Новости

11.08.2016

Шотландия впервые обеспечила электричеством всю страну при помощи ветра

Шотландские энергетики при помощи ветра смогли произвести электричество, объем которого был достаточен для обеспечения всей страны на один день.

Речь идет о работе ветряных турбин для производства электричества. В связи с прохождением над Шотландией грозового циклона, сопровождаемого сильными ветрами, турбины 7 августа смогли выработать 106% электричества, которым пользовался каждый жилой дом и офис в стране, пишет в четверг газета Independent. Турбины производили 39,545 мегаватт-часов в течение суток, а общее потребление по стране в этот день составило 37,202 мегаватт-часов, говорится в сообщении.

Издание отмечает, что “ветряное электричество” смогло обеспечить все население, так как в стране солнечное лето и объемы потребления электричества находятся на низком уровне.

“В воскресенье погода привнесла неудобства многим людям, однако это был хороший день для работоспособности ветряных турбин, которые выработали объем дневного потребления электроэнергии в Шотландии”, — сказал директор шотландского отдела Всемирного фонда дикой природы Лонг Бэнкс. По его словам, экологическое производство электричества стало возможно благодаря политической поддержке. Он призвал шотландские власти и дальше ставить цели по увеличению объема электроэнергии подобным способом.

Источник: РИА Новости


11.08.2016

Нужен ли новый регулятор?

Минэкономразвития предлагает решать системные вопросы отрасли, создав нового регулятора – некоммерческое партнёрство «Совет по надёжности». Министерство выступает за перераспределение полномочий в области перспективного развития и технологического регулирования в ЕЭС от государства в пользу нового НП. Минэнерго и участники отрасли против, говоря, что создание новой структуры само по себе не решит указанные проблемы, но может негативно сказаться на обеспечении энергетической безопасности страны.

Системные проблемы

Минэкономразвития озаботилось повышением экономической эффективности функционирования и развития ЕЭС России. По мнению министерства, действующая в настоящее время система инвестиционного планирования и нормативно-технического регулирования в отрасли создаёт существенную нагрузку на производителей и покупателей электроэнергии. Министерство отмечает, что сегодня при утверждении инвестпрограмм компаний с госучастием не проводится оценка экономической эффективности проектов: в законодательстве просто отсутствует данное обязательство и вытекающие из этого процедуры оценки. В результате инвестпрограммы завышаются, а внутри них реализуются неоптимальные решения.

Действительно, масштабные инвестиции сетевого комплекса последних лет привели к тому, что доля сетевой составляющей в конечной цене электроэнергии, по разным оценкам, составляет более 40–50%, при этом многие построенные объекты стоят недозагруженными. По мнению МЭРТ, программы компаний могут быть существенно оптимизированы: например, «ФСК ЕЭС» достаточно вкладывать около 50 млрд рублей в год, тогда как согласованный объём инвестпрограммы – почти вдвое больше (около 93,8 млрд рублей ежегодно в 2015–2019 годах). «Пока бремя решения задач по определению объёмов инвестиционных программ находится в большей степени в руках только технологов, они не могут быть решены в формате, устраивающем всех участников рынка», – говорил весной этого года в интервью «Энергии без границ» замдиректора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Евгений Ольхович.

В свою очередь в секторе производства электроэнергии год от года снижается коэффициент использования мощности тепловых электростанций, а стоимость вынужденной генерации растёт (почти втрое в 2012–2015 годах, до 19,2 млрд рублей по данным минувшего года). В результате на потребителей электроэнергии ложится избыточная ценовая нагрузка, резюмирует Минэкономразвития.

Министерство также беспокоит грядущий пересмотр технологических правил в области надёжности энергоснабжения (закон о наделении правительства соответствующими полномочиями уже принят). Сегодня участники рынка не могут в необходимой степени участвовать в формировании перечня обязательных требований к надёжности, притом что на их выполнение могут потребоваться немалые расходы, считает МЭРТ.

Новый Совет

Для решения этих проблем Минэкономразвития предлагает создать новую некоммерческую организацию – Ассоциацию «Совет по надёжности и развитию ЕЭС России». «Совет по надёжности» предлагается создать по подобию «Совета рынка»:
в его состав должны войти представители потребителей и производителей электроэнергии, регулятора, сетевых организаций, технологической и коммерческой инфраструктур рынка, а также экспертов. Законопроект о создании нового регулятора уже разработан и размещён на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения.

