Новости

23.08.2016

Минвостокразвития рассчитывает на поставки электроэнергии в страны АТР

Глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка в интервью газете «Известия» заявил, что в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) намерен обсудить возможности заключения контракта о поставках электроэнергии на рынки Китая, Японии и Южной Кореи.

«У нас избыток энергомощностей на Дальнем Востоке, в Китай мы уже поставляем электроэнергию, и это выгодно. Поставки электроэнергии с Дальнего Востока на рынки Китая, Японии и Кореи отвечают интересам развития Дальнего Востока. Минэнерго завершает необходимые расчёты, и на форуме мы уже сможем обсудить на базе этого технико-экономического обоснования возможности заключения контракта, его рентабельность, источники финансирования и т. д.», – сказал министр.

Ранее сообщалось, что для решения вопросов о поставках электроэнергии из России в Японию в рамках энергокольца Россия – Япония – Корея – Китай при Минвостокразвития была создана специальная рабочая группа.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


23.08.2016

Госполитику в электроэнергетике необходимо корректировать с учетом реальных условий развития отрасли

В Аналитическом центре обсудили стратегические направления развития электроэнергетики России, планы развития электроэнергетических компаний и целевые ориентиры и барьеры для развития отрасли в долгосрочном периоде. В дискуссии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, компаний ТЭК, экспертных организаций и академического сообщества.

Давая оценку состоянию долгосрочного развития электроэнергетики России, эксперты отметили необходимость корректировки государственной политики отрасли, включая вопросы долгосрочного планирования и подходы к совершенствованию моделей функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности и розничных рынков электроэнергии.

«При текущем соотношении ценовых параметров – стоимость топлива, строительства, обслуживания – поддерживать работоспособность избыточной части действующих мощностей для целей покрытия перспективного спроса дешевле, чем построить впоследствии новые генерирующие объекты», — считает директор по энергетическим рынкам АО «СО ЕЭС» Андрей Катаев. Эксперт уверен, что нужно создать экономический механизм, гарантирующий возможность возврата в работу временно законсервированного оборудования. По мнению специалиста, такой механизм позволит сформировать долгосрочный резерв, например, для обеспечения выбывшего из работы на длительный срок оборудования.

Заместитель председателя правления ассоциации «НП Совет Рынка» Владимир Шкатов определил электроэнергетическую систему как совокупность электростанций, линий электропередачи и подстанций потребителей, объединенных единым процессом производства, преобразования, транспорта, распределения и потребления электрической энергии. «Данная система не отвечает требованиям современности, так как специалисты не могут предугадывать пути развития электроэнергетики. Поэтому перед нами стоит задача перепроектировать единую энергетическую систему под новое состояние генерации», — уверен Шкатов. По мнению эксперта, необходим анализ текущей ситуации, и только после этого можно формировать цели развития. «При создании новых документов нужно точно определить ответственных за проекты, сроки реализации, проверяющие органы и источники финансирования. Необходима точная последовательность действий, и именно этого не хватает в стратегических документах», — полагает Шкатов.

Директор по реализации электрической энергии и мощности ОАО «Фортум» Альфред Ягафаров считает, что государственное регулирование не позволяет рынку сформировать рыночные сигналы и привлечь частного инвестора. «В этих условиях единственным способом привлечения частного капитала является механизм гарантированных инвестиций, который разделился на два сектора: рыночный и нерыночный», — сказал эксперт. Согласно официальным данным Минэнерго России, возраст более 50% тепловой генерации ЕЭС России превышает 30 лет, а 22% — 50 лет. «Старение тепловой генерации сопровождается постепенной «котельнизацией» страны и ростом тарифной нагрузки на потребителей», — уточнил Ягафаров. Необходимое развитие тепловых генерирующих мощностей возможно только с привлечением частного капитала, то есть в рыночных условиях, уверен эксперт.

Источник: РЭЭ


22.08.2016

«Россети» начали массовое банкротство сбытовых компаний

Группа ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН бизнесмена Юрия Шульгина), объединяющая энергосбытовые компании в нескольких регионах России, продолжает наращивать долги как перед сетевыми организациями, так и на оптовом рынке электроэнергии. Накануне сразу две «дочки» ПАО «Россети» подали иски о банкротстве активов МРСЭН, а на часть имущества группы был наложен арест. Общая сумма долга перед ОАО «МРСК Урала» и ОАО «МРСК Северо-Запада» перевалила за 5 млрд рублей. Компании уже рассматривают варианты перехода на прямые расчеты с потребителями, минуя услуги сбытов. Параллельно с этим генерирующие компании заявляют о нарушении обязательств со стороны структуры Шульгина на оптовом рынке электроэнергии. По данным ТГК-2, компания накопила задолженность в 750 млн рублей, нарушая сроки платежей в течение последних 8 месяцев. Просрочка на ОРЭМ является основанием для лишения активов МРСЭН статусов гарантирующих поставщиков «Советом рынка».

ОАО «МРСК Урала» и ОАО «МРСК Северо-Запада» (входят в ПАО «Россети») подали иски о банкротстве двух сбытовых компаний, входящих в группу МРСЭН. Уральская компания требует признать несостоятельным ОАО «Роскоммунэнерго» (РКЭ), осуществляющее функции гарантирующего поставщика в Нижнем Тагиле. Как указывают в «МРСК Урала», общая сумма долга на 18 августа составляет 807 млн рублей, причем 717 млн рублей – просроченная.

