бизнесу на низком уровне напряжения (НН).

Но в поддержке будет отказано бюджетным организациям (например, структурам Минобороны и МВД, ГУПам, МУПам). В Минфине возможную нагрузку на бюджеты всех уровней не комментировали. «Применение механизма позволит существенно снизить нагрузку на потребителей электроэнергии в других регионах РФ и в то же время будет стимулировать рост потребления в ДФО», – считают в Минэнерго, не приводя оценок. Дополнительно в ведомстве предложение не комментируют. В Минэкономики, ФАС, Минвостокразвития, аппарате вице-премьера Юрия Трутнева на запросы не ответили.

Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв указывает на «бессмысленность безадресных субсидий», но для льгот потребителям на НН, по его мнению, достаточно и прежних бюджетных дотаций. «Поэтому от дальневосточных надбавок, как и от других неналоговых сборов, зашитых в цену электроэнергии, необходимо отказываться полностью», – отмечает он.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что при объёме субсидии в 35 млрд рублей в год и высокой доли населения в потреблении (для которых сниженный тариф сохраняется) можно предполагать, что субсидии могут упасть на 20–40% в зависимости от оптимизма бизнеса и темпов экономического роста. Это, по его оценке, поможет сэкономить потребителям энергорынка 7–14 млрд рублей – 0,2–0,4% от конечной цены на электроэнергию.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


09.11.2018

Коллекторы проявляют интерес к рынку долгов за ЖКХ

Стремясь компенсировать потери от снижающейся рентабельности взыскания долгов, коллекторы ищут новые источники заработка. Они всерьёз заинтересовались взысканием долгов граждан по оплате услуг ЖКХ, которые по России превышают 500 млрд рублей, и поставщики таких услуг не против подобного сотрудничества. Эксперты считают, что это незначительно увеличит эффективность взыскания, зато может привести к росту социальной напряженности.

СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) провела круглый стол по развитию направления взыскания в сфере ЖКХ. По оценке руководителя агентского комитета НАПКА Виктора Семендуева, сейчас поставщики услуг ЖКХ отдают в работу коллекторам не более 5% от общей задолженности населения. «При этом эффективность их собственного взыскания не очень высокая: на досудебной стадии она находится на уровне 5–10%, на судебной стадии – 15–20%», – отмечает он. НАПКА планирует разработать для поставщиков услуг ЖКХ стандарты по отбору и оценке эффективности коллекторских агентств, рассчитывая увеличить объём передаваемых её членам долгов.

По данным Минстроя, суммарно долги населения за услуги ЖКХ достигли на сентябрь 2018 года 535 млрд рублей. В ГК «Росводоканал» сообщили, что на 1 октября 2018 года суммарный объём задолженности населения за услуги, оказанные их предприятиями в шести городах РФ, превышает 2 млрд рублей. При этом ежегодный прирост показателя задолженности по группе «население» достигает 20%.

Сейчас крупные компании, предоставляющие услуги ЖКХ, взыскивают просрочку как на досудебной, так и на судебной стадии. По словам коммерческого директора ГК «Росводоканал» Сергея Прокофьева, проводимая претензионно-исковая работа позволяет достигать 97–98% годового сбора от начислений за услуги.

В пресс-службе «Мосэнерго» сообщили, что более 90% в общей сумме задолженности подтверждено судебными решениями, вступившими в законную силу. В качестве крайних мер воздействия на должников применяются ограничения и отключения коммунальных услуг. При этом ГК «Росводоканал» на этапе досудебных мероприятий уже передаёт часть задолженности коллекторским агентствам, входящим в реестр ФССП, а с недавнего времени начала сотрудничать на этапах судебного и исполнительного производства с коллекторскими агентствами и юридическими компаниями.

В ближайшей перспективе планируется увеличить объёмы передаваемой просроченной задолженности коллекторским агентствам, отметил г-н Прокофьев. «С учётом начала регулирования коллекторской деятельности и появления правоприменительной практики по 230-ФЗ «Мосэнерго» рассматривает возможность привлечения профессиональных взыскателей в целях погашения задолженности», – отметили в пресс-службе компании.

Эксперты указывают, что взыскание долгов по ЖКХ должно быть урегулировано в рамках 230-ФЗ. «Рынок ЖКХ стал в последнее время злоупотреблять ситуацией и отдавать долги на взыскание нерегулируемым компаниям», – говорит руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Виктор Климов. ФССП же может воздействовать только на компании, находящиеся в госреестре. В законе прямо указано, что он не распространяется на правоотношения по взысканию просроченной задолженности физлица, «возникшие из жилищного законодательства, законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике…», за исключением случаев, когда взыскание осуществляется кредитными организациями или профессиональными коллекторами. «В связи с формулировками профильного закона ФССП фактически не может воздействовать на взыскателей, которые работают вне реестра», – уточняет глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.

