Новости

27.05.2016

Генераторы говорят о необходимости приватизации сетей

Представители генерирующих компаний считают, что сетевой распределительный комплекс необходимо приватизировать – только эта мера способна решить вопрос роста сетевой составляющей в конечной цене электроэнергии. Об этом шла речь на конференции «Электроэнергетика России», проходящей в эти дни в Калининграде.

«Государственное регулирование не приводит к увеличению качества в сетях. Не даёт нормальных сигналов для выбора объектов нового строительства, но приводит к росту цен. Давно пора обратить пристальное внимание на затраты сетей», – сказал на конференции Директор по бизнес-анализу и развитию рынков компании «Фортум» Ярослав Рыков. По его мнению, лучший способ решить эти проблемы – приватизация. «Собственник быстро разберётся в затратах и инвестициях», – считает Рыков.

Такого же мнения придерживается Генеральный директор «Иркутскэнерго» Олег Причко. «Выходом является приватизация сетей за исключением ФСК. На первом этапе возможно введение эталонов операционных затрат при эксплуатации сетевого комплекса. Это стабилизирует ситуацию, и можно будет судить об эффективности работы отдельных ДЗО Холдинга МРСК», – сказал он.

Источник: http://peretok.ru


27.05.2016

Выравнивание тарифов на Дальнем Востоке перенесено на 2017 год

На брифинге по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона вице-премьер правительства Юрий Трутнев заявил, что вступление в силу законодательного акта, обеспечивающего выравнивание тарифов на Дальнем Востоке перенесено на начало следующего года.

«Мы выработали с Аркадием Владимировичем Дворковичем единую позицию, было несколько предложений с его стороны, они учтены. Это сказалось на том, что немножко сдвинулся срок начала действия закона – на 1 января будущего года. Но все остальные разногласия сняты», – заявил вице-премьер.

Комментируя возникшую ситуация Юрий Трутнев в частности пояснил: «Мы хотели с середины года, но согласились с аргументами о том, что всё-таки тарифы, как правило, принимаются в начале года. Люди уже сверстали экономические планы, и поскольку тарифы изменятся в середине, это не очень корректно по отношению к предприятиям, работающим в центральной части Российской Федерации».

Источник: http://peretok.ru


27.05.2016

Россия готова оказать помощь Монголии в строительстве новых генерирующих мощностей

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, со ссылкой на решения российско-монгольской межправительственной комиссии, сообщил сегодня журналистам, что Россия готова оказать помощь Монголии в строительстве новых генерирующих мощностей, либо в виде ТЭС, либо АЭС, вместо строительства Шурэнской ГЭС на Селенге.

Ранее министр природных ресурсов РФ, председатель межправительственной комиссии, Сергей Донской заявлял, что ГЭС на Селенге не будет построена из-за негативного отношения к проекту со стороны международного сообщества, а также из-за того, что протест России против строительства не позволит проекту пройти экологическую экспертизу.

По словам иркутского губернатора Донской поддержал инициативу о предложении монгольской стороне построить другую энергогенерацию: либо несколько тепловых угольных электростанций на высококачественном угле, либо атомную станцию.

По мнению Левченко, позиция Монголии в строительстве ГЭС на реке Селенга, главном притоке Байкала, «похожа на то, чтобы вынудить нашу сторону снизить энерготарифы или построить новую генерацию». Вместе с тем, реализация проекта по строительству Шурэнской ГЭС в обсуждаемом варианте маловероятна, прежде всего, из-за экологических ограничений, считает губернатор. «Чтобы получить столько электроэнергии, им нужно затопить пол Монголии», – пояснил он.

Напомним, что Монголия планирует построить ряд ГЭС на одном из притоков Байкала – реке Селенге, а также ее притоках. При этом Селенга обеспечивает до 80% притока вод в озеро Байкал.

Источник: http://peretok.ru


27.05.2016

Как Вашингтон борется с Россией за восточноевропейский энергетический рынок

Соединённые Штаты собираются занять место России на Европейском рынке ядерного топлива. И сделать это они рассчитывают с помощью лишь одной компании. Как ни странно, японской.

Если вы полагаете, что единственная тема, связывающая США и Европу в плане энергетической безопасности, – это поставки американского сжиженного природного газа, вы заблуждаетесь. Это ещё и российская ядерная энергия в странах, некогда бывших за железным занавесом.

Энергетическая безопасность в Восточной Европе – это война термоядерных реакторов, в которой Westinghouse Electric (WEC) противостоит российскому Росатому. Это затяжная и сверхзатратная энергетическая игра, которую Америка отчаянно пытается выиграть. Госсекретарь Хиллари Клинтон даже лоббировала интересы Westinghouse в Праге в 2012 году. Это не секрет.

Исполнительный директор Westinghouse Дэнни Родерик отмечал, что появление Клинтон произвело большое впечатление на чехов. «Я гордился, что она была в окопах со мной», – заявил он недавно. Негласная цель (всей этой компании) – понизить влияние России на восточноевропейском рынке ядерной энергии, даже если это не приведёт к немедленному переходу российской доли к Westinghouse. Исторически для некоторых стран региона Росатом и его топливная компания ТВЭЛ – главные и единственные партнёры.

«Русские и американцы дерутся за тендеры в Восточной Европе, – говорит Мартин Йирусек, эксперт по вопросам энергетической безопасности Университета Масарик в Чехии. – У Areva нет денег, Siemens потерял множество своих разработок, когда Германия закрыла свою ядерную программу. Остались американцы и русские. Сейчас постепенно заходят китайцы. Русские поддерживают Росатом, американцы – Westinghouse. О японцах же мы ничего не слышали».

Westinghouse была американской на 100%. Сегодня она на 90% японская, на 10% – казахстанская. Компания ведёт свою историю с 1880-х годов. В 1990-е она на короткое время стала владельцем телекоммуникационной корпорации CBS, а в 2007 сама была продана японцам из Toshiba. Владея 87% Westinghouse, Toshiba под брендом американской компании вышла на рынок с водно-водяным реактором AP1000. Сегодня в мире строится 8 АЭС с такими реакторами: 4 – в Китае и 4 – в США. Причём две американские станции – в Джорджии и Южной Каролине – отстают от графика.

Это был сильный удар по позициям русских в Европе. Ведь до тех пор они вели по очкам, получая новые контракты. А Вашингтон подрабатывал их торговым представителем. Ради энергетической безопасности.

«Представители Госдепа США настойчиво выказывали Westinghouse свою поддержку и склоняли европейцев выбрать эту компанию поставщиком ядерного топлива под предлогом снижения энергозависимости от России», – говорит представитель Росатома Владислав Бочков.

Washingtonhouse

Всё началось в 2012 году, когда госсекретарь Клинтон отправилась в Чехию и отстаивала там интересы Westinghouse как возможного строителя и оператора двух новых реакторов АЭС Темелин. Кстати, информация об этой поездке заинтересовала лишь информагентства и прошла почти незамеченной.

Клинтон встретилась с чешским премьер-министром Петром Нечасом, и главным её аргументом в пользу Westinghouse были мнимые опасения насчёт энергетической безопасности Чехии. Единственным участником торгов за право строительства двух новых энергоблоков АЭС Темелин был Российско-Чешский консорциум, возглавляемый Росатомом. Русские стали нервничать, и полгода спустя Нечас полетел в Москву заверять Росатом, что торги будут честными и открытыми.