«Из-за неплатежей у крупных сетевых компаний – держателей «котла» отсутствует источник как для своевременного расчета с территориальными сетевыми организациями, ФСК, так и для реализации собственных производственных планов, выполнения обязательств перед потребителями. Срыв сроков платежей создает реальную угрозу выполнению собственных производственных планов энергокомпании, реализации ремонтной и инвестиционной программ», – резюмировал представитель «МРСК Урала».

Аналогичные проблемы испытывает и «МРСК Северо-Запада», в зоне ее деятельности работают сразу 2 энергосбыта группы МРСЭН – «Архэнергосбыт» и «Вологдаэнергосбыт». По данным компании, дебиторка компании Шульгина превышает треть от общего показателя.

«Общая дебиторская задолженность «МРСК Северо-Запада» за оказанные услуги по передаче электроэнергии на 1 июля составила 11,9 млрд рублей, в том числе просроченная – 9,4 млрд рублей. Наиболее крупный просроченный долг имеют ПАО «Архангельская сбытовая компания» и ОАО «Вологодская сбытовая компания», входящие в группу «Межрегионсоюзэнерго» и выполняющие функции гарантирующих поставщиков электроэнергии в регионах. На конец второго квартала эти компании имеют просроченную задолженность перед энергетиками в размере 3,5 млрд и 921 млн рублей соответственно», – пояснили в пресс-службе «МРСК Северо-Запада».

В компании заявляют, что «Архэнергосбыт» и «Вологдаэнергосбыт» фактически прекратили оплату услуг в 2013 году, с тех пор деньги поступают только по исполнительным листам. На данный момент «дочка» «Россетей» добивается банкротства АО «Архэнергосбыт».

«В августе мы направили в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики (по месту регистрации компании. – Прим. ред.) заявление о признании банкротом ПАО «Архэнергосбыт». Чуть ранее судебные приставы наложили арест на имущество «Архангельской сбытовой компании». В июле судебные приставы произвели арест объектов недвижимости, служебного транспорта, денежных средств из кассы, счетов в банках. Мера ареста избрана, потому что «Архэнергосбыт» не исполняет в добровольном порядке свои обязательства по погашению задолженности перед сетевой компанией. Также мы сейчас проводим массовую кампанию по переводу крупных потребителей на прямые договоры, чтобы получать средства за услуги по передаче электроэнергии, минуя недобросовестного посредника», – резюмировал представитель «МРСК Северо-Запада».

Отметим, что неконтролируемый прирост дебиторской задолженности в территориях присутствия проблемных сбытов зачастую настолько велик, что вызывает у сетевиков оправданные подозрения в нечистоплотности работы компании. Так, по данным Минэнерго Свердловской области, в Нижнем Тагиле он достигает 98%, а по информации северной «дочки» «Россетей», в Архангельской и Вологодской областях превышает 90%.

Помимо долгов перед сетевыми организациями, компании группы «Межрегионсоюзэнерго» наращивают обязательства перед генераторами. В частности, «Архэнергосбыт» задолжал 754 млн рублей ОАО «ТГК-2», нарушив уже не один срок платежей. В генерирующей компании эту сумму называют рекордной, отмечая, что на долю проблемного сбыта приходится 75-80% общей дебиторки ТГК-2, «что характеризует «Архэнергосбыт» как наиболее злостного неплательщика».

«Традиционно для себя сбытовая компания 15 августа пропустила очередной платеж, предусмотренный регламентом финансовых расчетов на ОРЭМ. Таким образом, за последние 8 месяцев «Архэнергосбыт» пренебрег действующими нормами и правилами 22 раза, удерживая долг на уровне 3-5 контрольных дат. Снижение задолженности «Архэнергосбыта» происходит только при угрозе потери статуса субъекта оптового рынка», – приводят неутешительную статистику специалисты генерирующей компании.

Просроченные обязательства на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) могут послужить основанием для «Совета рынка», чтобы поднять вопрос о лишении компании и статуса гарантирующего поставщика. Таким образом, энергосбыт потеряет доступ и к «опту». Отметим, по данным ОАО «Оператор торговой системы» на 19 августа, все сбыты, входящие в группу МРСЭН («Роскоммунэнерго», «Архэнергосбыт», «Вологдаэнергосбыт» и «Хакасэнергосбыт»), числятся в рейтинге основных должников на ОРЭМ.

Только архангельский сбыт, по данным НП «Совет производителей энергии», задолжал генерации порядка 1,1 млрд рублей. В связи с этим «Совет рынка» даже выносил на рассмотрение наблюдательного совета вопрос о лишении компании статуса субъекта ОРЭМ, однако, судя по всему, сбыт перечислил какую-то часть задолженности. Уход с оптового рынка, по сути, будет означать, что компания не сможет покупать электроэнергию у генераторов и вообще «вести деятельность в правовом поле».

Специалисты ТГК-2 отмечают, что в настоящее время правила рынка весьма лояльны к хроническим нарушителям платежной дисциплины. В данном случае остается надеяться на скорое выполнение поручений президента РФ по вопросам наведения порядка и укрепления платежной дисциплины в электроэнергетике, в том числе путем внесения соответствующих изменений в регламенты оптового рынка.

