Новости

13.02.2019

Правкомиссия согласовала ограничение права регионов повышать сетевые тарифы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла в правительство законопроект о внесении изменений в закон об электроэнергетике, ограничивающий права субъектов РФ превышать установленные предельные уровни тарифов на передачу электроэнергии, говорится в материалах к заседанию правительственной комиссии по законопроектной деятельности, с которыми ознакомился «Интерфакс».

Документ предусматривает исключение права регулирующих органов субъектов РФ превышать установленные предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии без согласования с ФАС.

Законопроект также предполагает применение предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии в случае, если регулирующий орган субъекта не примет решение об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии или примет решение вне рамок установленных предельных максимального и минимального уровней тарифов без согласования с ФАС.

Законопроект согласован Минэкономразвития и Минэнерго без замечаний, говорится в материалах к правкомиссии.

11 февраля правкомиссия одобрила законопроект ФАС, сообщил источник, знакомый с итогами заседания.

В декабре 2018 года руководитель ФАС Игорь Артемьев на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым заявил, что ведомство готово внести в правительство законопроекты об ограничении роста тарифов на электроэнергию и ЖКХ в регионах. По словам г-на Артемьева, в настоящее время вообще в принципе не должно быть ситуаций, когда бы тарифы росли больше чем на 3-4-5%, сколько составляет инфляция. Однако, как отмечал руководитель ФАС, ещё с 1990-х годов были накоплены законодательные ошибки, которые позволяли в регионах повышать тарифы выше, чем установило правительство. На встрече с премьер-министром Игорь Артемьев анонсировал два законодательных акта: один – по электроэнергетике, второй – по ЖКХ.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


13.02.2019

Ассоциация НП “Совет рынка” предлагает включить механизм торговли “зелеными” сертификатами в систему поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Как сообщает в среду газета “Коммерсантъ” со ссылкой на пояснительную записку, планируется, что торговля будет запущена с 2020 года.

Предполагается, что для этого выделят особую площадку

Ассоциация НП “Совет рынка” предлагает включить механизм торговли “зелеными” сертификатами в систему поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Как сообщает в среду газета “Коммерсантъ” со ссылкой на пояснительную записку, планируется, что торговля будет запущена с 2020 года.

“Совет рынка” полагает, что покупателями “зеленых” сертификатов станут потребители энергии, “для которых важно с имиджевой точки зрения приобретать именно выработку ВИЭ”. Продавцами будут генераторы ВИЭ, для которых торговля сертификатами станет источником дополнительного дохода. Его предлагается вычитать из платежа за мощность по договору на поставку мощности (ДПМ) ВИЭ. Предполагается, что для торговли “зелеными сертификатами” будет выделена особая площадка, а цена будет регулироваться спросом и предложением.

В Ассоциации считают, что сертификаты будут способствовать снижению вреда для окружающей среды, а также формированию имиджа компаний. Также торговля позволит перенести нагрузку от действующих проектов по ДПМ со всех потребителей на тех, кто заинтересован в поддержке возобновляемых источников энергии.

“Зеленые” сертификаты
В качестве одного из стимулов для инвесторов в возобновляемую энергетику Минэнерго считает целесообразным разработку так называемых “зеленых” сертификатов.

Меры государственной поддержки строительства генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии (ДПМ ВИЭ), предполагающие возврат инвестиций с гарантированной доходностью, работают до 2024 года, но уже сейчас на рынке поднимается вопрос о необходимости продления этой программы.

Источник: ТАСС


10.02.2019

Как в Казахстане развивается рынок возобновляемой энергетики

Доля возобновляемой энергетики в объеме производства электроэнергии составляет всего 1,3%.

В 2018 году выработано 1,35 млрд. кВтч «зеленой» энергии, доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии – 1,3%. Об этом сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев на расширенном заседании Коллегии Минэнерго.

«В прошлом году введено в эксплуатацию 5 объектов ВИЭ в Мангистауской, Жамбылской, Алматинской и Карагандинской областях. Общий объем привлеченных инвестиций по вышеуказанным проектам более 60 млн. долларов», – сообщил министр.

Таким образом, по итогам 2018 года количество объектов ВИЭ составило 67 с общей мощностью 531 МВт. В 2019 году планируется ввести еще 11 объектов ВИЭ общей мощностью 391,65 МВт. Выработка ВИЭ составит порядка 2-х млрд. кВтч электроэнергии.

В 2018 году проведены первые международные аукционы, где было отобрано 36 проектов ВИЭ общей мощностью 858 МВт. На сегодня заключены договора на 15 лет с 26-ю компаниями по 32-м объектам ВИЭ общей установленной мощностью 835,9 МВт. Ну а в этом году будет продолжено совершенствование законодательства в области ВИЭ в части поддержки развития технологий биогаза с распространением понятия «отходы в энергию», а также стимулирования массового применения ВИЭ в строительстве и домохозяйствах.

