Новости

18.06.2016

«Россети» продадут свои энергосбыты по отдельности

«Россети», еще в марте намеревавшиеся продавать свои непрофильные энергосбытовые активы единым лотом, меняют схему: теперь компании будут выставляться на тендеры по отдельности. Шанс продать проблемные активы холдинга на Северном Кавказе, копящие долги из–за низкой платежной дисциплины, выглядит невысоким, считают эксперты.

МОСКВА, 17 июня (BigpowerNews) — «Россети» полагают, что принадлежащие электросетевому холдингу энергосбытовые компании будут продаваться по отдельности, а не единым лотом, но окончательное решение об отчуждении активов за государством и Минэнерго, рассказал «Коммерсанту» первый замгендиректора «Россетей» Роман Бердников. По его словам, продаваться будут все гарантирующие поставщики (ГП; ключевые энергосбыты регионов), входящие в холдинг, кроме «Янтарьэнергосбыта», поскольку он расположен в неценовой зоне энергорынка. В последнем случае речь идет о ГП Калининградской области, в которой энергоцены регулируемые, а закон в таких случаях не требует разделять монопольные (сети) и конкурентные (генерация, энергосбыт) сектора энергетики.

Хорошими сбытовыми активами Роман Бердников считает ГП в Карачаево–Черкесии, Кабардино–Балкарии, Свердловской и Псковской областях. Энергосбыт в Дагестане убыточен из–за невыгодного тарифного регулирования, замечает он, энергосбыту в Туве мешает «старый долг». Переговоры сейчас ни с кем из потенциальных покупателей не ведутся, пояснил топ–менеджер. «Хотим продавать через открытые тендерные процедуры»,— говорит он.

«Россети» собирались продавать энергосбытовые активы единым лотом, в который могли входить «Севказэнерго» (Северная Осетия), «Карачаево–Черкесскэнерго», «Каббалкэнерго» (Кабардино–Балкария), «Дагэнергосбыт», а также «Калмэнергосбыт» (Калмыкия), «Тываэнергосбыт», «Псковэнергосбыт», «Екатеринбургэнергосбыт» , напоминает «Коммерсант». Тогда источник газеты в сетевом комплексе пояснял, что если выставлять на продажу отдельные сбыты, то купят только активы в «хороших» регионах. О возможном интересе к екатеринбургскому и псковскому сбытам в мае говорил глава блока розничного бизнеса «Интер РАО» Дмитрий Орлов, но не за «космические деньги». Вчера источник издания, близкий к «Интер РАО», пояснил, что позиция не изменилась.

Исторически энергосбыты были переданы сетям при реформе РАО «ЕЭС России» (завершено в 2008 году), самостоятельно компания их не приобретала, подчеркнул господин Бердников. В первую очередь холдингу достались сбытовые активы на Северном Кавказе, где явных претендентов на них не было. Сейчас эти регионы отличаются хроническими неплатежами как на розничном, так и на сбытовом энергорынке. Единый лот усложнял задачу продажи энергосбытов из–за проблемного актива — компаний Северного Кавказа, формирующих три четверти долгов на оптовом энергорынке, замечает Наталья Порохова из АКРА. По отдельности у сбытовых компаний, не обремененных долгами из–за низкой платежной дисциплины, есть шанс быть проданными при адекватной оценке, на рынке есть инвесторы, вкладывающиеся в развитие сбытового бизнеса (в первую очередь генкомпании), считает она. Шанс рыночной продажи энергосбытовых компаний Северного Кавказа госпожа Порохова сочла маловероятным, заключает «Коммерсант».

Источник: BIGPOWER elecric


17.06.2016

Deutsche Welle: Кабинет министров Германии реформирует энергорынок

Правительство Германии согласовало основные параметры изменения правил функционирования энергорынка. Государственные реформы шокировали сторонников возобновляемой энергетики. По их мнению, принятые нововведения серьёзно тормозят переход страны к светлому ВИЭ-будущему.