Напомним, масштабный анализ крупнейших должников будет предоставлен президенту РФ Владимиру Путину. Согласно указу, документ должен быть подготовлен до 1 сентября 2016 года. «Минэнерго России во взаимодействии с публичным акционерным обществом «Российские сети» и ассоциациями «Некоммерческое партнерство «Совет рынка», «Некоммерческое партнерство Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний» представит анализ просроченной задолженности гарантирующих поставщиков электроэнергии в разрезе субъектов РФ. В том числе, причин ее образования, влияния указанной задолженности на деятельность хозяйствующих субъектов и энергорынка в целом, а также предложения нормативного правового характера по ограничению формирования данного вида задолженности и нормализации взаиморасчетов в сфере электроэнергетики», – говорится в поручении президента.

В «МРСК Урала» и «МРСК Северо-Запада» «Правде УрФО» подтвердили, что регулярно направляют информацию о проблемных должниках, в частности, компаниях группы МРСЭН, в материнское ПАО «Россети», где они будут агрегироваться и передаваться в Минэнерго РФ. Ранее сетевики подготовили список предложений по изменению законодательства. В частности, «Россети» предлагали лишать сбыты статуса гарантирующего поставщика за просрочку платежей перед электросетевыми организациями в течение двух периодов. Однако пока эта инициатива не получила хода в Минэнерго РФ. На данный момент участники рынка могут лишиться статуса ГП только за долги на «опте».

По мнению директора «Энергофонда» Сергея Пикина, компании группы МРСЭН не лишатся статуса ГП, несмотря на то, что многие в отрасли прочили ей судьбу скандально известного «Энергострима». По мнению эксперта, для начала ситуация должна набрать некую критическую массу, которая перевесит те «сдерживающие факторы», позволяющие сбытам Шульгина оставаться наплаву.

«Вопрос лишения сбытовых компаний, входящих в группу «Межрегионсоюзэнерго», статуса ГП неоднократно рассматривался наблюдательным советом НП «Совет рынка», но решения вынесено не было. Почему – это уже другой вопрос, видимо, есть некие стабилизирующие факторы», – неоднозначно указал собеседник издания.

«Правда УрФО» ранее подробно сообщала, что правительство Свердловской области уже обращалось в «Совет рынка» с предложением рассмотреть вопрос о лишении «Роскоммунэнерго» статуса гарантирующего поставщика.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Источник: РЭЭ


16.08.2016

АО “ОЭК” реализует мероприятия по художественному оформлению фасадов трансформаторных подстанций

АО “Объединенная энергетическая компания” продолжает ежегодную работу по художественному оформлению фасадов зданий трансформаторных подстанций (ТП), находящихся в собственности или аренде организации.

В 2016 году была разработана новая красочная концепция художественного оформления технических сооружений, реализуемая АО “ОЭК” совместно с граффити-компанией “Украсим Город!”. Она посвящена уникальным российским пейзажам и животным, занесенным в “Красную Книгу”. Благодаря такому оформлению серые здания трансформаторных подстанций, которые есть в каждом дворе, становятся объектами уличного искусства.

В весенне-летний период будут расписаны 105 ТП. В настоящее время все работы практически выполнены и будут полностью закончены к 31 августа.

При создании концепции учитывался и социально-просветительский момент. В работах художников проведены параллели между округами Москвы и регионами России. Главная тема оформления связана с географическим положением городского района. ТП в Западном округе Москвы украсят пейзажи Смоленской и Псковской областей, чайки и аисты Калининградской области. Жители Северного округа увидят в своих дворах пейзажи Ленинградской области, горные реки Карелии, лосей и северных оленей республики Коми. На востоке Москвы можно будет полюбоваться вулканами Камчатки, дельфинами и китами с Дальнего Востока, горами Алтая. Еще одна тема оформления будет посвящена животным, занесенным в “Красную книгу”.

“Наша главная задача – бесперебойно обеспечивать горожан электроэнергией, – говорит генеральный директор АО “ОЭК” Андрей Майоров. – Но не менее важно, чтобы наши промышленные сооружения украшали город. В силу специфики нашей деятельности мы не можем строить архитектурно оригинальные сооружения, поэтому граффити-рисунки на ТП – лучший вариант для создания позитивного настроения у москвичей и гостей столицы”.

Художественное оформление трансформаторных подстанций позволяет создать более эстетичный и ухоженный вид дворов в спальных микрорайонах. Кроме того, в зимнее время красочно оформленные ТП становятся своего рода психологической разгрузкой для людей, живущих поблизости.

Также по статистике, объекты электросетевой инфраструктуры, украшенные художественными рисунками, в меньшей степени подвергаются актам вандализма.
Забота об окружающей среде и архитектурном облике столицы – важная составляющая деятельности АО “ОЭК”. Компания не первый год проводит работу по художественному оформлению фасадов зданий энергетического хозяйства. Кроме того, АО “ОЭК” занимается эксплуатацией наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки столицы, улучшая облик Москвы за счет установки приборов освещения, а также переноса воздушных линий передач под землю.