Впрочем, на первых порах привлечение коллекторов к сбору догов по ЖКХ может вызвать социальную напряжённость, так как граждане не привыкли к вмешательству в подобные вопросы профессиональных взыскателей, полагают эксперты. Кроме того, по мнению Юлии Комбаровой, росту социальной напряжённости может способствовать и то, что у людей в памяти ещё живы бесчеловечные методы выбивания долгов коллекторами.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


09.11.2018

Энергорынок запирают изнутри

Минэнерго направило на согласование проект федерального закона, запрещающего вывод новых регионов на систему регулируемых договоров (РД). Дискуссия вокруг этой темы активизировалась в прошлом году после возврата на РД Республики Бурятия: сейчас с оптового рынка фактически выведены уже девять регионов, в кабмин продолжали поступать просьбы отдельных губернаторов вернуть в их регионах регулируемые цены. Ситуация вызывала возмущение на энергорынке: за законодательный запрет расширения межтерриториальной «перекрёстки» высказывались потребители и производители энергии, а также представители ключевого регулятора – НП «Совет рынка». В Минэнерго рассчитывают, что соответствующие поправки в законодательство будут приняты уже до конца года.

Минэнерго подготовило поправки в законодательство, вводящие запрет на обратный переход регионов с открытого энергорынка на тарифную систему, рассказал «Перетоку» директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Павел Сниккарс.

– Мы уже подготовили соответствующие поправки, сейчас проект федерального закона проходит стадию согласования. Мы надеемся, что он будет принят в четвёртом квартале этого года, – сообщил г-н Сниккарс.

Сейчас в перечень «территорий отдельных частей ценовых зон оптового рынка», где установлены «особенности функционирования оптового и розничных рынков», включены девять регионов: шесть из них – республики Северного Кавказа, а также Тыва, Бурятия и Карелия. Два последних региона покинули энергорынок в 2017 и 2018 годах соответственно. Решение правительства вызвало негативную реакцию генераторов и потребителей. В сентябре прошлого года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обращался в кабмин и выражал опасения, что после возврата на РД Бурятии, где цены на электроэнергию фактически субсидируются за счёт сбора дополнительных средств с участников оптового рынка, «порочная» практика может быть распространена и на другие регионы. Опасения были не беспочвенны: помимо девяти субъектов Федерации, вернувшихся на тариф в последние годы, власти ряда регионов, среди которых Калмыкия, Хакасия, Республика Алтай, Забайкалье и Ставропольский край, просили о возврате на РД. Последней с такой инициативой к премьер-министру Дмитрию Медведеву в апреле обращалась губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

Генераторы, недополучающие выручку при переходе регионов на РД, также ожидаемо критиковали тенденцию. В мае Совет производителей энергии указывал, что текущие тарифы РД на оптовом рынке не отражают реальных расходов генерации и в большинстве случаев не покрывают топливных затрат, они не индексировались в 2012 и 2014–2015 годах. По оценке ассоциации генераторов, в 2012–2017 годах накопленный рост цен на газ составил 43%, а рост тарифа РД – всего 19%. Логика реформы подразумевала, что со временем объём РД будет снижаться, но пока он только растёт, отмечали производители.

– Запрет перевода новых регионов на регулируемые договоры является минимально необходимым условием для прекращения роста, стабилизации объёмов перекрёстного субсидирования по РД, бремя которого несут производители электроэнергии на оптовом рынке, и постепенной либерализации цен, – отмечают сейчас в Совете производителей энергии.

Запрещая переводить на РД новые регионы, власти одновременно пытаются нормализовать ситуацию в энергетике девяти «тарифных» регионов.

– План «возврата в рынок» девяти регионов, ранее перешедших на РД, определён постановлением правительства № 534. Документ определяет особенности ценообразования в этих регионах, позволяет и заставляет коллег на местах привести тарифы к адекватному уровню, получить инвестресурс, повысить уровень сборов и работать уже на общих базовых условиях, – сообщил Павел Сниккарс.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


09.11.2018

Для Интернета энергии разработают стандарты архитектуры

Технический комитет «Кибер-физические системы», созданный на базе РВК, начал разработку стандартов терминологии и архитектуры для распределенных энергетических систем. Проект позволит стимулировать массовое внедрение в России разработок в сфере умной энергетики и замедлить рост стоимости электроэнергии для конечных потребителей.