Федеральное правительство Германии одобрило новые правила, регламентирующие процедуру компенсации за производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии. Фактически речь идёт о масштабных изменениях Закона о возобновляемой энергии от 2000 года (EEG). В своё время этот законодательный акт установил агрессивную систему субсидирования тарифов, по которой сетевые компании были обязаны закупать электроэнергию от любой ветровой или солнечной электростанции по фиксированной ставке на протяжении 20 лет. При этом сами тарифы были сознательно завышены, чтобы сделать ВИЭ-проекты прибыльными даже при высоких ценах на ветровые турбины и солнечные панели.

По мере удешевления ВИЭ-технологий регуляторы постепенно снижали тарифы для новых «зелёных» мощностей. На протяжении последних 16 лет именно EEG обеспечивал бурное развитие ветровой и солнечной энергетики в Германии. Результатом такой поддержки стал рост доли ВИЭ в энергосистеме страны с 6% в 1999 году до 17% в 2010 и до 33% в 2015 году.

От господдержки – к свободному рынку

Немецкий EEG косвенно подстегнул развитие возобновляемой энергетики по всему миру – создание огромного гарантированного рынка для возобновляемой энергии мотивировало инвесторов вкладываться в совершенствование «зелёных» технологий. Некоторые страны последовали примеру Германии, принимая у себя законы, подобные EEG. Долгие годы именно ФРГ была примером для подражания в плане перехода к возобновляемой энергетике. Но теперь германское правительство решило отправить сложившуюся систему в утиль. С января 2017 года в стране начнёт работать система конкурентных торгов, на которых право развивать конкретный ветровой или солнечный проект будет предоставляться любому кредитоспособному инвестору, предложившему самую низкую цену за кВт∙ч по 20-летнему контракту. В результате цена чистой энергии для потребителя должна неуклонно снижаться.

Долгие годы именно ФРГ была примером для подражания в плане перехода к возобновляемой энергетике. Но теперь правительство Германии решило отправить сложившуюся систему в утиль.

Министр энергетики и экономики, вице-канцлер Германии и лидер германской социал-демократической партии Зигмар Габриэль, выступая с презентацией реформы, назвал её «сменой парадигмы» в энергетической политике. «Германия откажется от государственного регулирования цен и перейдёт к более рыночной системе ценообразования», – подчеркнул политик.

*Бутылочное горлышко *

Одно из наиболее спорных положений реформы распространяется на Северную Германию. Там развитие новых проектов в области ветроэнергетики ограничили искусственно, установив верхний лимит по объёму ежегодно вводимых в строй ветровых мощностей.

По словам чиновников, это сделано для того, чтобы темпы развития ВЭС не опережали создание новых магистральных сетей, по которым ветровая энергия с севера поставляется в промышленно развитые южные районы. «В прошлом году сетевые операторы заплатили миллиарды евро за ветровые мощности, которые так и остались невостребованными», – сетует Габриэль.

Правительство ограничивает строительство новых ветровых мощностей в тех регионах, где в сетевом комплексе сложилась ситуация «бутылочного горлышка». Ограничения будут действовать до тех пор, пока местные сети не смогут обеспечить необходимую пропускную способность для ВЭС. «Так мы стимулируем развитие сетевого хозяйства», – объясняет Габриэль. Эксперт по энергетике партии зелёных Оливер Кришер категорически с этим не согласен. Он рекомендует правительству взглянуть на причины образования сетевых «бутылочных горлышек» внимательнее. «Проблема перегруженности сетей решится, когда крупные угольные и газовые электростанции начнут гибко реагировать на ситуации перепроизводства, возникающие в ветреные или солнечные дни», – говорит Кришер. Однако правящая коалиция отказывается даже обсуждать такую возможность. По мнению Кришера, чиновники избегают малейшего столкновения с группами инвесторов, жизненно заинтересованных в развитии традиционной генерации.