Источник: Turan Times


10.02.2019

В изолированных энергорайонах России установят долгосрочные тарифы на электроэнергию

В изолированных энергорайонах России установят долгосрочные тарифы на электроэнергию. Соответствующее постановление 30 января подписал премьер Дмитрий Медведев, 8 февраля оно было размещено на сайте правительства.

Изолированные энергорайоны – это территории, не присоединенные к Единой энергетической системе России, на которых электроэнергию поставляют децентрализованные источники, в основном это генераторы на дизельном топливе. Тарифы для генераторов там устанавливаются региональными властями исходя из их фактической себестоимости.

Производители электроэнергии смогут в течение 5 лет сохранять разницу от экономии от топлива или перехода на возобновляемые источники энергии, в том числе в комбинации с дизельной генерацией. Раньше экономию могли сохранять только генераторы на чистой зеленой энергетике. При этом производителей обязуют на протяжении пяти лет ежегодно снижать удельный расход топлива на 1%. Также в тарифах закрепят экономию от мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности на срок их окупаемости и на два года вперед.

Долгосрочные тарифы на таких территориях должны способствовать повышению эффективности производства и снижению стоимости электроэнергии, считают в правительстве. Постановление было разработано Федеральной антимонопольной службой, теперь ведомство должно в течение четырех месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с документом.

Изолированные районы есть на территории Дальнего Востока, а также в республиках Алтай, Карелия, Коми, Красноярском крае, Архангельской, Иркутской, Мурманской, Томской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, следует из пояснительной записки к постановлению. Такие районы потребляют около 1% от всего электричества в стране, рассказал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. «ВИЭ в связке с дизелем способны обеспечивать бесперебойную поставку энергоснабжения и могут быть реальной альтернативой дизельным генераторам в этих районах. Мы можем ожидать увеличения доли ВИЭ в связи с дизелями в изолированных зонах», – считает Скляр.

В изолированных районах Дальнего Востока себестоимость электроэнергии на дизельной генерации превышает 300 руб./кВтч, что в сто раз выше цен в европейской части, рассказал партнер практики «Электроэнергетика» Vygon Consulting Алексей Жихарев. «С одной стороны, нововведение станет определенным стимулом для инвестиций в ВИЭ и в перспективе сократит субсидию Дальнему Востоку, в которой из общего объема в 35 млрд руб. ежегодно более 10 млрд идет на компенсацию топливной составляющей в изолированных районах. С другой – вмененная обязанность местным производителям энергии снижать удельный расход топлива ежегодно всего на 1% смотрится весьма скромной», – считает Жихарев.

Минэнерго согласовало и поддержало проект, сказал представитель министерства.

Источник: Ведомости


10.02.2019

Минэкономразвития возьмёт “под крыло” энергоаудиторов?

Министерство экономического развития РФ получило ряд дополнительных функций по регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности, касающиеся деятельности саморегулируемых организаций данной отрасли.

26 января 2019 года вышло Постановление Правительства РФ «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Теперь Министерство экономического развития РФ будет отвечать за методическое обеспечение разработки, реализации, а также проведение оценки региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Минэкономразвитию делегируются функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере энергетики. В том числе, по части ведения энергоаудита: выработке требований к осуществлению данных обследований, а также к энергетическому паспорту и отчёту.

Изменения напрямую коснутся и саморегулируемых организаций данной сферы. Так, Минэкономразвития России в ответе за проведение плановых и внеплановых проверок СРО, порядок ведения и само ведение государственного реестра профессиональных объединений в области энергетического обследования.

Помимо этого, ведомство будет курировать предоставление субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов РФ на исполнение региональных программ в сфере повышения энергоэффективности.

Согласно документу, изменения затронули:

Положение «О Министерстве энергетики Российской Федерации» (от 28 мая 2008 года).
Положение «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (от 5 июня 2008 года).
Положение о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований (от 25 января 2011 года).

Положение о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций (от 22 ноября 2012 года).

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (от 31 июля 2014 года).

Источник: Энергосовет


08.02.2019

Россия переходит к долгосрочному регулированию тарифов на электроэнергию в изолированных энергосистемах

Постановление от 30 января 2019 г. №64 регулирует, что переход к долгосрочному регулированию тарифов на электроэнергию и услуги, оказываемые на розничных рынках электроэнергии, в изолированных энергорайонах будет способствовать повышению эффективности производства электроэнергии и снижению ее стоимости за счет модернизации генерирующих мощностей, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии в комбинации с традиционной дизельной генерацией.