Функционал, которым предложено наделить «Совет по надёжности», весьма широк – от участия в разработке схем и программ развития ЕЭС до анализа эффективности инвестпрограмм и расследования причин системных аварий. При этом Совет предполагается сделать не просто совещательным органом, а организацией, которая уполномочена «принимать окончательные решения в части перспективы развития нашей энергосистемы», ранее говорил Евгений Ольхович.

Решать всем

По сути, Минэкономразвития предлагает значительно перераспределить полномочия от «Системного оператора ЕЭС» в пользу «Совета по надёжности». Речь идёт о функциях, связанных с перспективным планированием и технологическим регулированием в электроэнергетике. Также министерство предлагает отдать новой организации контроль за деятельностью «Системного оператора», оставив тому только оперативно-диспетчерское управление энергосистемой.

Сегодня «Системный оператор» принимает непосредственное участие в подготовке схем и программ развития энергетики субъектов РФ, утверждаемых региональными властями. Основной вклад организации – балансы и прогнозы потребления и производства электроэнергии в субъектах РФ, которые включаются в ключевой прогнозный документ отрасли – схему и программу развития ЕЭС России (СиПР). «СО ЕЭС» рассчитывает перспективные режимы и определяет необходимый минимум вводов новых мощностей, способных покрыть заявленные регионами объёмы потребления. Данные СиПР становятся ориентиром для включения объектов в инвестпрограммы компаний с госучастием.

В профильном министерстве – Минэнерго – негативно отнеслись к предложениям Минэкономразвития. Учреждение «Совета по надёжности» само по себе не решит проблему, сказали «Перетоку» в пресс-службе. При этом «подчинение «СО ЕЭС» некоммерческому партнёрству «Совет по надёжности» фактически привело бы к отстранению государства от управления «Системным оператором», обеспечивающим технологическое управление в электроэнергетике, что негативно скажется на обеспечении энергетической безопасности РФ», – сообщили в Минэнерго. Источник, близкий к министерству, в свою очередь добавил, что полномочия, которыми предложено наделить «Совет по надёжности», охватывают более широкий спектр отношений в отрасли, чем декларируемое обеспечение экономической эффективности энергосистемы. При этом предложения Минэкономразвития не содержат положений, определяющих ответственность нового регулятора.

Решать, но по-другому

Участники отрасли встретили данный законопроект без энтузиазма, притом что с актуальностью озвученных Минэкономразвития проблем практически все согласны. Против создания «Совета по надёжности», помимо Минэнерго, выступает «Совет рынка», «Системный оператор», «РусГидро», и Российский союз промышленников и предпринимателей. За – Ассоциация ГП и ЭСК. В стане тепловых генерирующих компаний также нет единства: как сообщил «Перетоку» директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов, решение проблемных вопросов путём создания нового регулятора поддерживается рядом генерирующих компаний при условии отсутствия дополнительной финансовой нагрузки на участников рынка и дублирования функций других организаций.

Среди тех, кто против, в частности, «Газпром энергохолдинг», который считает, что инициативы Минэкономразвития целесообразно реализовать в рамках уже существующих отраслевых площадок с возможным перераспределением их полномочий (об этом говорится в письме гендиректора компании Дениса Фёдорова на имя Игоря Миронова, копия письма есть у «Перетока»). Такое же предложение озвучил президент РСПП Александр Шохин. «РСПП поддерживает необходимость создания площадки, позволяющей потребителям и производителям электрической энергии принимать активное участие в решении системных вопросов. Вместе с тем полагаем целесообразным рассмотреть возможность создания такого механизма в рамках ассоциации «Совет рынка», – написал он в письме, направленном замглавы МЭРТ Николаю Подгузову, курирующему этот вопрос в министерстве.

Минэнерго, в свою очередь, рассматривает вариант создания «единого центра компетенций» по вопросам перспективного развития электроэнергетики на базе института «Энергосетьпроект», «который вёл эту работу ещё с советского времени и имеет необходимые опыт и ресурсы», сказали в министерстве.
Эксперты согласны с тем, что в энергетике назрела необходимость учитывать экономику при принятии технологических решений. Вопрос «цены надёжности» давно поднимается и потребителями, и производителями, напомнила председатель правления НП ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая. «В отрасли была масса вопросов к «Системному оператору» насчёт того, что его технологическое регулирование не всегда отвечает критериям экономической эффективности. Конечно, экономика не может быть номером один, технологическая безопасность важнее, но просчитывать решения, в том числе с точки зрения экономики, нужно», – сказал порталу «Переток» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. При этом, по его мнению, необходимость создания новой структуры неочевидна, и проблемы можно решать в рамках «Совета рынка».