Языком цифр

Цель правительства – удержать долю ВИЭ в энергобалансе страны на уровне 45% к 2025 году. Для этого нужно стабилизировать розничную цену на электричество, позволив энергокомпаниям по-прежнему сжигать значительные объёмы дешёвого угля.

Реформа ограничивает ежегодную совокупную мощность вводимых в строй наземных ВЭС на уровне 2,9 ГВт. Речь идёт о 600–900 новых турбинах, в зависимости от их мощности. Для офшорных ветропарков правила остаются прежними: до 2030 года 15 ГВт ветровых мощностей морского базирования будут поддержаны щедрыми субсидирующими тарифами. Объём производимого ими электричества сопоставим с энергией от 15 угольных электростанций. Что касается фотовольтаики и биогаза, ежегодно через конкурентные торги по новой процедуре будут проходить объекты общей мощностью 600 и 150 МВт соответственно.

«Зелёные» негодуют

Критики реформы убеждены, что эти ограничения не просто замедлят переход Германии к чистой энергетике, но сделают его невозможным. В результате множество людей, занятых в индустрии ВИЭ, потеряют работу, а страна утратит статус технологического лидера в производстве турбин и солнечных панелей.

Президент Ассоциации ветровой энергетики Германии Херманн Альберс уверен: «Вместо ограничений и избыточного регулирования отрасли нужны стабильная динамика наращивания мощностей и передача ответственности за генерацию “от угля и ядерной энергетики к ВИЭ”».

Между тем предпринятые правительством реформы нашли поддержку у немецких промышленных ассоциаций, объединяющих основных потребителей электроэнергии в стране, а также у VKU – Ассоциации муниципальных предприятий, в которую входит множество генерирующих компаний, вложившихся в электростанции на традиционном топливе. «Переход к более доступной энергии возможен только на основе конкурентных торгов», – утверждает глава VKU Катерина Райхе.

Экология под угрозой

«В результате предложенных правительством реформ цели германской климатической политики, а именно стремительное снижение объёма углеводородных выбросов, окажутся под угрозой», – считает Клаудиа Кемферт, старший энергетический экономист Германского института экономических исследований. Вице-канцлер Габриэль в корне не согласен с такой точкой зрения. «Мы сможем достичь заявленных климатических показателей лишь в том случае, если добьёмся ощутимого прогресса не только в строительстве новых «зелёных» мощностей, но и в транспортировке электричества и в производстве тепловой энергии», – убеждён чиновник.

Предложенные изменения в Закон о возобновляемой энергии уже утверждены Кабинетом министров Германии. На очереди – обсуждение EEG в бундестаге. Как ожидается, окончательное решение по реформе будет принято не позднее летнего перерыва в парламенте, который начинается 8 июля.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


17.06.2016

Создание Азиатского энергетического суперкольца обсудили на ПМЭФ-2016

Во время рабочей встречи в рамках ПМЭФ-2016 глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, председатель совета директоров SoftBank Group Corp Масаёси Сон и старший управляющий директор японского Банка для международного сотрудничества (JBIC) Тадаси Маэда обсудили проект по соединению энергосистем стран Северо-Восточной Азии линией электропередачи сверхвысокого напряжения и реализации концепции Азиатского энергетического суперкольца Россия –Япония – Южная Корея – КНР. По информации пресс-службы Минвостокразвития, глава SoftBank Group Corp Масаёси Сона отметил важность электроэнергии для Азии, где живёт одна треть населения планеты. «78 процентов генерации Азии потребляется в пределах кольца Россия — Япония – Южная Корея и Китай. Полагаю, что правильнее нашим четырём странам объединиться в единое энергетическое кольцо», — отметил Сон. Он также подчеркнул взаимную выгоду предлагаемого проекта с учётом огромных ресурсов электроэнергии в России и её дороговизны в Японии.

