Новости

28.10.2016

Антимонопольный комплаенс на пороге Белого дома

Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил на вчерашнем совещании с юристами из Ассоциации антимонопольных экспертов, что законопроект о внутрикорпоративной системе предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, или комплаенсе, может быть внесен в Белый дом в течение десяти дней. “Рабочей” датой вступления закона в силу может стать середина 2018 года. Ранее ФАС заявила, что намерена сделать требования закона обязательными для госкомпаний (см. “Ъ” от 1 июля), несмотря на отсутствие подобных норм в мировой практике. Это требование остается в силе, заявил вчера господин Артемьев. Юристы ассоциации, участвовавшие в подготовке проекта, сочли такие требования излишними и отказались поддержать проект.

Источник: Коммерсантъ


28.10.2016

ФАС вернулась к старым идеям о ценах на услуги госмонополий

Как говорится в подготовленной Федеральной антимонопольной службой концепции законопроекта о тарифной политике, с которой ознакомился “Ъ”, приоритетом должны стать “интересы потребителей”. При этом среди предлагаемых ФАС методов расчета тарифов не оказалось упоминаний широко анонсированного ранее службой подхода “инфляция минус”. В то же время в перечне будущих инструментов ФАС остались две версии “затратного” метода и метод доходности на инвестированный капитал (RAB), о неэффективности которого Игорь Артемьев летом докладывал президенту.

ФАС разрабатывает федеральный закон “Об основах государственного регулирования цен (тарифов)” — с представленной руководству Белого дома краткой концепцией закона удалось ознакомиться “Ъ”. Как говорится в документе, “комплексный и ключевой” законопроект призван унифицировать требования к регулированию цен (тарифов) в разных отраслях регулируемой деятельности, определить единые принципы регулирования. При этом для объединения тарифных подходов под эгидой ФАС службе придется вступить в борьбу за полномочия с Минэкономики, Минстроем, Минэнерго, Минтрансом и Минкомсвязи — сейчас цены регулируются законами об электроэнергетике, теплоснабжении, водо- и газоснабжении, тарифах коммунального комплекса и естественных монополиях (и в этих процессах участвуют профильные ведомства), а также рядом подзаконных актов.

Среди адресатов концепции, направленной в Белый дом, коллеги ФАС по правительству значатся — но, по сведениям “Ъ”, идеи службы с ними пока не согласованы. В Минэкономики на запрос “Ъ” сообщили, что “вопрос прорабатывается, и ведомство выступает за стабильные тарифные решения, которые принимаются”.

В Минтрансе от комментариев отказались, в Минэнерго и Минстрое на запрос ответить не смогли.

Отметим, что, по данным “Ъ”, документ первоначально был расписан в аппарате Белого дома на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова, однако совещание по нему проводил вице-премьер Дмитрий Козак — в его аппарате отказались обсуждать предварительные совещания по проекту ФАС “до формирования согласованной позиции правительства по этому вопросу”.

Техническая часть концепции перечисляет возможные методы расчета тарифов, которые ФАС предлагает включить в законопроект о тарифной политике. При этом следов широко анонсированного ФАС после объединения антимонопольной службы со службой по тарифам принципа “инфляция минус” в документе не обнаруживается. Перечисленные инструменты расчета тарифов включают методы индексации, сравнения аналогов, эталонных расходов (затрат), экономически обоснованных затрат и доходности инвестированного капитала (RAB). Отметим, летом на встрече с президентом глава ФАС заявлял, что от методики RAB-тарифов необходимо отказываться, так как она “в основном привела к повышению тарифов”. Среди базовых принципов, которые намерена предложить служба,— “приоритет интересов потребителей”, экономическая обоснованность тарифов, стабильные и недискриминационные условия для бизнеса, открытость и регулятора, и регулируемых организаций, экологическая безопасность.