После общественного обсуждения законопроекта на regulation.gov.ru, по правилам подготовки нормативных актов, предложения и отзывы участников рынка уйдут в правительство, которое будет рассматривать ситуацию с учётом всех имеющихся мнений.

Источник: Совет производителей энергии


10.08.2016

Минэнерго подготовило дополнения для ОРЭМ по объемам штрафов за недопоставку мощности

Минэнерго РФ разработало проект постановления правительства РФ “О внесении изменений в правила оптового рынка электрической энергии и мощности в части значений коэффициентов, применяемых для определения объема недопоставки мощности”, проект опубликован в пятницу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно пояснительной записке, документ предусматривает внесение изменений в коэффициенты, применяемые для определения объема недопоставки мощности.

В частности, для ранжирования генобъектов по степени загруженности предлагается перейти от значения коэффициента использования установленной мощности к фактическому количеству часов его выработки; к генераторам, которые редко задействованы в работе, предлагается применять более строгие требования по готовности путем введения повышающих коэффициентов готовности, зависящих от степени фактического времени работы; а для остальных генобъектов значения коэффициентов готовности предлагается зафиксировать на текущем уровне.

В пояснительной записке уточняется, что к мало задействованным генобъектам предлагается отнести тех, которые за последние 12 месяцев участвовали в выработке электроэнергии не более 15 часов в году. Причем чем меньшее количество времени они работали, тем более высокие значения коэффициентов готовности для них должны применяться в случае нарушения ими требований по готовности.

Как пояснил “Интерфаксу” источник на энергорынке, документ предусматривает дополнительно увеличенный коэффициент до 30% за недопоставку мощности для оборудования задействованного менее 15 часов в году. Сейчас эти штрафы есть, но они стабильны.

Кроме того, согласно пояснительно записке, предлагается осуществить переход от контроля длительности ремонта в календарном месяце к контролю в скользящем месяце, что позволит исключить возможность оплаты мощности оборудования длительно находящегося на внеплановом ремонте, также предлагается дополнить правила ОРЭМ положением о том, что не подлежит оплате мощность оборудования, переведенного в плановый ремонт из внепланового.

Источник: Совет производителей энергии


09.08.2016

Минэнерго РФ против объединения энергосбытовых и сетевых компаний – Новак

Минэнерго РФ против объединения энергосбытовых и сетевых компаний. Об этом заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме».

«Если мы отдадим это (энергосбыт – прим. ред.) сетям, издержки будут расти. Возвращать сбыты в сети – это не совсем правильно», – сказал он.

По словам министра, соединений функций сетевых компаний и энергосбытовых компаний неправильно, потому что это разные виды деятельности и это снизит эффективность работы сетевого комплекса.

«Мы будем двигаться в направлении развития конкуренции среди энергосбытовых компаний. Чтобы они могли выходить на оптовый рынок и давать возможность потребителю снижать издержки по покупке электроэнергии, – отметил Новак. – Если мы отдадим это сетям, издержки будут расти».

В ходе реформы электроэнергетики в России в 2002-2008 гг. было ликвидировано РАО «ЕЭС России», на базе которого были созданы генерирующие, электросетевые и энергосбытовые компании.

Между тем, в мае текущего года «Генерирующая компания» Татарстана высказала идею объединить производство, сбыт и передачу электроэнергии на базе одной компании.

Пилотным регионом предлагался, в том числе Татарстан.

Источник: FINANZ.RU


09.08.2016

Потерпевшими по делу о тарифах на электричество стали все москвичи

СКР расследует уголовное дело о нарушениях при формировании тарифов на электроэнергию в Москве, по которому уже арестованы три чиновника, пишет «Коммерсантъ». Потерпевшими по делу, уточнила газета, стали все москвичи
Бывшие руководители распущенной весной 2016 года Региональной энергетической комиссии (РЭК) Москвы арестованы по делу о нарушениях при формировании тарифов на электроэнергию, пишет «Коммерсант». В функции комиссии до упразднения входило регулирование тарифов.

По информации издания, первыми фигурантами дела стали бывший руководитель РЭК Павел Гребцов и его заместитель Сергей Сасим, которых Басманный суд Москвы заключил под стражу. Им инкриминируют злоупотребление должностными полномочиями с причинением тяжких последствий (ч.3 ст.285 УК РФ). Причем потерпевшими по делу числятся практически все жители столицы, оплачивавшие необоснованно завышенные цены на услуги ЖКХ.