Информация об АО “ОЭК
АО “ОЭК” создано по Распоряжению Правительства Москвы в 2004 г. С момента создания и до мая 2011 года осуществляло владение электросетевым имуществом, передаваемое г. Москвой в уставной капитал компании. С мая 2011 начало деятельность как полноценная электросетевая компания. В настоящее время Компания самостоятельно реконструирует и развивает принадлежащие городу Москве электросети, эксплуатирует существующие, обеспечивает проектирование и строительство новых электрических сетей. Одним из основных видов деятельности является технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям Компании. Кроме того АО “ОЭК” обеспечивает порядка 20% транспорта электроэнергии Москвы и является компанией, которая обслуживает электросети всех классов напряжения. Приоритетный проект Компании – создание разветвленной электрической сети напряжением 20 кВ, которая обеспечит возможность присоединения всех потребителей на территории города Москвы и позволит исключить дефицит мощности на ближайшие 20 лет, технологически приблизив столицу к ведущим мегаполисам мира.

АО “Объединенная энергетическая компания”
115035 г. Москва, Раушская набережная, д.8
Тел.: (495) 657-91-01 (1164)
pressa@uneco.ru
www.uneco.ru

Источник: Прайм


16.08.2016

Свистать всех на реки. На водные пути скинутся энергетика и автотранспорт.

Правительство признало, что проинвестировать развитие внутренних водных путей мелеющий бюджет не сможет. Минтранс предложил, чтобы за углубление рек и ремонт шлюзов заплатили владельцы большегрузных фур за счет повышения акциза на дизтопливо или платежей в системе “Платон”. Также есть идея переложить бремя инвестиций в водные пути на владельцев ГЭС. Владельцы судов к идее отнеслись положительно, но энергетики и автоперевозчики ожидаемо ее раскритиковали. Впрочем, и в правительстве пока нет однозначной поддержки идей Минтранса.

Вчера на заседании президиума Госсовета по развитию внутренних водных путей министр транспорта Максим Соколов предложил решить проблемы инфраструктуры за счет других отраслей — энергетиков и транспорта. По данным доклада Минтранса, ежегодная потребность в финансировании речных путей составляет 21,6 млрд руб., дефицит — 7,4 млрд руб. По плану к 2018 году нужно перейти на полное финансирование инфраструктуры из бюджета и других источников. Минтранс этими источниками видит дополнительный акциз на дизтопливо, используемое “преимущественно большегрузными коммерческими автомобилями”, при этом рост его стоимости не превысит 1%. Кроме того, глава Минтранса не исключил, что средства на водные пути могут быть вписаны в повышение тарифов системы “Платон” (взимания платы с 12-тонных фур). Такой тариф предлагается вводить в навигацию (с апреля по ноябрь) на магистралях, совпадающих по направлениям с водными путями. Также в этот сезон, полагает министр, было бы целесообразно не давать скидки массовым и тяжеловесным грузам на железной дороге.
Глава Минтранса также добавил, что выход на полноценное финансирование внутренних водных путей приведет к созданию новых гидротехнических сооружений, что повысит пропускную способность.

Затем, по его словам, можно будет установить сбор с судоходных компаний за пользование такими объектами. Также в Минтрансе считают возможным ввести платежи на внутренние водные путей с энергии, выработанной на ГЭС, что может компенсировать их негативное воздействие на судоходство.

“Река — это та же дорога,— говорит президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.— Но задача в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие всех видов транспорта”. Дорожный фонд, приводит пример господин Клявин, доказал свою эффективность. Но в отраслях к идеям Минтранса отнеслись критически. Директор по операциям FM Logistic Александр Павлов отмечает, что не совсем ясна связь между развитием речного транспорта и повышением акцизов. Дизтопливом пользуются не только коммерческие автомобили, говорит он, а по реке можно снабдить ограниченный круг получателей. По данным “Автостата”, в первом полугодии продажи легковых машин с дизельными двигателями составили 42,2 тыс. штук (7,4% от рынка), доля грузовиков на дизтопливе, по оценкам экспертов “Ъ”, занимает более 90% в сегменте.
Глава логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин уверен, что большегрузный транспорт и так несет большую финансовую нагрузку — плата за проезд по федеральным трассам, тахографы, платные участки и т. д. Рост акциза отразится и на средне- и малотоннажном транспорте, считает эксперт, это может привести к закрытию части компаний, которые работают с минимальной рентабельностью. По мнению Михаила Турукалова из “Аналитики товарных рынков”, идея увеличить акциз на дизтопливо для одной категории потребителей столкнется с проблемой администрирования.

В “РусГидро” инициативу Минтранса не комментируют. В “Евросибэнерго” сообщили, что еще не знакомы с предложением и “будут его изучать”. Там подчеркнули, что ГЭС уже оказывают услуги водному транспорту, регулируя уровень рек для навигации, “и эти услуги также должны оплачиваться”. В компании заметили, что ГЭС платят водный налог: его ставка в течение десяти лет будет увеличиваться на 15% в год, то есть к 2025 году вырастет почти в пять раз. По данным “Ъ”, Минэнерго в начале августа уже дало отрицательный ответ на идею Минтранса, в частности, так как эта мера может привести к росту тарифной нагрузки для населения.