Информация об этом опубликована на сайте Правительства России.

Новый законопроект внесен ФАС России.

Так, постановлением Правительства от 28 июля 2017 г. №895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)» предусмотрен переход к долгосрочному регулированию цен на электроэнергию и услуги, оказываемые на розничных рынках электроэнергии, в изолированных энергорайонах.

При этом изолированными энергорайонами считаются территории, не присоединенные к Единой энергетической системе России, в которых энергоснабжение потребителей происходит от децентрализованных источников, тарифы устанавливаются региональными властями исходя из фактической себестоимости.

Из-за высокой стоимости доставки топлива и сезонных ограничений на его доставку производство электроэнергии в таких районах характеризуется высокой себестоимостью и низкой энергетической эффективностью.

К таким территориям относятся территории Дальнего Востока, а также изолированные энергорайоны республик Алтай, Карелия, Коми, Красноярского края, Архангельской, Иркутской, Мурманской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов.

Предполагается, что переход к долгосрочному регулированию тарифов на электроэнергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах будет способствовать повышению эффективности производства электроэнергии и снижению ее стоимости за счет модернизации генерирующих мощностей, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в комбинации с традиционной дизельной генерацией.

Ранее такая возможность была предусмотрена исключительно для генерирующих источников, работающих на возобновляемых источниках энергии, к которым электроустановки, работающие на дизельном топливе, не относятся.

С целью формирования экономических стимулов развития таких комбинированных источников энергии и повышения их инвестиционной привлекательности подписанным постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актов.

Так, вводится возможность сохранения у энергоснабжающих организаций экономии, возникающей в результате перехода на другие виды топлива или на использование ВИЭ.

Устанавливается, что в распоряжении производителя электроэнергии будет сохраняться экономия от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на срок их окупаемости и на 2 года после его окончания.

Также вводится обязанность производителей электроэнергии в изолированных энергосистемах снижать удельный расход условного топлива до 2025 г. не менее чем на 1% ежегодно.

Органам исполнительной власти субъектов федерации в области госрегулирования тарифов предоставлено право дифференциации тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электроэнергетическим системам.

В целях повышения прозрачности процесса формирования стоимости электрической энергии в изолированных энергорайонах расширен список информации, которую энергоснабжающие организации обязаны будут размещать в открытом доступе – в том числе в интернете.

Установлено, что владельцы децентрализованных источников генерации должны будут раскрывать информацию об основных показателях работы таких объектов.

В частности, будет подлежать раскрытию информация об удельном расходе топлива по генерирующим объектам, работающим в изолированных энергосистемах.

Раскрытие такой информации, с одной стороны, позволит потребителям сравнивать издержки различных энергокомпаний в сходных условиях, а с другой стороны, станет дополнительным фактором, способствующим привлечению инвесторов в эту сферу.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


08.02.2019

Производить трансформаторы для ветроустановок «Сименс» будут в России

«Сименс Гамеса Реньюэбл Энерджи» (SGRE) подписала договор с «Группой «СВЭЛ» о поставке силовых трансформаторов для собираемых ветроустановок, которые будут использоваться в проектах на территории России. Это очередной шаг к выполнению обязательных требований по локализации, действующих в отношении любой устанавливаемой в России турбины. Эти требования определяются согласно долгосрочному соглашению о мощностях и соответствующему законодательству, регулирующему деятельность в области возобновляемых источников энергии.

Заключенный договор предусматривает проектирование и производство трансформаторов с учетом защиты от повышенной перегрузки, коррозионной стойкости, энергоэффективности и устойчивости к механическим нагрузкам и вибрациям.

Таким образом, «Сименс Гамеса» расширяет локальную цепь поставок в России. За последние несколько месяцев компания заключила ряд договоров с российскими поставщиками. В локальную цепь поставщиков для проектов на территории России входят производители генераторов, гондол и ветродвигателей.

Источник: ЭПР


08.02.2019

Закон о микрогенерации даст стимул к развитию «крышных» СЭС

Госдума приняла в первом чтении законопроект, касающийся понятия микрогенерации и создания условий для ее развития. Документ разработан Минэнерго РФ и оформлен как правительственный законопроект.

Предполагается, что после принятия поправок в закон «Об электроэнергетике» россияне смогут после установки микрогенерирующих установок (мощность до 15 кВт) продавать в сеть избыточную электроэнергию, выработанную установкой. По замыслу разработчиков, это должно стимулировать частное строительство солнечных, ветряных, водных и других станций, хотя не станет способом заработка, так как, по сути, частное лицо многозаработать на этом не сможет.