«Стороны договорились о максимально возможной проработке проекта для его обсуждения на Восточном экономическом форуме 2-3 сентября во Владивостоке, чтобы документально закрепить достигнутые договоренности», — сообщила пресс-служба министерства.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


17.06.2016

Дворкович предложил подождать удешевления ВИЭ

Инвестиции в возобновляемые источники энергии на данный момент на два порядка больше, чем несколько лет назад, но они пока не дают отдачи. Об этом заявил в ходе Петербургского международного экономического форума вице-премьер Аркадий Дворкович, передает корреспондент «Ленты.ру». По его словам, пока лучше подождать, пока такие источники станут дешевле.
Вице-премьер добавил, что за эффекты сейчас по факту платит потребитель и налогоплательщик. Дворкович привел пример ФРГ, где ежегодно из бюджета тратится 25 миллиардов евро в год, чтобы покрывать убытки производителей «зеленой» энергетики.

«Мы не хотим, чтобы наши потребители платили много», — сказал Дворкович. В целом, по его мнению, мир не готов платить в 10 раз больше, чтобы немедленно получить что-то новое.

Аркадий Дворкович отметил, что несмотря на дороговизну возобновляемых источников, диверсификация энергетики все же идет. По его словам, в России сейчас фактически 40 процентов неуглеводородной энергетики, и эта доля должна вырасти до 50 процентов.

Дворкович таким образом возразил Герману Грефу, который ранее 17 июня на ПМЭФ заявил, что Россия все еще пытается «ухватить за хвост» нефтяную эпоху, тогда как сопредельные страны развивают альтернативную энергетику. Греф привел пример Китая, где успешно внедряются электромобили.

Источник: ENERGY FRESH


17.06.2016

«Россети» и Правительство Мурманской области договорились о сотрудничестве

ПАО «Россети» и Правительство Мурманской области на Петербургском международном экономическом форум – 2016 подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации мероприятий по обеспечению надежного электроснабжения и консолидации электросетевого комплекса региона. Свои подписи под документом поставили генеральный директор ПАО «Россети» Олег Бударгин и губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

Реализация долгосрочного сотрудничества будет осуществляться на базе дочерней компании «Россетей» — ПАО «МРСК Северо-Запада». В рамках Соглашения стороны намерены тесно взаимодействовать по вопросам создания единого центра ответственности за качество предоставляемых услуг по передаче и распределению электрической энергии, повышению платежной дисциплины, оптимизации процесса тарифообразования, консолидации электросетевых активов Мурманской области и надлежащей эксплуатации объектов распределительного электросетевого комплекса региона.

Как отметил генеральный директор ПАО «Россети» Олег Бударгин, для заполярного региона энергокомпания создаст инфраструктуру для развития электросоставляющей в работе котельных, что позволит области в перспективе экономить на использовании мазутного топлива. Также в рамках соглашения будет сформирован единый центр ответственности за качественное электроснабжение Мурманской области на базе крупнейшей электросетевой компании региона.

Губернатор Марина Ковтун подчеркнула, что для крупного промышленного центра, каким является Кольский регион, сотрудничество с «Россетями» является приоритетным.

«Энергетика должна управляться из единого центра главным энергетиком, для нас это «Российские сети», — сказала глава Мурманской области.

Источник: РЭЭ


16.06.2016

Минэнерго учит генкомпании и энергопотребителей работать правильно

Госдума приняла в третьем чтении поправки в ФЗ «Об электроэнергетике» о техтребованиях к надёжности и безопасности энергообъектов, несмотря на упорное сопротивление участников энергосистемы. Теперь у правительства и Минэнерго есть возможность устанавливать такие требования в подзаконных актах. Производителей и потребителей энергии пугает вмешательство регулятора в их техническую политику, они опасаются чрезмерных и затратных обязательств. Минэкономразвития предлагает пропускать техтребования через экономический фильтр Совета по надёжности ЕЭС, чтобы их стоимость согласовывалась с энергокомпаниями.

Минэнерго завоевало контроль за надёжностью

7 июня Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в ФЗ «Об электроэнергетике» о требованиях к надёжности и безопасности энергосистем и объектов, подготовленные Минэнерго. Участники рынка полгода пытались изменить ключевые положения закона, но, несмотря на это, он остался практически в неизменном виде относительно первого чтения.