Газета отмечает, что сейчас ущерб оценивается всего в 130 млн руб., однако после проведения всех необходимых экспертиз он может значительно увеличиться.

Кроме того, суд арестовал еще и бывшего первого заместителя председателя РЭК Михаила Яковлева. По версии следствия, он привлекал для расчета и начисления тарифов сторонние компании, в том числе и аффилированные с ним. Следствие считает, что их услуги оплачивались по завышенным расценкам.

Издание приводит слова адвокатов, которые рассказали, что конкретных потерпевших в деле сейчас нет. По их словам, следствие считает потерпевшими фактически всех жителей Москвы.

«Коммерсантъ» уточняет, что сначала это дело вела столичная полиция по статье о мошенничестве в особо крупном размере. Его завели после выявления «необоснованного включения в необходимую валовую выручку ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (ОАО МОЭСК) расходов на сертификацию электрической энергии».

Летом 2015 года оно оказалось сначала в ГСУ СКР по Москве, а затем и в центральном аппарате, его ведет Управление по расследованию особо важных дел СКР. Обвиняемые и их защита свою вину не признают. ​

Региональная энергетическая комиссия занималась установлением в Москве тарифов на электроэнергию, водообеспечение, тепло- и газоснабжение, перевозки общественным и железнодорожным транспортом, а также определяла цены на подключение к инженерным сетям. РЭК была упразднена 18 апреля 2016 года, мэр Москвы Сергей Собянин передал ее полномочия департаменту экономической политики и развития города.

Источник: РБК


09.08.2016

Минэнерго предлагает увеличить резерв мощности

Чиновники ожидают рост спроса на электроэнергию, потребителям решение обойдется в 5,2 млрд рублей

В июле Минэнерго представило на общественное обсуждение проект приказа об увеличении коэффициента резервирования мощности для конкурентного отбора на 2020 г. Документ был размещен на портале regulation.gov. Резерв мощности оплачивают потребители, чтобы генерирующие компании не снижали производство электроэнергии во время ремонтов – для покрытия пикового спроса и обеспечения экспорта энергии. Согласно проекту плановые значения должны быть увеличены на 2,1 п. п. до 20,8% в первой ценовой зоне (европейская часть России, Урал) и на 0,85 п. п. до 28,3% – во второй (Сибирь).

На величину коэффициента резервирования влияет значение экспорта мощности, объясняет представитель «Системного оператора». При проведении конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2017–2019 гг. были закреплены показатели 2016 г., но в 2020 г. экспортные поставки ожидаются на уровне 3 ГВт, причем не вся эта мощность законтрактована, объясняет он. Предложенный Минэнерго проект как раз учитывает этот спрос, отмечает представитель «Системного оператора». Представитель Минэнерго на вопросы не ответил.

Но такое решение приведет к увеличению финансовой нагрузки на потребителей на сумму более 5,2 млрд руб., написал в письме замминистра энергетики Вячеславу Кравченко директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.

По данным «Системного оператора», установленная мощность в России в 2015 г. увеличилась на 2,8 ГВт до 235,3 ГВт. В резерве находилось 42 ГВт. Максимум нагрузки составил 150,3 ГВт, снизившись на 4,7% по сравнению с 2014 г., потребление электроэнергии также уменьшилось на 0,4% до 1036,4 млрд кВт ч, говорится в презентации Минэнерго.

По мнению Киселева, проект Минэнерго не учитывает предусмотренные энергостратегией до 2035 г. изменения в выработке и потреблении электроэнергии. К тому же все большее влияние на сглаживание пика потребления и выработки оказывает собственная генерация промышленных предприятий, отмечает Киселев, их доля в энергосистеме уже составляет 5,6% и продолжает расти. А оплата избыточной мощности станет еще одним стимулом для строительства собственных источников энергии, подчеркивает он. Увеличение оплачиваемого резерва мощности при одновременном увеличении ее доли и существенных инвестициях в развитие электросетевого комплекса свидетельствует о низкой эффективности инвестиционного планирования и общего управления отраслью, заключает Киселев.