Вчера глава ведомства Игорь Артемьев рассказывал о будущем законе в рамках совместного заседания юристам из Ассоциации антимонопольных экспертов. По его словам, “в РФ никогда не было закона об основах тарифного регулирования”; прежняя система устанавливала “запредельно высокие тарифы для бизнеса и промышленности”, раскручивала инфляцию, а “в тарифные заявки в качестве затрат включали 500 бутылок коллекционного вина и женские украшения”, возмущался глава ФАС.

Замглавы ведомства Сергей Пузыревский отметил, что будущий закон, как планируют в ФАС, будет определять общие цели и принципы тарифного регулирования. По его словам, главный принцип — любое “затратное” регулирование много хуже, чем метод сопоставимых рынков, а метод затрат стоит последним только потому, что “полностью отказаться от него будет невозможно” — “при входе организации в регулирование” надо понимать затраты, которые она понесет.

Другой заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин отметил, что будущий закон касается процессуальных вопросов и единообразных подходов к тарифному регулированию в разных сферах. Кроме того, сообщил он, базовые принципы тарифной политики должны быть включены в закон о естественных монополиях (отметим, о намерении написать такой закон ФАС заявляла в начале года, см. “Ъ” от 5 февраля). “Оба закона будут взаимно дополнять друг друга”,— говорил он.

Источник: Коммерсантъ


27.10.2016

Немецкая биржа запустила фьючерсы на энергию ветра

Энергия ветра стала биржевым товаром. Будущее в виде альтернативной энергетики уже начало активно шагать по планете. На немецкой бирже European Energy Exchange (EEX),входящей в биржевой холдинг Deutsche Borse Group, запущены фьючерсы на ветряную энергию.

Растущее производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии в сочетании с неопределенностью погодных условий в Германии и Австрии привели к росту рисков компаний-производителей энергии при увеличении портфелей ветропарков. Поэтому биржа ЕЕХ предложила эффективный инструмент для управления рисками, который также могут использовать и потребители энергии ветра.

«Ветряная энергетика создает новые риски, и требует новых инструментов для их хеджирования. ЕЕХ формирует энергетические рынки будущего, предлагая их участникам новые и инновационные продукты в виде фьючерсов», – отметил управляющий директор EEX Тим Гринвуд.

В качестве базового актива фьючерса на ветряную энергию EEX используется индекс ветра,рассчитываемый EuroWind. Модель меняется каждые 15 минут, исходя из данных метеорологической службы, расположенной в Германии. Регулирование торговли ведется в соответствии с правилами MiFID, как и других деривативов в зоне ЕС.

Наверняка, с увеличением доли возобновляемых источников энергии в глобальном масштабе появятся и фьючерсы на солнечную энергию.

Источник: Энергосовет


27.10.2016

SAP поможет снизить потери в энергосетях

Компания SAP представила решение для анализа потерь энергии в распределенных сетях на базе SAP HANA на Rugrids-Electro.

На стенде был представлен пример того, как система рассчитывает баланс участка цепи на основе интервальных данных почасового учета. Она сравнивает энергию, отпущенную с фидера, с полезной энергией – суммой показаний приборов учета по потребителям.

С помощью решения специалисты энергокомпаний могут оперативно проанализировать расход энергии, выделить участки сети, где возможны нарушения и мошенничества, и найти на карте их расположение.

«Сегодня проблема коммерческих потерь в сетях является очень актуальной, такие потери могут составлять в отдельных случаях десятки процентов от общего объема энергопотребления. Думаю, энергокомпаниям стоит укреплять подразделения, задача которых — анализировать технические уловки для кражи энергии, и бороться со случаями мошенничества. Однако это невозможно без системы, которая анализирует миллионы показателей с тысяч счетчиков в реальном времени. Пример такого решения уже используется в одной из российских электроэнергетических компаний, его модель была представлена на Rugrids-Electro», — отметил Дмитрий Шепелявый, заместитель генерального директора SAP СНГ.