Действующие правила эксплуатации энергообъектов уже устарели, поясняет в своём Facebook член комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов. Была парадоксальная ситуация – требования были (они неизбежны, они проистекают из физических характеристик оборудования), и даже соблюдались практически всеми, а право их устанавливать и обязанность исполнять после 2008 года были утеряны, отмечают в «Системном операторе». Принятый закон не предусматривает конкретных техтребований к участникам энергосистемы, а лишь определяет порядок разработки таких нормативных актов, следует из его комментария.

Документ позволяет правительству и уполномоченным ведомствам устанавливать обязательные требования к надёжности энергосистем и базовых энергообъектов, комментируют в Минэнерго. В ведомстве отмечают, что изменения снизят риски аварий и повысят надёжность работы энергосистем и оборудования. Обязательные требования, которые будут разрабатываться, не будут революционными, в них учтут предыдущий опыт, современное состояние и состав энергооборудования. «Большинство требований будут лишь актуализированы с учётом технического прогресса и современного развития технологий в электроэнергетике, а устаревшие требования утратят свою силу», – обещают в Минэнерго.

Минэнерго России с участием энергокомпаний и экспертов сформировало перечень первоочередных документов, которые необходимо принять после изменения закона. Их 15. Среди них «Правила технической эксплуатации электростанций и сетей», «Правила организации техобслуживания и ремонта энергооборудования», «Правила эксплуатации электроустановок потребителей», «Правила работы с персоналом в электроэнергетике». Кроме того, в пересмотре и актуализации нуждается не менее 1760 документов, утверждённых ещё ОАО РАО «ЕЭС России». При этом обязательные требования могут быть установлены только в областях, непосредственно связанных с обеспечением надёжной совместной работы объектов в составе энергосистемы. Таковы требования к режимам и параметрам работы объектов, релейной защиты и автоматики, к персоналу субъектов электроэнергетики, поясняют в «Системном операторе».

Можно ли оцифровать надёжность?

Исходно против поправок выступали потребители, производители электроэнергии, бизнес-объединения и Минэкономразвития. Так, Экспертный совет при открытом правительстве считает, что необходимо связать системную надёжность в ФЗ со стоимостью её управления и техтребований. Там предлагают зафиксировать в законе определение исчислимых составляющих надёжности. Также Экспертный совет предлагает закрепить за «Системным оператором» экономическую ответственность за эффективность управления энергосистемой и учитывать её при установлении тарифов. «Необходимо учитывать, что надёжность – это рыночная категория, так, определённый её уровень стоит денег», – говорит директор ассоциации Совет производителей энергии Игорь Миронов. Минэкономразвития также указывает, что введение требований по надёжности должно быть в том числе основано на их экономической целесообразности, сообщили в министерстве.

Но, по мнению Минэнерго, пока преждевременно считать инвестиции в электроэнергетике в связи с техтребованиями. Новые требования, требующие дополнительных затрат инвесторов, будут устанавливаться преимущественно для вновь строящихся или модернизируемых энергообъектов. Большинство энергокомпаний уже де-факто добровольно соблюдает техтребования, особенно доставшихся в наследие отрасли от ОАО РАО «ЕЭС России», в последующих подзаконных актах они лишь получат нормативное закрепление, считают в Минэнерго. Ни о каких «дополнительных инвестициях» речи в законопроекте нет и не было, в известном сейчас перечне подзаконных актов – тоже, подчёркивают в «Системном операторе».

Кто может регулировать надёжность?

Принципиальным изменением для энергосистемы Экспертный совет называет причисление потребителей к субъектам электроэнергетики наравне с энергокомпаниями. Соответственно, их деятельность теперь регулируется, появляется ответственность за параметры работы энергосистемы, говорится в заключении Экспертного совета. Однако в «Системном операторе» подчёркивают, что субъекты ответственны не за саму надёжность, а за то, чтобы их оборудование не оказывало негативного воздействия на надёжность энергосистемы.