По данным «Системного оператора», за 2011–2015 гг. в России было введено в эксплуатацию более 26,5 ГВт генерирующих мощностей и выведено около 8,2 ГВт. Избыток мощности, по разным оценкам, составляет 20–50 ГВт, указывает Киселев. Затраты потребителей на финансирование инвестпрограмм генерирующих и сетевых компаний за 2007–2016 гг. уже более 7,7 трлн руб., а на инвестпрограмму «Россетей» составят еще около 1 трлн руб. в 2017–2020 гг., недоволен директор Сообщества потребителей энергии.

Резерв мощности нужен для поддержания надежности единой энергосистемы, но потребители апеллируют к тому, что в России этот показатель сейчас один из самых высоких, говорит аналитик Raiffeisenbank Федор Корначев: зачем увеличивать резерв и платить за него, когда мощности и так достаточно. Можно обсуждать процент прироста, но повышаться он должен был и так, не соглашается директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Спрос на мощность к 2020 г. увеличится, говорит Пикин, коэффициент изменили с учетом этого роста.

Трудно предсказать, как будет меняться установленная мощность после 2019 г., отмечает Корначев. Пока наблюдается тенденция к росту, но генерирующее оборудование может начать выводиться быстрее, полагает аналитик. По результатам КОМ установленная мощность прошедших отбор станций увеличится с 213 ГВт в 2017 г. до 216,9 ГВт в 2019 г.

Источник: Ведомости


09.08.2016

Правительство утвердило схему размещения объектов энергетики

Правительством утверждена новая редакция схемы территориального планирования объектов энергетики. В ней содержатся сведения о типах объектов и их местоположении, территориях, запланированных для размещения объектов энергетики федерального значения в регионах страны на период до 2030 года. Документ актуализирует планы государства в области энергетики, принятые в 2013 году.

Схема содержит перечень запланированных для строительства атомных, тепловых и ветровых электростанций, гидроэлектростанций, подстанций, линий электропередачи и объектов хранения, захоронения и переработки радиоактивных отходов.

Источник: Российская газета


09.08.2016

Холостая энергия

Согласно экспертным оценкам, российская промышленность не использует половину возможностей для экономии энергоресурсов. Поддержка на государственном уровне и развитие лучших практик корпоративного энергоменеджмента позволят улучшить энергоэффективность. Инструменты госсодействия пока не заработали, но существующая сегодня в России практика применения международных стандартов позволяет добиться экономии ресурсов с помощью управленческих техник.

Экономика России остается энергорасточительной. В 2013 году, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), страна вошла в четверку стран, на которые приходится максимум потребления энергии. Россия расходует 5% от всей вырабатываемой в мире электроэнергии.

Опубликованный в марте отчет МЭА об энергоэффективности в 2015 году свидетельствует, что с 2003 по 2013 год потребление энергии в РФ сокращалось лишь в жилищно-коммунальном хозяйстве. И хотя энергетическая интенсивность (параметр оценки энергоэффективности) экономики за этот период снизилась на 23%, опережая аналогичный показатель в странах ЕС, успехи России выглядят хуже, чем Бразилии, Индии и Китая.

По данным Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), доля промышленности в потреблении энергии в 2011 году составляла 26%, а с учетом использования топлива на неэнергетические нужды — 32%. При этом энергоемкость промпроизводства в 2000–2011 годах снижалась на 4,5%, а индекс энергоэффективности ЦЭНЭФ — только на 2,9%. «На фактор совершенствования технологической базы пришлась только небольшая доля снижения энергоемкости промышленности. В основном же она снижалась за счет изменения структуры производства, колебаний загрузки мощностей, изменения цен на энергоносители и погодных условий»,— отмечают аналитики центра.

В 2011 году технический потенциал экономии энергии в российской промышленности при реализации соответствующих мероприятий и активной господдержке оценивался ЦЭНЭФ в 194 млн тонн условного топлива (тут), или 41% всего размера технического потенциала России. Это заметно превышает годовое потребление энергии в таких странах, как Польша, Нидерланды или Турция. Без учета промышленных электростанций и котельных потенциальный размер экономии конечной энергии составляет 73 млн тут. Рыночный же потенциал экономии при норме дисконтирования в 20% равен 183-186 тыс. тут — около 80% технического и 89% от экономического потенциала, согласно расчетам центра. Без отраслей ТЭКа экономия равна 509 млрд руб. в год, а с ними — 1,2 трлн руб. Однако реализовать этот потенциал пока не получается.