Информация о компании

SAP ― один из мировых лидеров на рынке корпоративных приложений, компания SAP помогает организациям любого размера и специализации эффективнее управлять своим бизнесом. Будь то вспомогательные службы или совет директоров, склад или магазин, настольные или мобильные приложения ― решения SAP позволяют повысить эффективность взаимодействия отдельных сотрудников и организаций в целом, сформировать глубокое понимание бизнеса и создать конкурентное преимущество. Решениями и сервисами SAP пользуются более 320 000 клиентов (включая клиентов SuccessFactors), передовые технологии компании гарантируют высокую рентабельность, способствуют непрерывной адаптации и устойчивому росту.

В 1992 году был открыт офис SAP SE в Москве. Также за прошедшие 20 лет открылись представительства SAP в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Алматы, Минске и Киеве, а численность сотрудников превысила 1050 человек.

Источник: РЭЭ


27.10.2016

Утвержден новый нацстандарт по терминологии в области ОДУ в электроэнергетике

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57114-2016 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электроэнергетические системы. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике и оперативно-технологическое управление. Термины и определения».

Национальный стандарт ГОСТ Р 57114-2016 утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2016 года № 1302‑ст.

Стандарт разработан АО «СО ЕЭС» по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности подкомитета ПК-1 «Электроэнергетические системы» технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика».

ГОСТ Р 57144-2016 разработан с целью актуализации устаревшего понятийного аппарата в отрасли, установленного ранее принятыми стандартами: ГОСТ 21027-75 «Системы энергетические. Термины и определения», ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения», ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» и др.

Новый стандарт содержит основополагающие термины, которые необходимы для определения и описания электроэнергетической системы, условий и параметров ее функционирования и предназначены для применения в документации всех видов, в том числе разрабатываемой, утверждаемой и используемой субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии, органами власти, проектными, научно-техническими, учебными и иными организациями, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики.

Стандарт вводится в действие с 1 марта 2017 года, и к этому сроку будет завершена подготовка официального издания стандарта. На период издательского оформления ГОСТ Р 57114-2016 окончательная редакция проекта стандарта будет доступна для ознакомления заинтересованных лиц на сайте ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в АИС «ЭКСПРЕСС – СТАНДАРТ».

Источник: ЭНЕРГОНЬЮС


27.10.2016

БЭСК выпустило 7-8 серии мультфильма по детской электробезопасности

Мультипликационный сериал по детской электробезопасности «БЭСКмен» получил свое продолжение – АО «БЭСК» выпустило в свет седьмую и восьмую серии.

Электричество повсюду окружает нас, и каждая новая серия мультфильма рассказывает о различных опасных ситуациях, связанных с ним. Новые сюжеты седьмой и восьмой серий предостерегают детей от набросов предметов на провода ЛЭП и от влезания на опоры, даже если там оказалась любимая кошка.

Компания использует различные форматы, чтобы донести до юной аудитории в игровой форме правила безопасного обращения с электричеством. Вместе с проведением уроков и лекций по электробезопасности в школах республики продвигается бренд супергероя БЭСКмена, символизирующего защиту и заботу компании о детях.

Мультсериал «БЭСКмен» можно посмотреть здесь: http://www.bashes.ru/for-childs/cartoons/

Источник: ЭНЕРГОНЬЮС


27.10.2016

Минэнерго: высокая доля зарубежного оборудования в электроэнергетике опасна

Минэнерго РФ считает, что высокая доля оборудования иностранного производства — 50%, используемого в электроэнергетике, ставит под угрозу энергетическую и экономическую безопасность страны, сообщил директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике министерства Евгений Грабчак.

“По нашим оценкам, на сегодняшний день субъектами электроэнергетики в составе собственных производственных активов эксплуатируется в среднем около 50% оборудования иностранного производства. Мы считаем, что эта высокая доля, приходящаяся на иностранное оборудование, ставит под угрозу энергетическую и экономическую безопасность России в связи со всеми ситуациями, которые вокруг нас сейчас есть”, — сказал Грабчак, выступая на совещании по подготовке к осенне-зимнему периоду 2016-2017 годов объектов электроэнергетики ЦФО.