Экспертный совет также выступает против неограниченных полномочий Минэнерго по принятию нормативных актов в сфере надёжности и безопасности. По мнению его участников, необходимо передать эти полномочия правительству, если принимаются стратегические документы или изменения грозят дополнительными расходами для участников отрасли. Если полномочия техрегулирования в электроэнергетике спустить до уровня министерства, выключаются инструменты их публичного обсуждения и контроля, объясняет проблему источник в отрасли.

В Минэкономразвития по поручению правительства разрабатывают процедуру рассмотрения техтребований на одной из институциональных платформ, сообщили в министерстве. Для этого министерство в начале июня в очередной раз предложило учредить НП «Совет по надёжности и развитию ЕЭС».

Во-первых, на этой площадке предлагается рассматривать инвестпрограммы госкомпаний и сетей, чтобы сопоставить затраты на строительство и конечный результат для потребителя.

Во-вторых, партнёрство могло бы оценивать обоснованность и экономическую целесообразность техтребования в сфере надёжности с учётом мнений самих участников энергосистемы и потребителей. Механизм призван избежать чрезмерных и обременительных, с точки зрения затрат, обязательных требований по надёжности. «Совет по надёжности» по структуре должен быть похож на «НП Совет рынка», в него предлагается включить производителей и потребителей энергии, сетевые и инфраструктурные организации. Минэкономразвития настаивает на передаче совету функций системного оператора по перспективному планированию и технологическому регулированию в электроэнергетике.

Схожие объединения эффективно управляют энергосистемами Канады, части Мексики и Европейского союза, говорится в предложениях Минэкономики. В РФ возможно создать такой совет к началу 2018 года. Нужен фильтр, которым может быть «НП Совет рынка» или отдельный Совет по надёжности, соглашается Игорь Миронов. Кроме того, необходимо выстроить перспективное планирование развития ЕЭС, не ухудшая при этом положение потребителей с точки зрения ценовой нагрузки, тем самым стимулируя их оставаться в энергосистеме, считает он.

Легко ли быть «Системным оператором»?

«Классик теории управления Питер Друкер говорил, что невозможно управлять чем-то, что невозможно измерить, – напоминает Александр Григорьев, руководитель Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий. – Только нам необходима не просто измеримая надёжность энергосистемы – в конце концов, эти показатели – не секрет Полишинеля, а понятная и признаваемая всеми, верифицируемая, основанная на достоверных модельных расчётах зависимость между показателями надёжности и расходами потребителей на обеспечение этой надёжности».

Первая проблема заключается в том, что на сегодня практически все компетенции по данному вопросу сосредоточены в «Системном операторе», «в то же время где им ещё быть, как не в ключевой структуре, отвечающей за надёжность?», рассуждает эксперт. Потребителям понадобится ещё немало времени, чтобы накопить эти компетенции и начать на равных общаться с «Системным оператором», как они это делают с генераторами и сетевиками, считает он. Вторая проблема – распределение ответственности. «Можно обвинять «Системного оператора» в том, что ему выгодны избыточные мощности в энергосистеме и он не заинтересован в выводе «лишней» генерации, – говорит Александр Григорьев. – Но с другой стороны, он же несёт ответственность за то, чтобы энергосистема работала надёжно и справлялась с этой задачей. Кто и как будет отвечать (и перед кем) за стратегические ошибки и локальные недочёты, если ответственность будет размыта между пока ещё неопределённым кругом лиц?»

Источник: Переток.ру


14.06.2016

К концу 2017 года ВИЭ в Крыму составят 50% от общей мощности

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в Крыму к концу 2017 года с подключением солнечной электростанции мощностью 110 МВт займут 50% от общей мощности выработки энергии. Об этом сообщил замминистра топлива и энергетики Республики Крым Сергей Бедрык, который принимал участие в IV Международной конференции по возобновляемой энергетике, проходившей в Якутске с 9 по 11 июня.