Реакторы, построенные Росатомом, к тому времени уже много лет успешно работали на первом и втором энергоблоке Темелин. Кроме того, вишенкой на торте должно было стать предложение русских – до двух третей от всего объёма поставок на строительстве новых энергоблоков будут осуществлять чешские компании.

Но потом случилось такое, что иначе как чудом не назовешь. Нечас оказался в центре политического скандала. Его партнёров арестовали, а сам он был вынужден уйти в отставку.

В итоге в 2014 году чешские власти закрыли тендер. Просто потому, что у госкомпании CEZ Group, обслуживающий Темелин, кончились деньги. Формально ни один из участников процесса не имел договора на строительство двух реакторов. Но у американцев была своя точка зрения по этому поводу. И за ценой они не постояли.

Представители CEZ Group заявили российской компании ТВЭЛ, что та остаётся поставщиком (ядерного топлива) для Темелин-1 и Темелин-2 до 2020 года. Но тут же подписали соглашение с Westinghouse для тестирования их тепловыделяющих сборок на реакторах Росатома. «Суть в том, чтобы иметь двух поставщиков», – заявил представитель CEZ Group Марек Свитак.

Westinghouse знаком с технологиями Росатома и с чешской ядерной энергетикой. Эта компания поставляла тепловыделяющие элементы для Темелин в начале 2000-х. Иржи Пароубек, чешский политик, занимавший с 2005 по 2006 год пост премьер-министра, говорит, что официальные лица США годами продвигали интересы Westinghouse.

«В 1990-е американские дипломаты прямо настаивали на сотрудничестве с Westinghouse. В то время считалось, что технологически продвинутые Westinghouse способны помочь АЭС, построенным по советским технологиям, перейти на западные стандарты, – говорит Пароубек, – Но на практике всё происходило с точностью до наоборот. По сравнению с российским ядерное топливо от Westinghouse было дорогим и некачественным и нередко приводило к сбоям в работе реакторов».

В 2006 Росатом выиграл тендер на поставку топлива на АЭС Темелин сроком на 10 лет – с 2010 по 2020 год. Контрактом предусматривалось, что на промежуточном этапе российские тепловыделяющие сборки от ТВЭЛ будут работать бок о бок с американскими от Westinghouse. И всё бы ничего, но в CEZ заявили, что тепловыделяющие элементы от Westinghouse «протекают» и «гнутся». В итоге было решено удалить из реактора всё топливо Westinghouse и заменить его твэловским. Сложно придумать более яркую иллюстрацию того, что российские тепловыделяющие сборки оказались более безопасными, и что Вашингтон продал некачественный товар, который мог поставить под угрозу работу всей АЭС. Тогда Westinghouse вернулся к чертёжной доске, а так называемая мягкая сила Вашингтона стала применяться стремительно и яростно.

28 апреля этого года представители фабрики Westinghouse в шведском Вестеросе объявили, что наращивают производство топлива для российских ядерных реакторов в Восточной Европе. И что диверсификация поставок ядерного топлива – один из важнейших аспектов европейской энергетической безопасности.

«Полагаю, Westinghouse с помощью политического давления попытается занять как минимум половину рынка ядерного топлива», – говорит Пароубек. Бугимен (устрашающий персонаж из американских сказок и фильмов, аналог русского Буки) пришёл, и он будет делать своё дело. Медленно, но верно.Разумеется, это не может не беспокоить русских. Для таких, как Клинтон, это геополитика. Для Toshiba – это деньги. И бьюсь об заклад – просто так они не отстанут.

Toshiba: удержаться на плаву

Проблемы Toshiba – это проблемы Westinghouse. И выход на традиционно российский топливный рынок Европы – это лишь вопрос выживания. Toshiba проектировала и строила реакторы по всей Японии, снабжая их своим топливом. Трагедия в Фукусиме в марте 2011 года поставила все эти сервисные контракты под угрозу. Фукусимские реакторы компании были попросту выведены из эксплуатации.

После этого Германия закрыла свои АЭС, которые Westinghouse также снабжала своими тепловыделяющими сборками. В результате компания потеряла контракты на обслуживание 60 реакторов.И ей очень нужны были деньги. По данным Toshiba, совокупные операционные потери Westinghouse Electric между 2012 и 2014 годом составили 1,43 млрд долларов. Фабрика по производству ядерного топлива в Вестеросе оказалась на грани закрытия.

После этого начался политический кризис в Украине. Русские стали суперплохими парнями и проблема энергетической диверсификации вновь был поднята на щит. Пока пресса активна обсуждала цены на газ, именно атомная энергия обеспечивала половину потребностей Украины в электричестве.

В марте 2014 года, вскоре после присоединения Крыма и введения первого пакета санкций, Европейская комиссия опубликовала стратегию энергетической безопасности. Документ включал положение о диверсификации поставок ядерного топлива и снижении зависимости в этом компоненте от России. Более того, Евросоюз учредил грант на сумму в 2,2 млн долларов, чтобы субсидировать проекты по диверсификации поставок топлива на АЭС в Восточной Европе. Угадайте, кто получил этот грант?

После сделки в Чехии Westinghouse заключила контракт с болгарским правительством о строительстве нового реактора AP1000 на АЭС Козлодуй. Этому предшествовало решение премьер-министра Болгарии Бойко Борисова приостановить строительство АЭС в Белене – совместный проект Болгарской национальной энергетической компании и Росатома. Эта история, известная как «Беленская сага», обошлась болгарам в 1,3 млрд долларов, которые были выплачены Росатому в качестве штрафа за нарушение контракта. Русские, разумеется, почувствовали себя одураченными.

Фактически Борисов признал, что решение свернуть Беленский проект и отдать людям из Westinghouse контракты по Козлодую было политически мотивированным. Во время встречи с представителями Американской Торговой палаты Борисов так и сказал: «Мы – одно целое. Мы друзья. Мы разрушили планы России, мы остановили три российских проекта. И если мы не ваши партнёры, то кто же тогда?»

Черлидеры Госдепа

Соревнование между ТВЭЛ и Westinghouse продолжается, США будут поддерживать проекты Westinghouse политическими и финансовыми средствами, лишь бы уменьшить влияние Кремля, – считают аналитики Stratfor. «Сложно представить, что на организацию торгов не оказывается политического влияния», – говорится в блоге аналитической компании Trusted Sources.

Согласно исследованию Европейской комиссии, опубликованному в июне 2014 года, ядерная энергия (131 АЭС в 16 странах) составляет 27% от всей электрогенерации Евросоюза. Исторически доля России на рынке ядерных технологий Восточной Европы составляла около 100%. Но с годами индустрия достигла такой точки, когда и другие страны научились создавать оборудование, подходящее для реакторов, построенных конкурентами.К примеру, компания Westinghouse научилась строить тепловыделяющие сборки как для старых, так и для новых моделей реакторов Росатома. С переменным успехом, но всегда по завышенной цене. Россия делает это дешевле, так что страны, обращающиеся к Westinghouse, вынуждены переплачивать во имя так называемой диверсификации.