Глава департамента Минэнерго РФ отметил, что в Центральном федеральном округе достаточно большой объем производств, которые могут заменить иностранное оборудование как по трансформаторам, выключателям, так и по другим устройствам.

“По нашим оценкам, около 33% оборудования иностранного производства, которое сейчас эксплуатируется на территории РФ по объектам генерации и 38% иностранного оборудования по электросетевому комплексу имеют аналоги соответствующие в производстве на территории РФ”, — сказал Грабчак.

Источник: РИА


27.10.2016

МТС поможет следить за потреблением электроэнергии в Кемеровской области

МТС объявил об оснащении телематическими SIM-картами более 4 тыс. придомовых датчиков и счетчиков для автоматизированного учета электроэнергии в многоквартирных домах на территории Кемеровской области. Как рассказали CNews в компании, на сегодняшний день с помощью SIM-карт МТС обеспечивается автоматизированный сбор данных и мониторинг нескольких тысяч общедомовых приборов учета электроэнергии в Кемеровской области, обслуживаемых «Горэлектросетью», Кузбасской энергосетевой компанией и Мысковской электросетевой организацией.

Благодаря технологии М2М, телематические SIM-карты МТС передают информацию о состоянии объектов энергетики в любое время из любой географической точки по защищенным каналам связи. Такой дистанционный контроль позволяет в режиме онлайн фиксировать все случаи отключения электропитания, что позволяет оперативно реагировать на аварийные ситуации и в кратчайшие сроки восстанавливать электроснабжение.

«Для своих клиентов МТС выступает не просто поставщиком услуг связи, мы предоставляем комплексные решения, позволяющие оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы. Для внедрения таких сервисов мы инвестируем в развитие собственной сети. Использование технологий передачи данных между устройствами позволяет энергетическим структурам в режиме реального времени контролировать потребление энергетических и топливных ресурсов, а также дистанционно получать информацию с удаленных объектов, что положительно сказывается на эффективности и надежности их работы», — рассказал директор МТС в Кемеровской области Сергей Зданович.

Среди корпоративных клиентов МТС ведущие предприятия энергетической отрасли Сибири, в том числе «КрасКом», «КрасИнформ», «Новосибирскэнергосбыт», «Газпром газораспределение Томск», Томская распределительная компания, МРСК и другие.

Источник: CNEWS.RU


27.10.2016

Возобновляемой энергии осветили будущее

Международное энергетическое агентство (МЭА) существенно пересмотрело пятилетний прогноз развития возобновляемой энергетики (ВИЭ) в мире. Агентство прогнозирует дополнительный рост сектора на 13% в период с 2015 до 2021 год по сравнению с ожиданиями 2015 года. Также, по новой версии отчета, к 2021 году средние затраты в солнечной электроэнергетике снизятся на 25%, а в производстве наземной ветряной энергии — на 15%. Основная причина пересмотра — политика по поддержке ВИЭ в США, Китае, Индии и Мексике. Среди прочих причин — рост конкуренции в секторе, значительные прорывы в технологиях, более экономически устойчивые схемы стимулирования сектора, активная политика стран в сокращении выбросов и стремление к диверсификации источников энергии.

2015 год стал поворотным для ВИЭ, отмечают в МЭА. Более половины новых энергетических мощностей, введенных в 2015 году (153 ГВт), составляют станции на альтернативных видах топлива, прежде всего солнца и ветра, это на 15% выше показателя 2014 года. При этом, как отмечают в МЭА, ветряная и солнечная энергетики компенсируют более медленный рост гидроэнергетики — сейчас их доля составляет порядка двух третей от общего объема ВИЭ.

МЭА рассчитывает, что возобновляемая энергетика останется наиболее быстрорастущим источником электроэнергии, а ее глобальная доля возрастет с 23% до 28% к 2021 году. В краткосрочном периоде ВИЭ будет покрывать около 60% от общего объема новых вводимых электромощностей, приближаясь к показателям угольной отрасли. Ожидается, что к 2021 году производство энергии на основе ВИЭ превысит 7,6 тыс. тераватт в час, что на данный момент равно совокупному объему производства электричества в США и ЕС.