Технические стандарты разрабатываются по инициативе проекта «Архитектура Интернета энергии», который получил поддержку в рамках «дорожной карты» Национальной технологической инициативы Энерджинет. Документы нормативно-технического регулирования позволят создать основу для развития в России Интернета энергии – нового типа энергосистем с интеллектуальным децентрализованным управлением объектами распределенной энергетики, который обеспечивает свободный обмен электроэнергией между генераторами, потребителями, просьюмерами и другими субъектами отрасли.

На базе Технического комитета «Кибер-физические системы» при участии Инфраструктурного центра Энерджинет НТИ, статус которого получил Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», будут разработаны стандарты «Информационные технологии. Умная энергетика. Термины и определения» и «Информационные технологии. Умная энергетика. Типовая архитектура Интернета энергии».

Первый стандарт позволит определить и сделать однозначным толкование новых терминов и понятий умной распределенной энергетики, кодифицировать язык ее описания и разработки. Второй стандарт определит архитектурные требования к построению энергетических систем в парадигме Интернета энергии. В частности, в нем будут заданы принципы построения электроэнергетических систем такого типа, а также требования к компонентам и модулям, выполнение которых обеспечит возможность масштабирования энергосистем по принципу plug&play.

«Интернет энергии – это peer-to-peer энергетика, построенная на принципах свободного обмена энергией и взаимного оказания услуг всеми пользователями энергетики в целях оптимального использования возможностей энергосистемы и всех входящих в нее субъектов. Архитектура включает в себя весь необходимый набор силовых, информационно-управляющих и финансовых систем для обеспечения такого свободного обмена энергией», – говорит руководитель проекта «Архитектура Интернета энергии», заместитель лидера рабочей группы Энерджинет НТИ Дмитрий Холкин.

Актуальность разработки стандартов и массового развития умной энергетики обусловлена потребностью российской экономики в новом источнике повышения эффективности энергетической отрасли. Растущая неэффективность российской электроэнергетики становится фактором ограничения конкурентоспособности отечественной экономики. Решающую роль в поисках ответа на этот вызов в ближайшее время сыграет распределенная энергетика.

«Сегодня в российской электроэнергетике накоплено достаточно компетенций и технологий для качественного рывка в направлении улучшения условий энергоснабжения промышленных и иных потребителей. Базируясь на возможностях Интернета энергии, этот рывок реально осуществить за счет развития распределенной энергетики. Однако, не договорившись о терминах и подходах, сделать это будет практически невозможно», – считает член совета директоров АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)» Ксения Дацко.

Оценки на основе модельных расчетов показывают, что реализация новой архитектуры позволит снизить потребность в присоединенной мощности потребителей и оптимизировать структуру генерирующих и сетевых мощностей.

«Разработка и утверждение стандартов позволит сделать практику создания и развития распределенной энергетики массовой, даст игрокам этого растущего рынка основы системного подхода и методологии для множества частных решений и проектов, снизит барьер входа на этот рынок и в результате позволит перейти от пилотных проектов к масштабированию умной энергетики. В результате рост стоимости электроснабжения для конечных потребителей замедлится, надежность электроснабжения и качество электроэнергии вырастут», – отметил председатель Технического комитета «Кибер-физические системы», руководитель программ РВК Никита Уткин.

Первые проекты стандартов в сфере умной энергетики будут разработаны и представлены для публичного обсуждения и доработки к середине 2019 года. После этого они будут внесены техническим комитетом на утверждение в Росстандарт.

По прогнозам экспертов Центра стратегических разработок и рабочей группы НТИ Энерджинет, масштабное развитие электроэнергетики на основе архитектуры Интернета энергии позволит сдержать рост цен на электроэнергию на 30-40% к 2035 году по сравнению с инерционным сценарием.

Источник: ЭПР


09.11.2018

Медведев обязал ФАС и Минэнерго подписать топливные соглашения с нефтяниками

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об обязанности Минэнерго и ФАС заключить с нефтяными компаниями соглашения о мерах по стабилизации цен на топливо.

“Что касается того, каковы результаты (выполнения моего поручения – ИФ), результаты вот какие… Я вот только что подписал постановление правительства о соглашениях между ФОИВами (федеральными органами исполнительной власти – ИФ) и хозяйствующими субъектами. На базе вот этого постановления – в КНР подписано – министерству энергетики вместе с ФАС вменяется обязанность заключить с хозяйствующими субъектами соглашения о принятии мер по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов”, – отметил премьер.

“Да, они договорились по моему поручению, потому что альтернатива была простая – или будут вот эти соглашения, или будут запретительные пошлины, то есть вот эти самые ограничительные меры по поставкам на экспорт. Но компании нефтяные эти аргументы услышали и согласовали вот такой вот режим. Поэтому вот на базе этого документа – а он вступает в силу с момента подписания – соглашение с этими компаниями и будет заключено”, – сказал Медведев.