Вице-премьер Аркадий Дворкович на заседании Госсовета отметил, что правительству не хотелось бы увеличивать финансовую нагрузку, поэтому “действовать нужно аккуратно”, а дополнительная нагрузка на ГЭС может привести к сокращению инвестпрограмм “РусГидро”. Но вице-премьер не исключил, что в рамках налогового маневра ставки акциза на дизтопливо будут скорректированы с учетом “интересов” внутренних водных путей. При этом до конца 2018 года на повышение налоговой нагрузки Владимиром Путиным наложен мораторий (формально закреплен правительством в 2015 году в “Основных направлениях налоговой политики на 2016-2018 годы”). Но это не мешает ведомствам искать возможности роста нагрузки: при подготовке бюджета на 2016 год при корректировке “налогового маневра” было изъято 300 млрд руб. у нефтегазового сектора, а из-за нехватки доходов с 1 апреля были подняты ставки акциза на автобензин и дизтопливо (чиновники объясняли, что акцизы — это особый вид платежей и потому налоговый мораторий не нарушен).

Источник: Коммерсантъ


12.08.2016

Электрические сети: укрупнение вместо частного управления

Российская электроэнергетика вновь заинтересовала крупных частных инвесторов. Об этом свидетельствует желание АФК «Система» взять в управление входящую в холдинг «Россети» «МРСК Центра». Компания обратилась с соответствующей просьбой в правительство. Однако шансов на её удовлетворение немного по двум причинам. Во-первых, «МРСК Центра» – одна из наиболее эффективных компаний «Россетей». Во-вторых, сам госхолдинг намеревается консолидировать все активы МРСК в целях создания эффекта масштаба и сокращения за счёт этого постоянных издержек и капитальных затрат.

Сети давно привлекают различных потенциальных инвесторов. Ещё до завершения реформы РАО «ЕЭС России» активно шли разговоры о том, чтобы приватизировать некоторые межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), желательно с привлечением зарубежных инвесторов, которые привнесли бы не только деньги, но и управленческий опыт.

Для привлечения инвестиций предлагалось перевести все сети на долгосрочную систему тарифного регулирования по методу доходности на инвестированный капитал – так называемый RAB (Regulatory Asset Base).

После того как система начала внедряться в 2010–2011 годах, в регионах начались протесты против чрезмерного роста тарифов на передачу электроэнергии, в результате чего тарифы были скорректированы так называемым методом сглаживания, то есть распределения возврата инвестиций на более длительный срок.

В 2012 году холдинг «МРСК» (прежнее название компании «Россети», до присоединения к холдингу Федеральной сетевой компании) передал в управление французской компании ErdF (подразделение EDF) одно из своих дочерних обществ – Томскую распределительную компанию. В холдинге этот опыт признали неудачным, и в июле 2015 года решением собрания акционеров ТРК полномочия управляющей организации были прекращены. Решающую роль в этом вопросе сыграла девальвация российской валюты – договор на управление был заключён в евро. По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, плата за управление оказалась высокой по сравнению с результатом.

Отметим, что у АФК «Система» есть опыт управления сетями. Компания владеет Башкирской электросетевой компанией (БЭСК), которая в 2012 году была выделена из «Башкирэнерго». Однако масштабы деятельности этой компании существенно меньше, чем у «МРСК Центра». В пресс-службе АФК отказались комментировать интерес холдинга к «МРСК Центра».

Сам по себе интерес частных инвесторов к электросетевому комплексу выглядит как позитивный сигнал для отрасли в целом. Понятно, что в условиях обсуждаемой отмены RAB-регулирования или же как минимум существенного ограничения роста тарифов единственной возможностью зарабатывать на передаче электроэнергии станет серьёзный рост эффективности.

Передача в управление в целом показала хороший результат на примере генерации. Основной потенциал роста эффективности в сетевом комплексе, по мнению руководителя группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Натальи Пороховой, заключается в контроле за капитальными издержками, снижении потерь и росте показателей качества (в частности, снижении времени отключений).

«МРСК Центра» наряду с МОЭСК и «Тюменьэнерго», по мнению эксперта, относится к наиболее сильным с точки зрения финансовой устойчивости (объёма прибыли и уровня долга) компаниям холдинга «Россети».

Кроме того, она является единственной из «большой тройки», для которой хотя бы теоретически открыта возможность прихода стратегического инвестора. В случае с МОЭСК мог бы вмешаться второй крупнейший после «Россетей» акционер – Газпром. А «Тюменьэнерго» отличается невысокими потерями, поскольку обслуживает нефтяную и газовую промышленность, закупающую большие объёмы электроэнергии на высоких уровнях напряжения (в числе клиентов компании – «Роснефть», «Сургутнефтегаз», Газпром и др.)

В составе «Россетей» есть и слабые с финансовой точки зрения компании, в их числе – «МРСК Северного Кавказа», «МРСК Юга», «Янтарьэнерго». Интереса к этим активам крупные частные инвесторы до сих пор не проявляли.

Стратегия развития электросетевого комплекса изначально предусматривала возможности приватизации распределительных сетей. Однако в настоящее время она предполагает консолидацию активов на базе «Россетей».