Политическая воля

На сегодняшний день эксперты ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию), ЦЭНЭФ, Аналитического центра при правительстве РФ и промышленные потребители оценивают качество государственной политики в области энергоэффективности как низкое. Да и сами чиновники неоднократно признавали, что выполнить президентский указ и снизить энергоемкость ВВП к 2020 году на 40% от показателя 2007 года не удастся. В 2010 году отраслевая госпрограмма утвердила 81 показатель для мониторинга ситуации с энергетической эффективностью. В обзоре «Энергосбережение в зеркале промышленной политики» Аналитического центра от 2014 года эксперты констатировали: «Порядок сбора многих из показателей через систему органов госстатистики не регламентирован, нет шаблонов для этого; не всегда ясно, для чего эти показатели собираются и в чьей компетенции находятся. Зачастую получаемую информацию невозможно проверить, сопоставить, проанализировать, а в один сектор (отрасль) объединены подсектора, имеющие различную экономическую и правовую основу».

Крайне ограниченны и инструменты господдержки промышленных проектов энергоэффективности, большинство из которых не работает или работает с небольшой отдачей. К основным по госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики» относятся НИР и ОКР в области энергосбережения, субсидии региональным бюджетам на софинансирование программ, модернизация и развитие государственной информационной системы, образовательные мероприятия, международное сотрудничество, финансовая поддержка проектов и госгарантии по кредитам. В 2012 году опросы Минэнерго об ограничениях в развитии промышленного энергосбережения показывали, что экономическими инструментами господдержки в силу высоких трансакционных издержек пользовались лишь 5% респондентов, главным образом — госкомпании.

В конце 2014 года господдержка программ энергоэффективности в регионах была сведена к нулю, а в середине 2015-го в качестве антикризисной меры правительство заморозило введение обязательного энергоаудита. В то же время, по данным ЦЭНЭФ, в законодательстве США, Европы и Китая энергосбережению в промышленности уделяется заметно больше внимания. В Германии применяется 30 таких мер политики, во Франции — 14, в Великобритании — 13, в Нидерландах — 9. И чем динамичнее развивается сектор, тем больше используется государством инструментов.

Тогда как господдержка промышленных проектов энергоэффективности фактически заморожена, Минэнерго приводит в порядок законодательство о региональных программах энергосбережения «в части установления и контроля достижения показателей в области энергоэффективности». В то же время в конце 2015 года в министерстве сообщили о запуске пилотного проекта в Подмосковье совместно с ОАО «Мосэнергосбыт». В нем используются так называемые белые сертификаты, когда на поставщиков энергии возлагаются обязательства по снижению ее расхода у потребителей, а достигнутый при помощи господдержки результат подтверждается регулятором в виде сертификата. В ЕС достижения по таким обязательствам можно перепродавать на открытом рынке. Проект предполагает распространение соответствующей практики в области энергоэффективных источников освещения по субсидируемой цене через поставщика электроэнергии.

Пока государство продолжает тестировать инструменты поддержки проектов энергосбережения, а промышленные компании — в большинстве своем скептически оценивать их перспективы, в России появляется лучшая корпоративная практика, которая при помощи незатратных и малозатратных управленческих техник позволяет добиться постоянной экономии энергии и денег. В 2010 году в России был запущен проект Глобального экологического фонда, направленный на повышение энергоэффективности промышленности в РФ с объемом финансирования в $15,6 млн. Исполнителем проекта являются ЮНИДО и ЕБРР, а главной задачей — запуск и использование на российских предприятиях системы энергетического менеджмента. Его планируется завершить в 2017 году. Деятельность по проекту состоит из четырех направлений: развитие методического, информационного и кадрового обеспечения, повышение энергоэффективности крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний и поддержка госполитики.

Ключевым компонентом для промышленных предприятий является обучение национальных консультантов и персонала для запуска системы энергетического менеджмента (СЭнМ), соответствующей международному стандарту ISO 50001:2011, инициатором разработки которого было ЮНИДО. СЭнМ используется такими промышленными гигантами, как Toyota и General Motors. Оценка же программ национальной энергоэффективности, основанных на принятии и реализации такого стандарта в Дании, Ирландии, Нидерландах и Швеции, показала, что ежегодное улучшение показателей на промышленных предприятиях, запустивших систему СЭнМ, вдвое выше, чем у компаний, которые такие практики не используют. С начала 2015 года программа поддержки системы энергоменеджмента действует в 17 странах, которые относят к развивающимся, включая Россию, и странам с переходной экономикой.