Впрочем, новый отчет МЭИ отмечает и ряд проблем ВИЭ — среди них инвестиционные барьеры в ряде развивающихся стран, медленное развитие ВИЭ в секторе отопления и транспорта. Кроме того, развитие ВИЭ происходит крайне неравномерно — так, ряд стран Азии продолжают строить угольные станции, в то время как ключевым рынком для роста ВИЭ остается КНР (на втором месте — США, обошедшие ЕС). Но даже в КНР, где в 2015 году было введено 40% от числа всех глобальных энергомощностей на основе ВИЭ, альтернативная энергетика покрывает лишь половину роста потребности страны в электричестве.

Источник: Коммерсантъ


27.10.2016

Крупный бизнес вовлекут в поддержку инноваций

26 октября 2016 года на форуме «Открытые инновации» был представлен проект Национального доклада «Об инновациях в России 2016». Документ стал результатом совместной работы Министерства экономического развития России, Открытого правительства и РВК.

Отличительной чертой доклада 2016 года от предыдущей версии стал переход от общих рекомендаций по приоритетам инновационной политики к разработке конкретных мер, способных ускорить технологическое развитие страны.

Авторы доклада отмечают, что за прошедший год благодаря усилиям государства в российской инновационной среде произошел ряд позитивных изменений. Улучшились позиции России в рейтингах «Global Innovation Index» (рост с 48-го до 43-го места) и «Global Competitiveness Index» (с 45-го до 43-го места), сократилось отставание России от стран-лидеров инноваций по 12 из 41 показателя «панели управления», разработанной в Докладе 2015 года.

Вместе с тем, общая динамика инновационной активности в стране остается неоднозначной. Показатели расходов на НИОКР, количества инновационных компаний и патентной активности снижаются, несмотря на то, что растет спрос на инновационную продукцию, а также и расходы на НИОКР в бюджетном секторе, и показатель уровня исследовательской кооперации.

По мнению экспертов, ключевая причина текущего состояния инновационной активности ─ ориентация государственных инициатив на области, имеющие отложенный эффект, такие как фундаментальная наука, образование, институциональная инновационная среда. Кроме того, важным барьером становится модель «разомкнутой» инновационной системы, которая провоцирует уход российских стартапов на зарубежные рынки из-за отсутствия поддержки на значимых стадиях развития.

Принимая во внимание сложившуюся в стране экономическую структуру, авторы доклада утверждают, что главным источником для быстрого развития инноваций должны стать крупные российские компании. Фокус на крупный бизнес позволит напрямую воздействовать на большую часть российской экономики, так как доля крупных компаний в России составляет 79% против 42% в среднем в сопоставимых странах. Зрелый бизнес может стать основным драйвером спроса на инновации, активизировать венчурные инвестиции и изобретательскую активность.

Тем не менее, обладая потенциалом для развития и практической реализации инноваций, крупные компании сегодня демонстрируют низкую инновационную активность. В ряде отраслей уровень расходов на НИОКР и количество регистрируемых патентов существенно ниже показателей иностранных компаний, а средняя цитируемость патентов близка к нулю.

Авторы доклада выделяют основные барьеры, которые сдерживают развитие инноваций в крупном бизнесе. Так, ориентация крупных корпораций исключительно на текущие результаты и короткий горизонт планирования ведет к тому, что их руководство не заинтересованно в инновационной активности. Как следствие, эти компании практически лишены компетенций и процессов, необходимых для внедрения инноваций. С учетом высокого уровня вертикальной интеграции, подобная политика отражается и на инновационном развитии потенциальных поставщиков и контрагентов, которые имеют очень ограниченные ресурсы для самостоятельных инвестиций. Негативным фактором выступает также отсутствие у государства стратегического подхода к отраслевым стандартам и последовательной политики финансовой поддержки инноваций.