Он отметил, что в документе указаны крупнейшие российские нефтяные компании.

“Если соглашения с нефтяными компаниями по ценам на бензин действовать все равно не будут, придется подписать документ по экспортным пошлинам на нефтепродукты”, – предупредил он.

“Ну и я думаю, что вот таким образом мы эти отношения поставим на легальную основу”, – сказал Медведев, подчеркнув, что правительство будет следить за тем, как эти соглашения исполняются.

“Если я увижу, что все-таки эти соглашения не действуют или во всяком случае размываются, не важно какая компания это будет делать, в конечном счете это все равно будет видно по ценам, которые будут складываться у продавцов, покупателей, а самое главное на бензоколонках. Потому что в конечном счете именно эта цена волнует потребителей. Тогда придется принять решение именно о том, о чем я сказал: подписать постановление о введении заградительных экспортных пошлин. Но надеюсь, что до этого не дойдет и что эти соглашения будут выполняться надлежащим образом. И вице-премьер Козак и министр (глава Минэнерго Александр – ИФ) Новак должны будут следить за исполнением этих соглашений”, – заключил премьер-министр.

Источник: ЭПР


09.11.2018

Южная Корея и Дания будут совместно развивать зеленую энергетику

Республика Корея и Дания намерены расширять сотрудничество в производстве экологически чистой энергии с помощью возобновляемых источников — например, солнца и ветра. Соответствующие договоренности закреплены в меморандуме о взаимопонимании, подписанном на двустороннем энергетическом форуме, сообщает СМИ.

В частности, Республика Корея и Дания будут реализовывать совместные проекты, осуществлять исследования и разработку новых источников возобновляемой энергии, а также продвигать свои идеи за рубежом. Кроме того, Южная Корея известна высокими технологиями в области хранения энергии, производстве солнечных электростанций, в то время как Дания имеет богатый опыт строительства ветряных электростанций — более 50% энергии в стране вырабатывается именно ими.

Южная Корея активно развивает производство экологически чистой электроэнергии, так как страна не обеспечена богатыми запасами нефти и газа, а угольные электростанции значительно загрязняют воздух. Сейчас доля энергии, вырабатываемой с помощью возобновляемых источников, составляет 7%; цель правительства — довести её до 20% уже к 2020 году.

Источник: ЭПР


09.11.2018

Российский рынок электроэнергетики начинает работать по новым правилам

В Минэнерго пересмотрели Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей, обязательные к исполнению при новом строительстве и реконструкции старых объектов. Теперь владелец имеет право делать ремонт по фактическому техническому состоянию. Об этом «Российской газете» рассказал заместитель министра энергетики Российской Федерации Андрей Черезов.

По его словам, нормативный срок эксплуатации оборудования – еще не приговор для исправно работающего сетевого и генерирующего оборудования, которое давно превысило этот срок. Главное, чтобы было обеспечено своевременная диагностика и ремонт в соответствии с требованиями завода-изготовителя.

Кроме того, в Минэнерго планируют освободить лицензированные организации от необходимости оценивать техническое состояние стандартного энергетического оборудования и переложить эту обязанность на субъекты электроэнергетики. Исключение составляют опасные производственные объекты, где необходима лицензированная организация.

Андрей Черезов пообещал также, что в течение следующего года министерство пересмотрит еще порядка 30 «сильно устаревших» нормативно-правовых актов.

Источник: ЭПР


09.11.2018

Часть региональных энергосистем решено оставить изолированными за счет ВИЭ

Минэнерго предлагает удаленным регионам решать вопросы с резервированием мощности за счет создания источников локальной, преимущественно возобновляемой энергетики. Тем самым министерство намерено сэкономить на строительстве ЛЭП и сопутствующей инфраструктуры.

После масштабных проектов по присоединению к единой энергосистеме Крыма и Якутии в Минэнерго пока не планируют инвестировать в другие проекты по подключению изолированных энергосистем ряда регионов. Речь идет о территориях в Архангельской области, Марий Эл, Приморском крае, на Сахалине, Курильских островах, Чукотке и Камчатке. Более простым и дешевым способом для них может стать локальная генерация. При этом первоочередное значение получит развитие возобновляемой энергетики.

«Затраты на такие проекты в разы меньше, чем на строительство линий электропередачи. Кроме того, постройка электросетей потребует создания сопутствующей инфраструктуры. Это слишком дорого», – сообщил заместитель министра Андрей Черезов.

Источник: ЭПР