“Мы планируем в течение ближайшего года запустить в республике еще одну солнечную станцию общей мощностью 110 МВт, также с привлечением инвесторов произведем реконструкцию существующих ветроэлектростанций. Общая мощность ВИЭ достигнет около 500 МВт, что составит 50% от общей мощности”, – сказал Бедрык.

На данный момент в регионе мощность солнечных станций составляет 297 МВт. С вводом новой станции на 110 МВт она увеличится до 407 МВт. Мощность ветроэлектростанций составляет 83 МВт.

Минэнерго РФ в ближайшие 20 лет планирует в 10 раз увеличить производство электрической энергии на основе возобновляемых источников электроэнергии. При этом до 2024 года на энергетическом рынке России появится порядка 8-10 ГВт за счет ВИЭ. Сейчас в РФ действуют 124 крупных энергетических генерирующих объекта, работающих за счет использования возобновляемых источников энергии. Их общая мощность составляет 2,3 ГВт, то есть порядка 1% от всей вырабатываемой электроэнергии.

http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1465891175


14.06.2016

С 1 июля цены для потребителей на розничных рынках электроэнергии в России будут определятся по единым принципам

Правительство Российской Федерации утвердило разработанное Минэнерго России постановление «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка ценообразования на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности» (документ от 17 мая 2016 г. № 433).

В соответствии с ним на территориях Дальнего Востока, Республики Коми, Архангельской и Калининградской областей розничные цены на электроэнергию для потребителей, не относящихся к категории «население», будут определятся по принципам, идентичным действующим с 2012 года по территориям ценовых зон.

Розничные цены для потребителей указанных регионов будут формироваться на основе результатов работы гарантирующих поставщиков, приобретающих электроэнергию на оптовом рынке в отношении своих потребителей.

В частности, постановлением отменяется действующая в настоящее время обязательность планирования объемов потребления электроэнергии для потребителей, и соответственно исключается штрафование за «недоборы» и «переборы» от запланированных объемов.

Источник: http://minenergo.gov.ru


11.06.2016

Путин распорядился остановить создание особых экономических зон в РФ

По поручению президента создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) в России прекращается — по крайней мере до разработки единых подходов к ОЭЗ и территориям опережающего развития, работа десяти зон будет прекращена, все действующие ОЭЗ переданы регионам. Как следует из ведомственной переписки, с которой ознакомился «Ъ», поручение должно быть исполнено до 30 июня. Такую реакцию Кремля вызвал доклад главы контрольного управления президента Константина Чуйченко. В нем констатируется, что с 2006 года на 33 ОЭЗ потрачено 186 млрд руб., 24 млрд руб. из них не использованы, налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд руб. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн руб.— среднюю зарплату в РФ за 25 лет.

По данным «Ъ», 27 мая президент Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегии работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ — до разработки единых подходов к их созданию — и прекращении работы неэффективных ОЭЗ по итогам проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры. По поручению курирующего вопрос вице-премьера Дмитрия Козака (ДК-П13-3206, есть у «Ъ») Минэкономики должно представить Белому дому проект доклада президенту до 17 июня и сообщать о прогрессе раз в полгода.

Проверки ОЭЗ, по итогам которых даны президентские поручения, были вызваны жалобами президенту активистов «Общероссийского народного фронта» в ноябре 2015 года (см. «Ъ» от 28 ноября). Как отчитался перед президентом начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики: с 2006 года на создание 33 ОЭЗ направлено 186 млрд руб. (из них 122 млрд руб. федерального бюджета).

По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно, говорится в отчете.

Напомним, ОЭЗ были созданы по специальному закону в июле 2005 года. На 1 января в 30 субъектах было 33 ОЭЗ (9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 туристско-рекреационного типа). По данным Минэкономики, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 стран. По данным СП, с начала работы до января 2016 года ОЭЗ выплатили бюджетам 40 млрд руб. налоговых и таможенных платежей. Из 21 млрд руб. налоговых производственная деятельность принесла 59%, а технико-внедренческая — 40,6%. Объем налоговых и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22,6 млрд руб.