В России СЭнМ действует на 25 предприятиях и внедряется еще на 16. Национальный эксперт проекта ЮНИДО в РФ Максим Елисеев говорит, что даже компаниям, которые были убеждены, что использовали все резервы энергосбережения, работа СЭнМ позволяет сокращать потребление энергоресурсов не менее 5% в год в натуральном выражении. Многофакторная регрессионная модель потребления каждого вида ресурса, которую приглашенные эксперты ЮНИДО помогают сотрудникам предприятий применить в своей текущей деятельности, позволяет контролировать энергоэффективность в реальном времени и отслеживать экономию в натуральном выражении. При ее помощи можно оценить влияние «человеческого фактора», избавиться от типовых оправданий про снижение объемов производства или холодной зимы, поясняет эксперт.

Источник: Коммерсантъ


08.08.2016

Прокуроры предупредили о росте напряженности в обществе из-за энергетики

Прокуратура обнаружила масштабные нарушения законодательства в сфере энергетики: пользователям незаконно отключают электричество, требуют завышенной оплаты. Это грозит ростом социальной напряженности, считает ведомство

Масштабные нарушения

В 2015 году и в первой половине 2016 года было выявлено 32,7 тыс. нарушений «практически во всех сегментах» электроэнергетики, говорится в отчете Генеральной прокуратуры, который есть в распоряжении РБК.​​​

В документе отмечается, что за это время надзорное ведомство​ внесло 10,5 тыс. представлений в связи с нарушениями законодательства в этой сфере. В суды было направлено 4 тыс. исков и заявлений, вынесено 380 протестов. К дисциплинарной и административной ответственности были привлечены 5,9 тыс. человек. По материалам проверок прокуратуры возбуждено 48 уголовных дел.

Например, в Томской области электроснабжающие организации включили в тариф для потребителей расходы на содержание подразделений, выполняющих дублирующие функции, а также траты на проведение культурных и спортивных мероприятий и профсоюзные взносы. В общей сложности сумма сборов выросла на 340 млн руб. После вмешательства областной прокуратуры эти нарушения были устранены.

​Такие же недочеты были выявлены в Красноярском крае, где надзорному органу пришлось в принудительном порядке добиваться снижения стоимости 1 кВт энергии на 11% (с 40,78 до 36,45 руб).

В Федеральной антимонопольной службе изучают запрос РБК. Оперативно прокомментировать ситуацию с завышением тарифов в ведомстве не смогли.
У многих энергетических компаний есть дочерние предприятия или спортивные команды, расходы на которые фирмы пытаются заложить в тарифную политику, полагает ведущий юрисконсульт Фонда Института экономики города Дмитрий Гордеев. По его словам, не всегда регулирующие органы могут это вычислить.

Отключения электричества

Прокуратура фиксирует многочисленные случаи, когда потребители остаются без электричества. Подобные отключения происходили, в частности, в Калмыкии, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской областях.

В Челябинской области застройщик не подключил к сети девять многоквартирных домов, построенных в поселке Западный. В Ставропольском крае расследуется дело по статье «самоуправство» (ст.330 УК РФ): от электричества были отрезаны дома 160 человек в садовом товариществе.

Подобные истории не являются редкостью, объясняет исполнительный директор Всероссийской ассоциации ТСЖ и ЖСК Евгения Юнисова. По ее словам, на период строительства компания подключает дом по временной схеме. Постоянное же подключение требует выполнения сложных технических условий, и застройщик тянет с их выполнением до последнего. Поэтому когда в дом заселяются жильцы, энергетическая компания может принять решение об отключении здания от сети, если оно не переведено на постоянную схему, говорит Юнисова.

В Пермском крае прокуратура не допустила, чтобы без электричества остались подразделения ФСИН. В Тыве прокуратура добивается, чтобы местный поставщик МУП «Тоджинская ДЭС» снабжал одно из сел в бесперебойном режиме, не экономя на дизельном топливе.
Повсеместно выявляются нарушения в расчетах за потребленное электричество. Так, в Иркутской области по требованию надзорного ведомства была ликвидирована задолженность в размере 7 млн руб. — эти расходы были ошибочно начислены образовательным учреждениям.

После вмешательства надзорного ведомства не остались без электричества жители Абакана и одного из районов Красноярского края. В Ярославской области прокуратуре пришлось вмешаться, поскольку отключение электроэнергии могло привести к тому, что без воды остался бы Тутаевский район.

В Кировской области в 2015 году в суды было подано 16 исков о признании действий энергоснабжающих организаций по прекращению поставки электроэнергии незаконными.