У русских есть преимущество. Росатом выиграл все тендеры на поставку ядерного топлива в Восточной Европе за последние 10 лет, но в самой России он не участвует ни в каких тендерах. ТВЭЛ – монопольный поставщик топлива для всех 35 российских реакторов. Так компания получает ресурсы, деньги и данные, необходимые для качественного развития. Роскошь, которой нет у Westinghouse.

Источник, близкий к Westinghouse, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что компания так активно борется за восточноевропейский рынок, потому что это «единственная возможность предотвратить полный крах». «Их реакторный дивизион убыточен, прибыль приносит лишь топливное подразделение, но и его доходы становятся всё меньше и меньше. Полагаю, что Westinghouse потратил миллионы долларов, чтобы включить тему ядерного топлива в контекст энергетической безопасности, и нынешние выпады США против России играют во всём этом не последнюю роль», – заявил источник.

Взрывая Украину

Чтобы перетащить Украину на строну Westinghouse, потребовались особенно изощрённые меры. Собственно варианта два – либо руководство Westinghouse умело выбрало время для манёвра, либо правительство США вступило в сговор с новыми украинскими властями, чтобы скинуть Россию на обочину. «Я считаю, что Westinghouse как-то замешан в том, что Евросоюз оттолкнул Украину от России», – говорит Томаш Влчек, эксперт по энергетической безопасности из Университета Масарик, Чехия.

В марте 2014 года, спустя лишь два месяца после того, как был свергнут пророссийский президент Янукович, европейская природоохранная организация Bellona заявила, что российское правительство готово наказать Украину, введя эмбарго на поставки ядерного топлива от ТВЭЛ. На фоне того, что делал Газпром с поставками газа, приказ Путина приостановить поставки тепловыделяющих сборок действительно мог показаться чем-то реальным. И допустить такое было совершенно невозможно. Нужен был ещё один поставщик ядерного топлива для украинских реакторов. Например, Westinghouse.

Bellona выставила Россию настоящим энергетическим злодеем. Брюссель воззвал к «диверсификации» украинского рынка ядерного топлива и выделил европейскому подразделению Westinghouse миллионы евро в качестве субсидий на обеспечение «энергетической безопасности». Весь этот бедлам (в оригинале – притон) не имел ничего общего с головным офисом Westinghouse в Пенсильвании. Более того, представитель американского подразделения прямо заявила, что никогда не слышала о Bellona. Но вот её европейские коллеги…

Бывший госслужащий Дерек Тейлор, который сегодня работает в брюссельском филиале Bellona, также является старшим советником по энергетике в Burson-Marsteller, компании, занимающейся пиаром Westinghouse по всему миру.

Несмотря на гражданскую войну на востоке Украины, санкции и споры вокруг газа, русские никогда не прерывали поставки ядерного топлива на украинские АЭС. Westinghouse – это не просто бренд американской энергетической компании. Это таран, который Вашингтон использует для продвижения идеи энергетической безопасности.

В 2012 году украинский энергетический регулятор запретил использовать тепловыделяющие сборки Westinghouse до завершения специального расследования. Два года спустя, как утверждают источники в Украине, премьер-министр Арсений Яценюк консультировался с Westinghouse по поводу кандидатур в этот регулирующий орган для его нового правительства.

В 2015 году, во время планового отключения реактора Южно-Украинской АЭС, выяснилось, что две тепловыделяющие сборки от Westinghouse дали течь, несмотря на все заверения об их полной совместимости с росатомовскими реакторами типа ВВЭР-1000.

Антироссийская политика по-прежнему важнее технологических проблем. Сегодня Westinghouse планирует новые поставки топливана Южно-Украинскую и Запорожскую АЭС, при этом новый регулятор признал тепловыделяющие сборки компании не уступающими по качеству российским. Захват украинского рынка – это в том числе способ наказать русских. И русские не станут игнорировать это обстоятельство. «Наша способность создавать топливо для ВВЭР не вызывает вопросов», – говорит Дэнни Родерик, – «И мы продолжим продавать его. Думаю, что конкуренция – это благо для рынка». Что ж, пожалуй. Но политическое давление, неважно – российское или американское, – приносит больше вреда, чем пользы. И конечно, это не может не раздражать русских, когда Вашингтон нарочно тычет в них острой палкой. Энергетическая безопасность в данном случае – не более чем средство поддержать конкурентов России на энергетическом рынке. Ставить под угрозу работу атомных проектов, устанавливая топливо Westinghouse в реакторы Росатома, – опасный способ обеспечить энергетическую безопасность.

«С финансовой точки зрения Росатом также выигрывает у Westinghouse», – говорит Йирусек о способности российской компании финансировать строительство новых АЭС и выполнять долгосрочные контракты по поставке ядерного топлива.

Если не брать во внимание Украину, где диверсификация была продиктована политическими мотивами, росатомовский ТВЭЛ удерживает свою долю рынка. Westinghouse, в свою очередь, продолжает давление, используя политическое влияние Вашингтона и деньги американских налогоплательщиков. При том что сама компания не платит налогов в США. Российско-американское ядерное противостояние – это война на истощение.

12 мая Toshiba заявила, что ей удалось отойти от края финансовой пропасти. После прошлогодних потерь в 6,6 млрд долларов, компания показала операционную прибыль в 1,1 млрд.

Никто не поручится, что Вашингтон вдруг прекратит продвигать Westinghouse на европейском рынке. Госдеп мог бы оказать поддержку другому японско-американскому проекту, например, кипящим водно-водяным реакторам от General Electric/Hitachi. Или базирующейся в Орегоне компании NuScale, создающей небольшие и недорогие модульные реакторы, которые отлично интегрируются с сетями на основе ВИЭ. Но он не станет этого делать. И вовсе не потому, что это продукты низкого качестве или европейский рынок водно-водяных реакторов перенасыщен. Всё дело в том, что Westinghouse напрямую конкурирует с русскими. И именно это в первую очередь интересует Вашингтон.

Оригинал материала: http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2016/05/17/washingtons-european-energy-security-boondoggle/#55ea3e1a62ef

Источник: http://peretok.ru


27.05.2016

Последние «острова». Неценовые зоны ЕЭС уходят в прошлое.

Минэнерго стремится уйти от регулирования энергетики в неценовых зонах энергосистемы. К рыночным торгам электроэнергией и мощностью в ближайшее время могут перейти Коми и Архангельская область, а в среднесрочной перспективе – Крым и энергосистема Востока. Потребители могут только выиграть от усиления конкуренции на региональных рынках, но генкомпании рискуют снизить доходы, а вертикально-интегрированным энергокомпаниям придётся избавиться от части активов.

Рынок шагает по ЕЭС

Минэнерго задумалось о расширении энергорынка практически до границ ЕЭС. Это следует из заявлений замминистра Вячеслава Кравченко на конференции «Российская электроэнергетика», организованной газетой «Ведомости» 30 марта. В текущей системе расчётов Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока относятся к неценовым зонам, где оптовая цена на электроэнергию определяется тарифом, а введение рыночных торгов становится невозможным из-за слабых связей с соседними энергосистемами в ценовых зонах. В момент реформирования РАО ЕЭС в регионах не стали внедрять рыночные механизмы, работающие в ценовых зонах, и проводить либерализацию рынка электроэнергии. Система ценообразования в неценовых зонах осталась такая же, как и была до реформы РАО: все станции получают регулируемые тарифы на электроэнергию и мощность. Похожая система в ценовых зонах действует в регулируемых договорах для поставки населению, напоминает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.