По данным Счетной палаты, на которые ссылается господин Чуйченко, на 1 января общая сумма не использованных АО ОЭЗ средств составила свыше 24 млрд руб., а совокупный доход от размещения средств на депозитах за 2006-2015 годы — 29,3 млрд руб. Регионы недофинансировали строительство объектов инфраструктуры больше чем на 40% (на 45,7 млрд руб.), вместо плановых 25 тыс. рабочих мест к 2016 году было создано 18 тыс., а на создание одного рабочего места было потрачено 10,2 млн руб. средств (этого хватило бы, чтобы платить занимающим их работникам среднюю по РФ зарплату в течение 25 лет). Как говорится в материалах контрольно-аналитического управления, в правоохранительных органах находится пять уголовных дел, связанных с хищением средств, включая хищение 509 млн руб., предназначенных на развитие инфраструктуры Липецкой области.

В апрельском отчете Счетная палата заявила о необходимости доработать механизм создания, развития и управления ОЭЗ, включая требования к целесообразности создания, доходности, рентабельности и срокам окупаемости. По данным СП, регионы подают заявки на слишком большую территорию и не успевают ее осваивать — на 1 января ОЭЗ не использовали 40% земель (84,4 тыс. га из 214 тыс. га). Заметная часть претензий аудиторов касалась туристических зон.

Это не первое покушение на ОЭЗ, которые в Минэкономики считают инструментом технологической модернизации,— ранее Минфин предложил выделять средства только успешным ОЭЗ промышленно-производственного типа, у которых объем инвестиций с момента создания зоны должен в три раза превышать затраты федерального центра на ее инфраструктуру (см. «Ъ» от 7 апреля). В Минэкономики «Ъ» вчера подтвердили работу над поручением и над оптимизацией инвестиций в них. «И в мировой истории ОЭЗ есть как очень успешные, так и неудачные примеры. Сейчас надо концентрироваться на том, чтобы их избегать. Пока можно сказать, что наши ОЭЗ вполне конкурентоспособны, а сравнение с другими странами подтверждает значимость выбранных льгот и их достойный масштаб»,— сообщили в ведомстве.

Источник: КоммерсантЪ


10.06.2016

Минэнерго РФ прогнозирует снижение темпов роста энергопотребления в долгосрочной перспективе

В ходе 49-го заседания Электроэнергетического совета СНГ в Душанбе министр энергетики РФ Александр Новак обратил внимание на снижение темпов роста потребления электроэнергии в России за последние 3 года. По словам министра, такая тенденция может развиваться еще в долгосрочной перспективе.

«Мы выработали в прошлом году 1,050 трлн кВт.ч. По плану, который был в 2008 году при реформировании энергетической системы и при создании программы ввода генерирующих мощностей, у нас должно было быть сейчас для потребления 1,25 трлн кВт.ч», – отметил Новак.

«В целом, проблемы, которые возникли, – они связаны с замедлением темпов роста экономики и темпов роста потребления. На протяжении последних трех лет рост потребления электроэнергии не более 1% наблюдаем», – сказал он.

Он подчеркнул, что ситуация с энергосбережением очень серьезно влияет на то, что потребление электроэнергии растет меньшими темпами, чем экономика.

Говоря об избыточной генерирующей мощности, министр напомнил, что на в период до 2019 года планируется вывод порядка 10 тыс. МВт избыточных мощностей. Для этого создаются необходимые условия, в том числе переход с 2016 года на долгосрочный отбор мощности на оптовом рынке на четыре года вперед. Он добавил, что Минэнерго также работает над подготовкой нормативной базы, которая позволит собственникам генерирующих мощностей принимать решение об их консервации.

http://www.peretok.ru/news/strategy/minenergo-rf-prognoziruet-snizhenie-tempov-rosta-energopotrebleniya-v-dolgosrochnoy-perspektive.html