Хищения и злоупотребления

Нарушения закона, которые отражаются на качестве и стоимости электричества, связаны с хищениями в энергокомпаниях. Как подчеркивается в докладе, в некоторых случаях это сопряжено с причинением крупного ущерба государству. Всего сейчас расследуется более 150 уголовных дел о преступлениях в сфере электроэнергетики, ущерб по которым превысил 4,1 млрд руб.

Например, в Нижегородской области в конце мая было возбуждено дело по статье «уклонение от уплаты налогов» (ст.199 УК РФ). Ущерб, по версии следствия, составил 1,4 млрд руб.

Нарушения в электроэнергии сопровождаются злоупотреблениями со стороны должностных лиц. Такие случаи были выявлены, например, в Крыму, Брянской и Свердловской областях и других регионах. Так, прокуратура Западного военного округа попросила привлечь к ответственности командира войсковой части №81357 Литвинова А.М. По версии надзорного ведомства, он оплатил электричество, которое использовалось операторами сотовой связи, чье оборудование было незаконно подключено к сети части.

Сам Литвинов направил в редакцию РБК письмо, в котором сообщил, что это дело пока расследуется. Он также отметил, что в отношении него прокуратура выносила представление, однако затем отозвала его и не стала отстаивать свою позицию в суде.

В Карачаево-Черкесии суд в начале марта по иску прокуратуры признал недействительным итоги торгов, на которых по заниженной стоимости была продана местная энергокомпания.

Рост напряженности

По данным ведомства, системные нарушения в области регулирования цен на электроресурсы связаны с завышением стоимости энергии, что влечет рост социальной напряженности. Среди регионов, где были выявлены соответствующие недочеты, Генпрокуратура выделила Хабаровский край, Архангельскую и Омскую области и другие.

Протесты из-за проблем с электроэнергией возможны, но они будут локальными и не затронут крупные города, полагает профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова, которая в феврале представила свое исследование, посвященное протестным настроениям в России. По словам Тихоновой, отключения отдаленных поселков от электричества были всегда, но на общем протестном фоне это лишь «капля в море».

В сфере электроэнергетики число нарушений за последние годы увеличивается, но не критическими темпами, полагает председатель комитета Госдумы по жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. По ее словам, электроснабжающие компании сильнее остальных организаций в сфере ЖКХ повышают тарифы, что отражается на малоимущих слоях населения.

Источник: РБК


07.08.2016

Электричество из тротуарной плитки.

Небольшая производственная фирма Pavegen, ведущая разработки в области альтернативной энергетики недавно представила свое новое творение – тротуарную плитку, которая способна преобразовывать кинетическую энергию шагов в электричество.

По сути, новая разработка британской компании, базирующейся в столице страны – городе Лондоне, является усовершенствованной версией разработки 2009 года. Тогда компания представила аналогичный по функциональности продукт – тоже энергогенерирующую плитку. Правда в этот раз новая технология преобразования энергии, на которой основана работа плитки, предусматривает не только использование кинетической энергии, передающейся тротуару от проходящих по нему пешеходов, но еще и использование ударных воздействий. Это может быть стук женских каблуков, подков вьючных животных и многое другое.

Таким образом, как утверждают сами создатели, эффективность преобразования получается значительно больше. Новая плитка имеет треугольную форму, по углам которой расположены специальные преобразователи. Конструкция пригодна для использования не только снаружи, но и внутри помещений, например в больших торговых залах, общественных местах и при различных массовых мероприятиях.

При этом верх плитки не обязательно должен быть традиционно твердым. Его можно сделать в виде искусственного мягкого покрытия и использовать даже не футбольном поле.

Пока, что областью использования выработанного плиткой Pavegen электричества видится освещение рекламных щитов и тротуарных дорожек. Но в будущем такие энергогенерирующие тротуары можно будет включать в единую энергетическую систему города, и компенсировать часть потребляемой им энергии.

Инженеры из Pavegen не раскрывают детальных данных о принципе работы новой плитки, но отмечают, что она почти в 200 раз эффективнее технологии 2009 года, а одна плитка способна вырабатывать электричество мощностью до 5 Вт. Правда это касается видимо очень людных мест.

Предполагается, что пилотное тестирование новой плитки будет произведено в лондонском торговом центре Westfield и где-то в Dupont Circle – окрестности Вашингтона, США. Что касается дальнейших планов относительно серийного производства и где плитку можно будет купить, например в интернет-магазине электроники expert-pro.com.ua, то об этом пока умалчивается.

Источник: Популярная электроника