Переход неценовых зон к рыночным механизмам ценообразования позволит избежать особых условий для генерации в этих зонах и, возможно, улучшит положение потребителей на этих территориях. В то же время энергетикам будет сложно резко вступить в ожесточённую ценовую конкуренцию, царящую на профицитном оптовом рынке последние годы.

Русский Север оптом

Либерализовать могут в первую очередь энергосистемы Архангельской области и Коми: Минэнерго планирует в ближайшее время включить их в первую ценовую зону (европейская часть РФ и Урал) оптового энергорынка. Это не приведёт к изменениям для потребителей, но сократит доходы местных генераторов, объяснял Вячеслав Кравченко. В Архангельской области установленная мощность системы равняется 1,7 ГВт, основная генерация принадлежит ТГК-2 – Архангельская ТЭЦ, Северодвинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. В Коми общая установленная мощность электростанций равняется 2,4 ГВт, из них более 1 ГВт приходится на Печорскую ГРЭС «Интер РАО – Электрогенерация», заметная доля приходится на Сосногорскую ТЭЦ и Воркутинскую ТЭЦ-2 «Т Плюс», а также энергоустановку Сыктывкарского ЛПК.

Наталья Порохова поясняет, что в среднем текущие тарифы у генерации в Архангельской области на 20% выше, чем в соседних регионах ценовых зон, а по отдельным станциям и в 1,5 раза выше, констатирует она. В Коми в среднем тарифы приближаются к уровню соседних ценовых зон, но у отдельных поставщиков электроэнергия остаётся дороже на 20%, чем у ценовых «соседей». Высокие тарифы связаны с низкой эффективностью мощностей, а в Архангельской области в ряде случаев – с более высокой стоимостью топлива. Переход в первую ценовую зону для Архангельской области приведёт к снижению цены относительно текущего среднего тарифа на 15–20%, подсчитала аналитик, а для ТГК-2, имеющей и без того слабые финансовые показатели, это станет негативным фактором. Объединение Коми с рынком оставит цены для потребителей региона примерно на тех же уровнях, что и текущий средний тариф, но для дорогих поставщиков это приведёт к снижению выручки. Более существенно снизятся цены на мощность после прихода генераторов в конкурентный отбор мощности: средние тарифы на мощность в Коми на 20% выше цены КОМ, в Архангельской области – на 75% выше. Она отмечает, что не проиграет только Печорская ГРЭС, «Интер РАО» – единственный поставщик с тарифом на мощность ниже цены КОМ.

Вместе с тем глава московского офиса SKM Market Predictor AS Виталий Скальский отмечает, что либерализация энергорынка в регионах Коми и Архангельска не окажет существенного влияния и изменения объёма перетока с ОЭС Центра, что связано с протяжёнными слабыми электрическими связями в присоединяемых к рынку энергорайонах. «Более того, не исключена ситуация, при которой постоянное запирание контролируемого сечения с ОЭС Центра будет формировать в расчётной модели РСВ отдельную зону ограниченной конкуренции со своей локальной ценой», – считает эксперт.

Крым адаптируется к конкуренции

Следующим регионом, который также может войти в первую ценовую зону в обозримой перспективе, называют Крым. Собственная генерация Крыма – 900 МВт, ещё около 1 ГВт новых мощностей планируется ввести в ближайшие годы. Технически полуостров уже соединён энергомостом с ЕЭС и первой ценовой зоной, переток из энергосистемы юга после выхода на полную мощность должен вырасти до 800 МВт. Но регулирование всех видов деятельности в энергетике пока сохранится, поскольку на полуострове остаются вертикально-интегрированные компании, пояснял Вячеслав Кравченко. Полуостров станет частью первой ценовой зоны не раньше 2017 года, а может быть, и позже, пояснил он. Явно не соответствует нормам энергорынка в Крыму ГУП «Крымэнерго», владеющее магистральными, высоковольтными, распределительными сетями и одновременно являющееся гарантирующим поставщиком на основной территории. В Крыму для создания свободного рынка электроэнергии необходимо будет провести реорганизацию монополий – отделить генерацию от сетей, а сети от сбытов и, вероятно, разделить генерацию на несколько компаний, соглашается Наталья Порохова. Торги на оптовом рынке предполагают ценовую конкуренцию электростанций внутри каждой ЗСП (для этого доля каждого производителя не должна превышать примерно 30%), иначе ФАС ограничивает манёвры производителей.

Также участникам крымской энергосистемы – производителям и потребителям – придётся войти в Ассоциацию «НП Совет рынка», чтобы получить доступ к торгам на опте. В то же время компания зарегистрирована в системе оптового рынка – она вошла в палату экспертов «НП Совет рынка». В палату продавцов входит структура ФСК «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (АПБЭ), участвующая в расчётах Крыма с продавцами оптового рынка.

Минэнерго уже разработало проект постановления правительства по вхождению Крыма в первую ценовую зону с 1 января 2017 года, документ размещён на regulation.gov.ru в конце марта. Согласно проекту, в ноябре – декабре 2016 года планируется провести тестовые торги электроэнергией на территориях Крыма и Севастополя по правилам оптового рынка без финансовых расчётов. «Системному оператору» предстоит в конце года определить предельные объёмы поставки мощности крымской генерации на 2017 год и включить Крым в перечень зон свободного перетока. При этом в 2017–2020 годах мощность определённых электростанций в Крыму будет получать тариф вынужденного генератора (перечень не раскрывается), – следует из проекта.

*Почти забытый Дальний Восток *

В перспективе ценовой зоной может стать даже неценовая зона Дальнего Востока, которую вообще не коснулась энергореформа во время расформирования РАО ЕЭС. Все виды энергетического бизнеса здесь представляет в основном РАО ЭС Востока. Минэнерго ведёт модельные расчёты по созданию ценовой зоны на территории Амурской области, Хабаровского края, Еврейской АО и Приморья (суммарно 9,2 ГВт установленной мощности), сообщил замминистра, анализируются ценовые последствия такого решения. Сейчас эти регионы образуют неценовую энергосистему Востока, к ней планируется присоединить два энергорайона Якутии с установленной мощностью 1,5 ГВт. Вовсе отдельно от ЕЭС существуют изолированные энергосистемы на Магадане, Чукотке, Сахалине, Камчатке и в Якутии, где тарифы в несколько раз выше средних по РФ. Их присоединение к оптовому рынку не рассматривается, подчеркнул Вячеслав Кравченко.

Говоря о расширении ценовых зон, Минэнерго обоснованно указывает на очевидные трудности, связанные с недостаточным субъектным составом, однако в ОЭС Востока в качестве потенциальных субъектов в перспективе можно и нужно рассматривать сопредельные государства. В целом тренд на сближение ценовых и неценовых зон представляется всё же более рыночным механизмом, чем географическое перекрёстное субсидирование, считает Виталий Скальский.