«Один из ключевых выводов доклада – это необходимость интенсивного вовлечения крупного бизнеса во взаимодействие с инновационным сегментом. Сейчас разрыв глубок, мы его в свое время назвали разомкнутым инновационным циклом, когда стартап не может найти свое место в закупках крупных российских компаний и вынужден уезжать в другие страны. Как «замкнуть» инновационный цикл, как сделать так, чтобы крупные компании получали реальный эффект от работы со стартапами, — это принципиальный вопрос. В этой связи задача доклада — не столько проанализировать ситуацию, сколько дать практические организационные решения на уровне государственной системы управления инновациями», – комментирует и.о. генерального директора РВК Евгений Кузнецов.

В соответствии с выявленными барьерами в докладе предложены приоритетные меры, которые позволят активизировать инновационную активность крупного бизнеса. К ним относится создание долгосрочной мотивации для руководителей крупного бизнеса, формирование условий для инновационного развития поставщиков и регуляторных стимулов. В частности:

Для создания механизмов долгосрочной мотивации предлагается внедрение для руководителей высшего и среднего звена опционных программ, создание для высшего руководства мотивации от прибыли корпоративных венчурных фондов, запуск программы резерва управленческих кадров с фокусом на инновации. Еще одна необходимая мера – расширение списка компаний, входящих в прогнозный план приватизации.

Для развития экспорта высокотехнологичной продукции предлагается разработать пакет адресных мер поддержки, а также провести ревизию отраслевых стандартов, которые могут быть гармонизированы с международными для облегчения доступа российских производителей на зарубежные рынки.

В целях стимулирования технологического развития отраслей предлагается создать рабочие группы с участием государства и крупного бизнеса для реализации отраслевых программ по разработке перспективных технологий и устранению разрывов в производственных цепочках, составить перечень передовых технологических стандартов и скорректировать методику оценки реализации программ инновационного развития (ПИР).

Для поддержки производителей высокотехнологичных компонент и инновационных сервисных компаний авторы доклада предлагают стимулировать локализацию НИОКР международных компаний и увеличить иностранные инвестиции в производителей компонент, внести изменения в законодательство о господдержке НИОКР, внедрить механизм финансирования части затрат, связанных с отраслевой сертификацией продукции. Эксперты также предлагают выделить из вертикально интегрированных компаний с государственным участием поставщиков 2-3 уровня в отдельные бизнес-единицы с ответственностью за финансовый результат.

Для инновационного развития компаний в системе гособоронзаказа предлагается скорректировать систему ценообразования в части внедрения долгосрочных контрактов и изменения правил определения прибыли.

Для оценки результатов данной программы изменений авторы доклада разработали систему десяти ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые, по мнению разработчиков, являются контролируемыми, измеримыми и устойчивыми к манипуляциям. Семь КПЭ относятся к производственным компаниям: экспорт инновационной продукции, доля инновационной продукции в выпуске, доля затрат на инновации в выпуске, доля инновационных компаний, инвестиции в нематериальные активы, число РСТ патентов, число заявок на РСТ патенты. Два показателя относятся к науке: количество исследований и цитируемость, еще один — фиксирует объем венчурных инвестиций.

В докладе ответственность за выполнение конкретных КПЭ распределена по трем уровням, по каждому из которых указаны конкретные ответственные министерства и ведомства. Чтобы обеспечить достижение целей инновационного развития без радикального изменения системы управления, предлагается возложить задачу по внедрению предложенной системы КПЭ на специализированный проектный офис.

Проект Национального доклада «Об инновациях в России 2016» будет обсуждаться экспертным сообществом, после чего документ будет внесён в Правительство РФ.

О РВК

АО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ).

Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала компании принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 21, их суммарный размер — 32,4 млрд руб. Доля АО «РВК» — 19,9 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 196. Совокупный объем проинвестированных средств — 18,4 млрд руб.

Источник: Зеленый город