«Консолидация сетей – одна из ключевых задач, которую решает Минэнерго России в рамках обозначенной стратегии развития отечественного электросетевого комплекса», – рассказали порталу «Переток» в пресс-службе Минэнерго России. Там также добавили, что укрупнение сетей, по мнению министерства, позволит более последовательно проводить мероприятия по модернизации электросетевого хозяйства, что уменьшит потери в сетях и в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности их функционирования.

В то же время в «Россетях» сообщили, что оснований для передачи в управление какого-либо дочернего общества госхолдинга в настоящий момент нет, поскольку именно консолидация электросетевых активов позволяет улучшать производственные показатели. «Операционные расходы «Россетей» упали на 3,8% за 2013–2015 годы при росте выручки на 1,4%. Однако это достигается преимущественно за счёт централизации и эффекта масштаба», – отмечает Наталья Порохова.

Таким образом, крупнейшие электросетевые активы в ближайшем будущем вряд ли отойдут в управление или собственность частным инвесторам.

Между тем услуга по управлению электросетевыми активами может стать востребованной в процессе консолидации рынка территориальных сетевых организаций (ТСО), которую проводит Минэнерго России.

Ещё в начале 2015 года в России насчитывалось более трёх тысяч ТСО, значительная часть которых была создана не как бизнес по оказанию услуг передачи электроэнергии, а для получения тарифа почти «из воздуха».

В конечном счёте существование таких небольших компаний приходится оплачивать потребителю.

Собственники электросетевых объектов, утратившие статус ТСО, вправе самостоятельно определить дальнейшую судьбу принадлежащих им электросетевых активов. Например, они могут передать объекты электросетевого хозяйства в срочное владение и пользование другой ТСО либо полностью избавиться от электросетевого имущества, продав его заинтересованному покупателю.

Как считают в Ассоциации «НП ТСО», если на рынке будет несколько крупных высокоэффективных игроков и средние компании, у регуляторов сохранятся ориентиры для сравнительного анализа уровня затрат, надёжности и качества обслуживания потребителей услуг электросетевых организаций. «По итогам 2015 года, например, можно отметить, что у ряда компаний, которые управляются частными инвесторами, достаточно низкий уровень удельных затрат на условную единицу оборудования», – отметила директор департамента по связям с органами власти Ассоциации «НП ТСО» Наталья Готова.

По её мнению, процесс укрупнения в электрических сетях позволит повысить эффективность ТСО за счёт сокращения некоторых управленческих функций, а следовательно, сокращения затрат на фонд оплаты труда. Также важно, что более крупные компании могут получать кредитное финансирование по более низкой ставке. Кроме того, эффект синергии может возникнуть при объединении расположенных рядом активов, что позволит более эффективно планировать загрузку и строительство электросетевых объектов.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


11.08.2016

В ГД рассмотрят снижение тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке

Законопроект о снижении тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке полностью готов для рассмотрения в осеннюю сессию в Госдуме и может вступить в силу с 1 января 2017 года, сообщил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка.

“Еще один вопрос, который сдерживает развитие Дальнего Востока и решается в настоящее время, это снижение тарифов на электроэнергию в тех регионах Дальнего Востока, где они выше среднероссийского уровня. Законопроект, позволяющий реализовать принятое вами решение, полностью готов к рассмотрению в осеннюю сессию работы Государственной думы, что позволит приступить к снижению уровня тарифов на Дальнем Востоке с 1 января 2017 года”, — сказал Галушка на совещании у президента РФ Владимира Путина.

Полпред президента в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев ранее назвал фактором, сдерживающим развитие региона, недостаточность энергетической инфраструктуры. Он также заявил, что генерирующие и сетевые компании нередко срывают графики развития этой инфраструктуры. По его словам, стоимость электричества на Дальнем Востоке колеблется от 3,34 до 9,2 рубля за киловатт/час, а средний тариф по России — 3,19 рубля, то есть ниже самого низкого на Дальнем Востоке.

Сейчас обсуждается механизм снижения тарифов на электроэнергию в дальневосточных регионах до уровня среднероссийских. Как сообщал глава ФАС Игорь Артемьев, для компенсации разницы в тарифах дальневосточным энергокомпаниям может потребоваться около 30 миллиардов рублей.

В сентябре 2015 года президент поручал Минэнерго и Минэкономразвития определить инвестиционно привлекательные уровни тарифов на электроэнергию по каждому региону Дальнего Востока и представить механизм компенсации потерь дальневосточных энергетиков в случае снижения тарифов. В марте 2016 года Путин поручил ускорить работу по снижению тарифов в регионах Дальнего Востока до среднероссийского уровня. После этого Трутнев заявил, что стоит задача за два года вывести энерготарифы на Дальнем Востоке на уровень общероссийских.

Источник: РИА Новости


11.08.2016

Шотландия впервые обеспечила электричеством всю страну при помощи ветра

Шотландские энергетики при помощи ветра смогли произвести электричество, объем которого был достаточен для обеспечения всей страны на один день.

Речь идет о работе ветряных турбин для производства электричества. В связи с прохождением над Шотландией грозового циклона, сопровождаемого сильными ветрами, турбины 7 августа смогли выработать 106% электричества, которым пользовался каждый жилой дом и офис в стране, пишет в четверг газета Independent. Турбины производили 39,545 мегаватт-часов в течение суток, а общее потребление по стране в этот день составило 37,202 мегаватт-часов, говорится в сообщении.