Из-за низкой доли промышленности в потреблении ДФО тарифы на электроэнергию зачастую субсидируются, средств на инвестиции в них заложить невозможно. Правительство обсуждает возможность снижения конечных тарифов за счёт надбавки для оптового энергорынка, то есть остальной территории РФ, но Минэнерго считает, что заняться надо сначала снижением внутривенных издержек в энергетике Дальнего Востока. Возможное образование новой ценовой зоны в макрорегионе как раз может помочь оптимизации издержек, считает замминистра. За создание третьей ценовой зоны в прошлом году выступали иностранные инвесторы. В генерацию, по их мнению, это позволило ввести механизм наподобие договоров поставки мощности и привлечь в ДФО инвесторов для строительства новых электростанций.

По расчётам Минэкономики, тарифы для промышленности в регионах ОЭС Востока близки к среднероссийскому уровню (2,85 руб/кВт∙ч). По мнению Натальи Пороховой, в случае либерализации цены в ДФО будут складываться автономно от других ценовых зон, так как инфраструктурные связи с ними слабые. Как и в начале формирования свободного рынка в существующих ценовых зонах, здесь выиграют производители с низкой себестоимостью (ГЭС «Русгидро» в Амурской области, эффективные ТЭС), а проиграют неэффективные старые мощности, отмечает аналитик. На сетевые тарифы это напрямую никак не повлияет, считает она.

В целом расширение ценовых зон – это распространение единых рыночных правил для всей энергосистемы, это делает производителей в данных регионах более инвестиционно-привлекательными и даёт возможность распространять на эти регионы рыночные механизмы – такие, как конкурентный отбор мощности и ДПМ, заключает Наталья Порохова.

По мнению старшего аналитика по электроэнергетике «Ренессанс Капитал» Владимира Скляра, расширение ценовых зон видится логичным шагом Минэнерго. «Это и есть задача правительства – обеспечение надёжным энергоснабжением по минимальным экономически обоснованным ценам. При этом пострадают отдельные генераторы –неэффективные и не выдерживающие конкуренции. В случае их вывода возникнет проблема теплозамещения, но это головная боль муниципальных властей», – отмечает он.

Источник: http://peretok.ru


27.05.2016

АО «Сахаэнерго» приступило к строительству объектов солнечной генерации

АО «Сахаэнерго», дочернее предприятие ПАО «Якутскэнерго» (входит в состав холдинга «РАО ЭС Востока»), приступило к строительству объектов солнечной генерации в трех отдаленных и труднодоступных поселках.

Мощность новой солнечной электростанции в поселке Дельгей (Олекминский улус) составит 80 кВт, в селе Иннях (Олекминский улус) – 20 кВт. В селе Верхняя Амга (Алданский улус) установят фотоэлектрический массив мощностью 36 кВт. Солнечные станции помогут повысить надежность и эффективность энергоснабжения потребителей в отдаленных поселках.

Строительство станций в населенных пунктах Дельгей и Иннях ведет компания ООО «Хелиос Стратегия». Генеральным подрядчиком по проекту в Верхней Амге выступает ООО «Группа ЭНЭЛТ». Компании были выбраны в результате открытых конкурсов.

На сегодняшний день полным ходом идут работы по доставке материалов и оборудования, необходимых для СЭС. Строительные и пуско-наладочные работы в Верхней Амге продлятся до августа, в Дельгее и Инняхе ¬– до сентября.

Для повышения выработки электроэнергии опорные конструкции новых станций имеют несколько углов наклона: в летнее время панели будут отклонены на 40° относительно горизонта, а зимой угол наклона конструкций будет увеличиваться до 72°. СЭС предстоит синхронизировать с дизельными электростанциями, которые пока являются единственными источниками электроэнергии населенных пунктов.

Солнечная станция в Верхней Амге также будет оборудована аккумуляторными батареями, благодаря которым в ясную погоду станет возможным электроснабжение потребителей полностью за счет возобновляемых источников энергии. Планируется, что летом дизельная станция села будет находиться в холодном резерве.

Алексей Ивлев, и.о.генерального директора АО «Сахаэнерго»: «Главная цель строительства и эксплуатации объектов возобновляемой энергетики на Севере и Арктике – экономия ресурсов при энергоснабжении потребителей. Отдаленность и труднодоступность населенных пунктов, неразвитая инфраструктура, сложная логистика ведут к серьезному удорожанию топлива для дизельных станций. Так около 60% себестоимости вырабатываемой электроэнергии приходится на топливную составляющую. Установка в отдаленных энергоучастках объектов возобновляемой энергетики приводит к сокращению затрат, что делает реализацию проектов ВИЭ экономически эффективной. Наша инновационная работа также направлена на снижение негативного воздействия на окружающую среду».

На сегодняшний день «Сахаэнерго» успешно эксплуатирует 13 СЭС общей мощностью 1325 кВт. По данным специалистов компании действующие станции позволили в 2015 году сэкономить 71 тонн дизельного топлива. Комплексная программа «РАО Энергетические системы Востока» по внедрению технологий возобновляемой энергетики на Дальнем Востоке предполагает строительство 178 солнечных станций и ветроэнергетических комплексов суммарной мощностью около 146 МВт.

Источник: ПАОРАО ЭС Востока”


27.05.2016

Системный оператор изучает опыт нормативного регулирования электроэнергетики Евросоюза

17 мая в Европейском Союзе вступил в действие системный кодекс ENTSO-E (Европейское сообщество операторов магистральных сетей) по присоединению генерирующего оборудования к электрической сети, принятый в рамках формирования единого электроэнергетического рынка ЕС. Специалисты ОАО «СО ЕЭС» по нормативному регулированию проанализируют этот документ для использования опыта европейских регуляторов при создании и последующем совершенствовании отечественной системы нормативно-технического регулирования в электроэнергетике.

В настоящее время в ЕЭС России идет активный процесс формирования системы нормативно-технического регулирования, предпосылками которого стало значительное устаревание нормативной документации в технологической сфере. Нормативная база, использовавшаяся до расформирования в 2008 году ОАО РАО «ЕЭС России», потеряла актуальность. За эти годы накопилось большое количество нормативных правовых актов, требующих актуализации. Так, до сих пор не актуализированы требования к надежности электроэнергетических систем и входящих в их состав объектов электроэнергетики. Более десяти лет в отрасли не принимается ни одного нормативного правового акта, устанавливающего технические требования к надежности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.

«Мы внимательно изучаем тенденции развития нормативной базы электроэнергетики Европейского Союза. Опыт наших европейских коллег ясно демонстрирует нам, что даже в рыночно ориентированных энергообъединениях необходимо принятие на государственном уровне единых общеобязательных требований функционирования технологического комплекса», — отметил заместитель Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» Сергей Павлушко.

Он подчеркнул, что развитие сферы нормативно-технического регулирования в электроэнергетике России движется в рамках общемировых тенденций. К настоящему моменту в Государственной Думе готовится ко второму чтению проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики». Законопроект решает одну из основных проблем нормативно-технического регулирования — вопрос о наделении Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти полномочиями по разработке, принятию и актуализации нормативных актов, которые устанавливают обязательные требования для обеспечения надежного и безопасного функционирования энергообъектов и электроэнергетических систем.

Создание правовых основ для реализации полномочий позволит Правительству РФ незамедлительно приступить к работе по актуализации отраслевой нормативно-технической документации и приведению ее в соответствие с современным уровнем технологий и требований надежности.

Одним из важнейших этапов формирования современной нормативно-технологической базы должно стать принятие в соответствии с поручением Президента России Правил технологического функционирования электроэнергетических систем (ПТФ ЭЭС) с целью формирования эффективной системы требований к электроэнергетическим системам и их элементам для обеспечения надежности и безопасности их совместной работы в составе ЕЭС России. Единые и обязательные для всех правила станут одним из основных механизмов обеспечения надежного функционирования ЕЭС России и технологически изолированных энергосистем, подчеркнул заместитель Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС».

Новый системный кодекс ENTSO-E определяет требования к генерирующему оборудованию при его присоединении к сети, направленные на достижение и поддержание надежной работы всего технологического комплекса европейского энергообъединения. Сергей Павлушко отметил, что кодекс ENTSO-E устанавливает более широкие требования к генерации, чем те, что прописаны в рассматриваемом в настоящее время проекте ПТФ ЭЭС.

О системном кодексе ENTSO-E

Системный кодекс по присоединению генерирующего оборудования к электрической сети введен в действие 17 мая 2016 года регламентом Еврокомиссии от 14 апреля 2016 г. № 2016/631 «Об утверждении системного кодекса, устанавливающего требования для присоединения к электрической сети генерирующего оборудования» в странах ЕС. Он является вторым системным кодексом, принятым в рамках формирования единого электроэнергетического рынка в ЕС (первый кодекс Системный кодекс ENTSO-E по перспективному распределению пропускной способности принят в июле 2015 года).

Документ устанавливает требования для отдельных генерирующих объектов или совокупности генерирующих объектов, имеющих одну точку присоединения к сети, которые подключаются к энергосистеме в синхронном и несинхронном режимах. Требования кодекса распространяются на вновь присоединяемые к сети «значимые» объекты генерации, подпадающие под разные категории требований, в зависимости от мощности генерирующих объектов и класса напряжения электрической сети, к которому они присоединяются.

К уже эксплуатируемым объектам генерации правила кодекса не применяются, за исключением отдельных объектов, прошедших соответствующую модернизацию, или по которым приняты решения национального регулятора либо правительства.

Системные операторы получают право отказать в присоединении к электрической сети объектов генерации, которые не будут соответствовать установленным требованиям. Одновременно кодекс обязывает системных операторов обеспечить для объектов генерации прозрачные и недискриминационные условия участия в энергетическом рынке.

Регламент является актом прямого действия и обязателен к исполнению. Процедуры внедрения его положений в странах – членах ЕС должны быть выполнены в течение трех лет.

Опубликовано: http://so-ups.ru


27.05.2016

Российская промышленность не использует половину возможностей для экономии энергоресурсов.

Согласно экспертным оценкам, российская промышленность не использует половину возможностей для экономии энергоресурсов. Поддержка на государственном уровне и развитие лучших практик корпоративного энергоменеджмента позволят улучшить энергоэффективность. Инструменты господдержки пока не заработали, но существующая сегодня в России практика корпоративного применения международных стандартов позволяет добиться экономии ресурсов с помощью управленческих техник.

Алексей Шаповалов

Энергоемкое и бесхозяйственное

Экономика России остается энергорасточительной. В 2013 году, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), страна вошла в четверку мировых экономик, на которые приходится максимум потребления энергии. Наша страна расходует 5% от всей вырабатываемой в мире электроэнергии.

Опубликованный в марте отчет МЭА об энергоэффективности в 2015 году свидетельствует, что с 2003 по 2013 год потребление энергии в РФ сокращалось лишь в жилищно-коммунальном хозяйстве. И хотя энергетическая интенсивность (параметр оценки энергоэффективности) экономики за этот период снизилась на 23%, опережая аналогичный показатель в странах ЕС, успехи России выглядят хуже, чем Бразилии, Индии и Китая.

По данным Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), доля промышленности в потреблении энергии в 2011 году составляла 26%, а с учетом использования топлива на неэнергетические нужды — 32%. При этом энергоемкость промышленного производства в 2000-2011 годах снижалась на 4,5%, а индекс энергоэффективности ЦЭНЭФ — только на 2,9% в среднем в год. “На фактор совершенствования технологической базы пришлась только небольшая доля снижения энергоемкости промышленности. В основном же она снижалась за счет изменения структуры производства, колебаний загрузки производственных мощностей, изменения цен на энергоносители и погодных условий”,— отмечают аналитики центра.

В 2008 году Россия находилась на 108-м месте из 132 стран по уровню эффективности использования энергии в промышленности. И хотя за 2000-2011 годы технологические разрывы с лучшими зарубежными показателями несколько сократились, в целом они остаются значительными. Так, в производстве кокса такой разрыв составляет 1,4 раза, чугуна и электростали — 1,9 раза, проката — 3,7 раза, удобрений — 1,5 раза, целлюлозы — 1,6 раза, бумаги — 1,5 раза, клинкера — 2 раза.

“Даже при сравнительно низких ценах на топливо и энергию их доля в себестоимости промышленной продукции в России выше, чем во многих развивающихся странах”,— добавляют аналитики центра.

В 2011 году технический потенциал экономии энергии в российской промышленности при реализации мероприятий по экономии компаниями и активной господдержке оценивался ЦЭНЭФ в 194 млн тут (тонн условного топлива), или 41% всего размера технического потенциала России. Это заметно превышает годовое потребление энергии в таких странах, как Польша, Нидерланды или Турция. Без учета промышленных электростанций и котельных потенциальный размер экономии конечной энергии составляет 73 млн тут. Рыночный же потенциал экономии при норме дисконтирования в 20% равен 183-186 тыс. тут — около 80% технического потенциала и 89% от экономического потенциала, согласно расчетам центра. Без отраслей ТЭКа экономия равна 509 млрд руб. в год, а с ними — 1,2 трлн руб. в год. Однако реализовать этот потенциал пока не получается.

На сегодняшний день эксперты ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию), ЦЭНЭФ, Аналитического центра при правительстве РФ и промышленные потребители оценивают качество государственной политики в области энергоэффективности как низкое. Да и сами чиновники неоднократно признавали, что выполнить президентскую цель снизить энергоемкость ВВП к 2020 году на 40% от показателя 2007 года выполнить не удастся. В 2010 году отраслевая госпрограмма утвердила 81 показатель для мониторинга ситуации с энергетической эффективностью помимо дополнительных показателей в отдельных нормативно-правовых актах. В обзоре “Энергосбережение в зеркале промышленной политики” Аналитического центра от 2014 года эксперты констатировали: “Порядок сбора многих из показателей через систему органов госстатистики не регламентирован, нет шаблонов для этого; не всегда ясно, для чего эти показатели собираются и в чьей компетенции находятся. Зачастую получаемую информацию невозможно проверить, сопоставить, проанализировать, а в один сектор (отрасль) объединены подсектора, имеющие различную экономическую и правовую основу”.

Крайне ограниченны и инструменты господдержки промышленных проектов энергоэффективности, большинство из которых не работает или работает с небольшой эффективностью. Основные механизмы поддержки промышленности, согласно подпрограмме по энергоэффективности в составе госпрограммы “Энергоэффективность и развитие энергетики”: НИР и ОКР в области энергосбережения, субсидии региональным бюджетам на софинансирование программ, модернизация и развитие государственной информационной системы, образовательные мероприятия, международное сотрудничество, развитие механизмов финансовой поддержки проектов и госгарантии по кредитам.