Издание отмечает, что “ветряное электричество” смогло обеспечить все население, так как в стране солнечное лето и объемы потребления электричества находятся на низком уровне.

“В воскресенье погода привнесла неудобства многим людям, однако это был хороший день для работоспособности ветряных турбин, которые выработали объем дневного потребления электроэнергии в Шотландии”, — сказал директор шотландского отдела Всемирного фонда дикой природы Лонг Бэнкс. По его словам, экологическое производство электричества стало возможно благодаря политической поддержке. Он призвал шотландские власти и дальше ставить цели по увеличению объема электроэнергии подобным способом.

Источник: РИА Новости


11.08.2016

Нужен ли новый регулятор?

Минэкономразвития предлагает решать системные вопросы отрасли, создав нового регулятора – некоммерческое партнёрство «Совет по надёжности». Министерство выступает за перераспределение полномочий в области перспективного развития и технологического регулирования в ЕЭС от государства в пользу нового НП. Минэнерго и участники отрасли против, говоря, что создание новой структуры само по себе не решит указанные проблемы, но может негативно сказаться на обеспечении энергетической безопасности страны.

Системные проблемы

Минэкономразвития озаботилось повышением экономической эффективности функционирования и развития ЕЭС России. По мнению министерства, действующая в настоящее время система инвестиционного планирования и нормативно-технического регулирования в отрасли создаёт существенную нагрузку на производителей и покупателей электроэнергии. Министерство отмечает, что сегодня при утверждении инвестпрограмм компаний с госучастием не проводится оценка экономической эффективности проектов: в законодательстве просто отсутствует данное обязательство и вытекающие из этого процедуры оценки. В результате инвестпрограммы завышаются, а внутри них реализуются неоптимальные решения.

Действительно, масштабные инвестиции сетевого комплекса последних лет привели к тому, что доля сетевой составляющей в конечной цене электроэнергии, по разным оценкам, составляет более 40–50%, при этом многие построенные объекты стоят недозагруженными. По мнению МЭРТ, программы компаний могут быть существенно оптимизированы: например, «ФСК ЕЭС» достаточно вкладывать около 50 млрд рублей в год, тогда как согласованный объём инвестпрограммы – почти вдвое больше (около 93,8 млрд рублей ежегодно в 2015–2019 годах). «Пока бремя решения задач по определению объёмов инвестиционных программ находится в большей степени в руках только технологов, они не могут быть решены в формате, устраивающем всех участников рынка», – говорил весной этого года в интервью «Энергии без границ» замдиректора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Евгений Ольхович.

В свою очередь в секторе производства электроэнергии год от года снижается коэффициент использования мощности тепловых электростанций, а стоимость вынужденной генерации растёт (почти втрое в 2012–2015 годах, до 19,2 млрд рублей по данным минувшего года). В результате на потребителей электроэнергии ложится избыточная ценовая нагрузка, резюмирует Минэкономразвития.

Министерство также беспокоит грядущий пересмотр технологических правил в области надёжности энергоснабжения (закон о наделении правительства соответствующими полномочиями уже принят). Сегодня участники рынка не могут в необходимой степени участвовать в формировании перечня обязательных требований к надёжности, притом что на их выполнение могут потребоваться немалые расходы, считает МЭРТ.

Новый Совет

Для решения этих проблем Минэкономразвития предлагает создать новую некоммерческую организацию – Ассоциацию «Совет по надёжности и развитию ЕЭС России». «Совет по надёжности» предлагается создать по подобию «Совета рынка»:
в его состав должны войти представители потребителей и производителей электроэнергии, регулятора, сетевых организаций, технологической и коммерческой инфраструктур рынка, а также экспертов. Законопроект о создании нового регулятора уже разработан и размещён на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения.

Функционал, которым предложено наделить «Совет по надёжности», весьма широк – от участия в разработке схем и программ развития ЕЭС до анализа эффективности инвестпрограмм и расследования причин системных аварий. При этом Совет предполагается сделать не просто совещательным органом, а организацией, которая уполномочена «принимать окончательные решения в части перспективы развития нашей энергосистемы», ранее говорил Евгений Ольхович.

Решать всем

По сути, Минэкономразвития предлагает значительно перераспределить полномочия от «Системного оператора ЕЭС» в пользу «Совета по надёжности». Речь идёт о функциях, связанных с перспективным планированием и технологическим регулированием в электроэнергетике. Также министерство предлагает отдать новой организации контроль за деятельностью «Системного оператора», оставив тому только оперативно-диспетчерское управление энергосистемой.

Сегодня «Системный оператор» принимает непосредственное участие в подготовке схем и программ развития энергетики субъектов РФ, утверждаемых региональными властями. Основной вклад организации – балансы и прогнозы потребления и производства электроэнергии в субъектах РФ, которые включаются в ключевой прогнозный документ отрасли – схему и программу развития ЕЭС России (СиПР). «СО ЕЭС» рассчитывает перспективные режимы и определяет необходимый минимум вводов новых мощностей, способных покрыть заявленные регионами объёмы потребления. Данные СиПР становятся ориентиром для включения объектов в инвестпрограммы компаний с госучастием.

В профильном министерстве – Минэнерго – негативно отнеслись к предложениям Минэкономразвития. Учреждение «Совета по надёжности» само по себе не решит проблему, сказали «Перетоку» в пресс-службе. При этом «подчинение «СО ЕЭС» некоммерческому партнёрству «Совет по надёжности» фактически привело бы к отстранению государства от управления «Системным оператором», обеспечивающим технологическое управление в электроэнергетике, что негативно скажется на обеспечении энергетической безопасности РФ», – сообщили в Минэнерго. Источник, близкий к министерству, в свою очередь добавил, что полномочия, которыми предложено наделить «Совет по надёжности», охватывают более широкий спектр отношений в отрасли, чем декларируемое обеспечение экономической эффективности энергосистемы. При этом предложения Минэкономразвития не содержат положений, определяющих ответственность нового регулятора.

Решать, но по-другому

Участники отрасли встретили данный законопроект без энтузиазма, притом что с актуальностью озвученных Минэкономразвития проблем практически все согласны. Против создания «Совета по надёжности», помимо Минэнерго, выступает «Совет рынка», «Системный оператор», «РусГидро», и Российский союз промышленников и предпринимателей. За – Ассоциация ГП и ЭСК. В стане тепловых генерирующих компаний также нет единства: как сообщил «Перетоку» директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов, решение проблемных вопросов путём создания нового регулятора поддерживается рядом генерирующих компаний при условии отсутствия дополнительной финансовой нагрузки на участников рынка и дублирования функций других организаций.

Среди тех, кто против, в частности, «Газпром энергохолдинг», который считает, что инициативы Минэкономразвития целесообразно реализовать в рамках уже существующих отраслевых площадок с возможным перераспределением их полномочий (об этом говорится в письме гендиректора компании Дениса Фёдорова на имя Игоря Миронова, копия письма есть у «Перетока»). Такое же предложение озвучил президент РСПП Александр Шохин. «РСПП поддерживает необходимость создания площадки, позволяющей потребителям и производителям электрической энергии принимать активное участие в решении системных вопросов. Вместе с тем полагаем целесообразным рассмотреть возможность создания такого механизма в рамках ассоциации «Совет рынка», – написал он в письме, направленном замглавы МЭРТ Николаю Подгузову, курирующему этот вопрос в министерстве.

Минэнерго, в свою очередь, рассматривает вариант создания «единого центра компетенций» по вопросам перспективного развития электроэнергетики на базе института «Энергосетьпроект», «который вёл эту работу ещё с советского времени и имеет необходимые опыт и ресурсы», сказали в министерстве.
Эксперты согласны с тем, что в энергетике назрела необходимость учитывать экономику при принятии технологических решений. Вопрос «цены надёжности» давно поднимается и потребителями, и производителями, напомнила председатель правления НП ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая. «В отрасли была масса вопросов к «Системному оператору» насчёт того, что его технологическое регулирование не всегда отвечает критериям экономической эффективности. Конечно, экономика не может быть номером один, технологическая безопасность важнее, но просчитывать решения, в том числе с точки зрения экономики, нужно», – сказал порталу «Переток» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. При этом, по его мнению, необходимость создания новой структуры неочевидна, и проблемы можно решать в рамках «Совета рынка».

После общественного обсуждения законопроекта на regulation.gov.ru, по правилам подготовки нормативных актов, предложения и отзывы участников рынка уйдут в правительство, которое будет рассматривать ситуацию с учётом всех имеющихся мнений.

Источник: Совет производителей энергии


10.08.2016

Минэнерго подготовило дополнения для ОРЭМ по объемам штрафов за недопоставку мощности

Минэнерго РФ разработало проект постановления правительства РФ “О внесении изменений в правила оптового рынка электрической энергии и мощности в части значений коэффициентов, применяемых для определения объема недопоставки мощности”, проект опубликован в пятницу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно пояснительной записке, документ предусматривает внесение изменений в коэффициенты, применяемые для определения объема недопоставки мощности.

В частности, для ранжирования генобъектов по степени загруженности предлагается перейти от значения коэффициента использования установленной мощности к фактическому количеству часов его выработки; к генераторам, которые редко задействованы в работе, предлагается применять более строгие требования по готовности путем введения повышающих коэффициентов готовности, зависящих от степени фактического времени работы; а для остальных генобъектов значения коэффициентов готовности предлагается зафиксировать на текущем уровне.

В пояснительной записке уточняется, что к мало задействованным генобъектам предлагается отнести тех, которые за последние 12 месяцев участвовали в выработке электроэнергии не более 15 часов в году. Причем чем меньшее количество времени они работали, тем более высокие значения коэффициентов готовности для них должны применяться в случае нарушения ими требований по готовности.

Как пояснил “Интерфаксу” источник на энергорынке, документ предусматривает дополнительно увеличенный коэффициент до 30% за недопоставку мощности для оборудования задействованного менее 15 часов в году. Сейчас эти штрафы есть, но они стабильны.

Кроме того, согласно пояснительно записке, предлагается осуществить переход от контроля длительности ремонта в календарном месяце к контролю в скользящем месяце, что позволит исключить возможность оплаты мощности оборудования длительно находящегося на внеплановом ремонте, также предлагается дополнить правила ОРЭМ положением о том, что не подлежит оплате мощность оборудования, переведенного в плановый ремонт из внепланового.

Источник: Совет производителей энергии