В 2012 году опросы Минэнерго об ограничениях в развитии промышленного энергосбережения показывали, что экономическими инструментами господдержки в силу высоких трансакционных издержек пользовались лишь 5% респондентов, главным образом — госкомпании. В конце 2014 года господдержка программ энергоэффективности в регионах была сведена к нулю, а в середине 2015-го в качестве антикризисной меры правительство заморозило введение обязательного энергоаудита компаний. В то же время, по данным ЦЭНЭФ, в законодательстве США, Европы и Китая энергосбережению в промышленности уделяется заметно больше внимания. В Германии применяется 30 таких мер политики, во Франции — 14, в Великобритании — 13, в Нидерландах — 9. В среднем в ЕС на одну страну приходится около десяти мер. И чем динамичнее развивается сектор, тем больше используется государством инструментов. Главным образом это целевые госсубсидии, расходы на информирование и образование, а также соглашения государства и энергоемких компаний о достижении обязательных целевых параметров энергоэффективности в обмен на поддержку.

Тогда как господдержка промышленных проектов энергоэффективности фактически заморожена, Минэнерго приводит в порядок законодательство о региональных программах энергосбережения “в части установления и контроля достижения показателей в области энергоэффективности”. В то же время в конце 2015 года в министерстве сообщили о запуске пилотного проекта в Подмосковье совместно с ОАО “Мосэнергосбыт”. В нем используются так называемые белые сертификаты, когда на поставщиков энергии возлагаются обязательства по снижению ее расхода у потребителей, а достигнутый при помощи господдержки результат подтверждается регулятором в виде сертификата. В ЕС достижения по таким обязательствам можно перепродавать на открытом рынке. Проект предполагает распространение соответствующей практики в области энергоэффективных источников освещения по субсидируемой цене через поставщика электроэнергии.

Корпоративный энергоменеджмент приносит многомиллионные плоды.

Пока государство продолжает тестировать инструменты поддержки проектов энергосбережения, а промышленные компании — в большинстве своем скептически оценивать их перспективы, в России появляется лучшая корпоративная практика, которая при помощи незатратных и малозатратных управленческих техник позволяет добиться постоянной экономии энергии и денег. В 2010 году в России был запущен проект Глобального экологического фонда, направленный на повышение энергоэффективности промышленности в РФ с объемом финансирования в $15,6 млн. Исполнителем проекта являются ЮНИДО и ЕБРР, а главной задачей — запуск и использование на российских предприятиях системы энергетического менеджмента. Его планируется завершить в 2017 году. Деятельность по проекту состоит из четырех направлений: развитие методического, информационного и кадрового обеспечения, повышение энергоэффективности крупных промышленных предприятий, малых и средних предприятий и поддержка соответствующей госполитики.

Ключевым компонентом для промышленных предприятий является обучение национальных консультантов и персонала для запуска системы энергетического менеджмента (СЭнМ), соответствующей международному стандарту ISO 50001:2011, инициатором разработки которого было ЮНИДО. СЭнМ используется такими промышленными гигантами, как Toyota и General Motors. Оценка же программ национальной энергоэффективности, основанных на принятии и реализации такого стандарта в Дании, Ирландии, Нидерландах и Швеции, показала, что ежегодное улучшение показателей на промышленных предприятиях, запустивших систему СЭнМ, вдвое выше, чем у компаний, которые такие практики не используют. Опыт ЕС и США, как и пилотные испытания ISO 50001:2011, демонстрирует, что компании, запустившие систему корпоративного управления качеством энергопотребления впервые, в течение первых двух лет увеличивали энергоэффективность в среднем на 10-20% от базового уровня. С начала 2015 года программа поддержки системы энергоменеджмента действует в 17 странах, которые относят к развивающимся, включая Россию, и странам с переходной экономикой.

Основная часть работы данного проекта ЮНИДО в России касается развития культуры энергопотребления на предприятии и сбережения ресурсов. Программа СЭнМ состоит из информационных семинаров для топ-менеджеров, программ обучения пользователей (руководителей энергетических подразделений, главных инженеров и представителей персонала, связанного с энергопотреблением) и обучения национальных экспертов. “Для обеспечения результатов в области модернизации промышленности и ресурсоэффективности инвестиции в первую очередь необходимы в людей, а затем уже в высококачественное оборудование”,— убежден глава Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ Сергей Коротков. По его словам, основная ценность стандарта ISO 50001:2011 и накопленного опыта его использования состоит в том, что они учат смотреть на энергоэффективность под углом “сделай что-нибудь, что сэкономит”.

В России СЭнМ, запущенная по методологии ЮНИДО на базе стандарта ISO 50001:2011 в рамках текущего проекта ЮНИДО, уже действует на 25 предприятиях и внедряется еще на 16, а программа ЮНИДО преподается в корпоративных университетах. Национальный эксперт проекта ЮНИДО в РФ Максим Елисеев говорит, что даже компаниям, которые были убеждены, что использовали все резервы энергосбережения, работа СЭнМ позволяет сокращать потребление энергоресурсов не менее 5% в год в натуральном выражении. Многофакторная регрессионная модель потребления каждого вида ресурса, которую приглашенные эксперты ЮНИДО помогают сотрудникам предприятий применить в своей текущей деятельности, позволяет контролировать энергоэффективность в реальном времени и отслеживать экономию в натуральном выражении. При ее помощи можно оценить влияние “человеческого фактора”, избавиться от типовых оправданий про снижение объемов производства или холодной зимы, поясняет эксперт. Например, на одном из заводов предприятия, которое участвует в проекте ЮНИДО, при ее помощи выявили одну из трех смен, которая не соблюдала требования к температурам, что вызывало перепотребление. “Правильный энергоменеджмент нужен для того, чтобы экономить кВт ч, а не для того, чтобы продать оборудование, ПО или сертификацию”,— говорит господин Елисеев.

Наиболее заметными примерами успешного внедрения промышленного энергоменеджмента в России являются компания “Балтика”, Магнитогорский металлургический комбинат, предприятия УГМК, предприятия холдинга “Ак Барс”, АО “ПО “Завод имени Серго”“ (ПОЗиС) и КВАРТ. “Балтика” в 2015 году сэкономила 72 млн руб. беззатратными и малозатратными способами благодаря системе энергоменджмента. При этом компании удалось заметно сократить фактическое потребление электрической энергии, тепла и воды в сравнении с ожидаемым потреблением, которое модель оценивает для случая, в котором программа бы не работала (см. графики). ММК за прошедший год сэкономил энергоресурсов на 1,2 млрд руб., используя незатратные и малозатратные мероприятия. За девять месяцев 2015 года на восьми предприятиях УГМК беззатратными мероприятиями было сэкономлено 34,3 млн кВт ч, 4,1 млн куб. м газа и более 15 тыс. куб. м воды. ПОЗиС сберегло 2,6 млн кВт ч и 1,2 млн куб. м газа, а завод КВАРТ в Казани — энергоресурсов на 2,1 млн руб. за счет беззатратной оптимизации производства.

“Целесообразно разработать специализированные отраслевые методики энергоменеджмента с тем, чтобы предусмотреть в них отраслевую специфику и еще облегчить предприятиям путь к его внедрению. Методология ЮНИДО позволяет использовать обширный международный опыт и адаптировать его к российским реалиям. Внедрение системы энергоменеджмента является неотъемлемой частью построения политики наилучших доступных технологий в области энергоэффективности”,— рекомендует национальный координатор проекта ЮНИДО в РФ Мария Лазарева.

Опубликовано: http://www.kommersant.ru


25.05.2016

МРСК Северо-Запада планирует привлечь 1,9 млрд руб. для реализации мероприятий по энергосбережению

В рамках мероприятий по снижению потерь при передаче электроэнергии МРСК Северо-Запада продолжает внедрение современных автоматизированных систем учета. Планы сетевой компании по привлечению частных инвестиций в данном направлении представила на IV Российском международном энергетическом форуме начальник департамента учета электроэнергии, энергосбережения и повышения энергоэффективности МРСК Северо-Запада Ольга Милащенко.

- В условиях ограничения роста тарифов финансирование мероприятий по энергосбережению требует помимо вложений за счет инвестиционной программы привлечение нетарифных источников. Принимая во внимание значительный потенциал энергосбережения в распределительной сети, мы считаем перспективным использование механизмов энергосервисных контрактов, – рассказала Ольга Милащенко.

В МРСК Северо-Запада подготовлены предложения для потенциальных партнеров в пяти филиалах: «Архэнерго», «Вологдаэнерго», «Карелэнерго», «Комиэнерго», «Новгородэнерго». В рамках этих проектов планируется организовать 42 671 автоматизированных узла учета электроэнергии.

- Учитывая, что суммарный объем инвестиционных затрат – 1,2 млрд руб., предельная стоимость энергосервисных контрактов составляет 1,9 млрд руб. без НДС, а эффект от реализации мероприятий оценивается в 425 млн руб. в год, указанные проекты являются привлекательными для потенциальных энергосервисных компаний и инвесторов, – отметила Ольга Милащенко.

В настоящее время уже объявлен конкурс на заключение энергосервисных договоров по филиалам «Карелэнерго» и «Вологдаэнерго». Еще по трём филиалам объявление торгово-закупочных процедур планируется в ближайшее время.

Энергосервисный контракт – это договор между электросетевой компанией и частным инвестором на оказание услуг, направленных на энергосбережение. Затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Потребителям автоматизированные приборы учета электроэнергии устанавливаются бесплатно и способствуют экономии средства на оплату электроэнергии. Все бремя эксплуатационных расходов (замена, ремонт, поверка) несет не потребитель, а электросетевая компания.

Опубликовано: http://www.eprussia.ru


25.05.2016

Смольный избавляется от небольших компаний, которые подлежат тарифному регулированию

Недавно появившаяся на петербургском рынке теплоэнергетики компания ООО “Теплоэнерго”, которую участники рынка связывают с городскими чиновниками и депутатами, может лишиться основного источника дохода — тарифного регулирования по инициативе самих же чиновников. Как заявил на завершившемся в Петербурге Российском международном энергетическом форуме (РМЭФ) заместитель председателя комитета по энергетике Дмитрий Долгов, в отношении небольших компаний в апреле прошлого года вице-губернатором Игорем Албиным утвержден план мероприятий, направленных на снижение количества регулируемых организаций. Так, в прошлом году тарифа лишились более 60 организаций, а в этом году предполагается довести их число до 93. ГУПТЭК” уже отправило в адрес “Теплоэнерго” предложение о приобретении части активов по “смешной” цене.

Небольшие компании, чья выработка тепловой энергии оказывается гораздо дороже, чем у крупных генерирующих предприятий, особенно если их мощности дублируются, невыгодны горожанам. Таким небольшим предприятиям, исходя из более высокой себестоимости производства тепла, требуется, соответственно, и более высокий тариф. Дополнительная финансовая нагрузка в этом случае ложится либо на конечных потребителей, которым приходится платить дороже за услуги теплоснабжения, либо на бюджет, из которого приходится выделять ресурсы для сдерживания тарифного роста.

Поэтому город еще в апреле прошлого года взял курс на снижение количества небольших компаний, для которых просто перестал устанавливать тариф на новый период регулирования. Собственникам таких объектов приходится либо их продавать, либо отдавать в аренду более крупным игрокам. По словам господина Долгова, инициатива была утверждена профильным вице-губернатором Игорем Албиным. “План предусматривал ликвидацию в 2015 году 39 организаций. Фактически ушла с регулирования 61 теплоснабжающая организация. Эта работа будет продолжена. Целевой ориентир у нас на этот год — 93 организации”, — заявил в рамках завершившегося на днях в Петербурге РМЭФ господин Долгов.

По его словам, городское предприятие ГУПТЭК” уже отправило в адрес 102 организаций обращения и предложения рассмотреть возможность заключения договора аренды, передачи имущества. “По результатам восемь небольших теплоснабжающих организаций заключили договор купли-продажи тепловой энергии с ГУПТЭК”, одиннадцать организаций выразили намерение заключить договор купли-продажи тепла по тарифным соглашениям сторон, а четыре компании предложили заключить договор продажи своего теплоэнергетического комплекса”, — сообщил господин Долгов.

По мнению генерального директора ООО “Газпром энергохолдинг” (ГЭХ) Дениса Федорова, “Теплоэнерго” является небольшой компанией, имеющей самый высокий тариф в Петербурге и вполне подходящей под план городского правительства сократить количество игроков на рынке. К тому же, считают в ГЭХ, мощности “Теплоэнерго” дублируют мощности ОАО “Территориальная генерирующая компания N 1” (ТГК-1).

По данным “Ъ”, другой крупный игрок — ГУПТЭК” — тоже обнаружил дублирование части свой инфраструктуры и уже отправил “Теплоэнерго” предложение о покупке этих активов. По словам заместителя генерального директора ГУПТЭК” по правовым и корпоративным вопросам Даниила Карпина, руководствуясь поручением вице-губернатора, предприятие отправило “Теплоэнерго” предложение рассмотреть возможность продажи части теплосетей, которые оказались между потребителями и источниками теплоснабжения ГУПТЭК”. Однако руководство “Теплоэнерго” решило отклонить это предложение, назвав его “смешным” с точки зрения предложенной цены. Тем не менее сам факт того, что компания “Теплоэнерго” стала фигурировать в ракурсе предприятия, подпадающего под возможное сокращение, инициированное правительством города, представляется любопытным по причине того, что все участники рынка неофициально связывают “Теплоэнерго” как раз с городскими чиновниками.

Впрочем, в самом “Теплоэнерго” пока не опасаются политики города по сокращению числа регулируемых организаций в теплоснабжении. “Во-первых, у нас идет строительство объектов теплоснабжения для застройщиков. Во-вторых, мы сами инвестируем в сокращение числа регулируемых организаций, покупая объекты теплоснабжения у непрофильных предприятий”, — заявил “Ъ” генеральный директор “Теплоэнерго” Евгений Кочнев.

Господин Долгов на прямой вопрос “Ъ”, как можно объяснить появление в городе нового небольшого игрока, в то время как власти приняли курс на их сокращение, сослался на открытый для всех рынок теплоснабжения. “Это открытый рынок теплоснабжения. Наша позиция заключается в том, что нужно прежде всего загружать существующие станции. Против предпринимательской деятельности у нас нет инструментов, как нет и возможности ограничивать возможности развития какой-либо из компаний”, — заявил господин Долгов.
Опубликовано: http://www.kommersant.ru