Чтобы продавать неиспользованную на нужды домохозяйства электроэнергию, выработанную, например, ветряком или солнечными модулями на крыше индивидуального дома (многоквартирных домов законопроект не касается), нужно будет технически присоединить объект микрогенерации к местным сетям, а также заключить договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком, в зоне покрытия которого находится мини-станция на основе ВИЭ. Особенности этого процесса будут прописаны в отдельных документах правительства.

По словам члена комитета Госдумы по энергетике Ивана Медведева, стоит также предусмотреть некие стимулирующие меры для владельцев генераторов на дизельном топливе, чтобы они могли получить, например, субсидию для покупки солнечных модулей или ветряков, сделать гибридную станцию и снизить стоимость энергоресурсов для выработки электроэнергии.

- Этот законопроект может дать стимул развитию этого сектора – прежде всего накрышных солнечных панелей на индивидуальных домах, – сказал ЭПР руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Алексей Хохлов. – Это, в свою очередь, может привести к взрывному росту специалистов, занятых в данном секторе. Например, в США по данным Solar Foundation количество рабочих мест в солнечной энергетике выросло с 2010 по 2017 год более чем в 2,5 раза. Согласно отчету о количестве занятых в энергетике США (U.S. Energy and Employment Report) в 2017 году в солнечной и ветроэнергетике было занято более 450 тысяч человек.

Источник: ЭПР


07.02.2019

Китай готовится к закату нефтяной эпохи?

Китай является одним из лидеров по развитию возобновляемой энергетики и намерен серьезно увеличить инвестиции в развитие этой отрасли. Возможно, КНР готовится к закату эпохи углеводородов.
В ближайшие два года власти страны намерены вложить в строительство солнечных и ветряных электростанций 2,5 трлн юаней, что эквивалентно примерно $380 млрд, об этом сообщает агентство “Синьхуа”.

В долгосрочном плане Госсовета КНР прописано, что к 2030 г. доля возобновляемой энергетики в энергетическом балансе страны должна достигнуть 20%, то есть пятой части.

Иными словами, уже через 10 лет значительную роль в обеспечении энергетических потребностей Китая будут играть не нефть, уголь и газ, а чистая энергетика.

На данный момент мировым лидером по развитию возобновляемой энергетики является Бразилия. Как известно, бразильцы используют сахарный тростник для производства автомобильного топлива, причем уже достаточно давно.

Активно развивается там и солнечная энергетика. В Бразилии солнечная энергия должна стать дешевле угольной к 2021 г., в соответствии с оценкой, опубликованной Bloomberg New Energy Finance (BNEF) в докладе Перспективы новой энергетики 2017 (New Energy Outlook 2017).

Получение энергии от автономных солнечных панелей на крышах домов в сегменте частных домохозяйств составит около 20% всего энергорынка Бразилии к 2040 г., сообщало BNEF в том же докладе.

В целом в мире, как считает МЭА, около 70% всей новой энергогенерации в ближайшие 5 лет будет осуществляться за счет возобновляемых источников. Их суммарная доля в мировом производстве электроэнергии вырастет с 25 до 29,4%, а в производстве тепла для обогрева — с 10,8 до 11,9%, пишет finanz.ru.

Возобновляемые источники энергии — достаточно спорная история. Есть масса мнений о том, что она невыгодна с экономической точки зрения, дорога и вообще может применяться повсеместно. Вместе с тем, есть устойчивое мнение, что все высказывания “против“ — это всего лишь лобби со стороны традиционных источников энергии, таких как нефть и газ.

В нашей стране возобновляемая энергетика почти не развивается, и тому есть вполне логичное объяснение. По мнению экспертов, поскольку Россия является крупнейшим производителем нефти и газа, властям просто невыгодно наличие каких-то еще источников энергии, электрокаров и так далее, ведь тогда некому будет продавать имеющиеся природные ресурсы.

В России сегодня 65% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 18,3% — десятью действующими атомными электростанциями, 15,9% — гидроэлектростанциями. Альтернативная энергетика в нашей стране развита слабо — на ее долю пока приходится менее 1%.

Вместе с тем, президент России Владимир Путин признает, что роль возобновляемых источников энергии неуклонно растет.

“Человечество движется в сторону «зелёной» энергетики, это, безусловно, генеральный путь развития, правильный путь. Спрос на возобновляемую энергию растёт опережающими темпами по сравнению с энергией из традиционных источников. Внедрение самых передовых технологий, в том числе таких, как распределённая генерация, мощные накопители и так называемые умные сети, способствует ускорению этого процесса”, — сообщил Владимир Путин на Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле 10 октября.

В то же время параллельно с этим продолжат расти и потребление нефти и газа, “хотя и не столь высокими темпами, как ранее”, добавил президент.

Владимир Путин, правда, считает, что пока нет реальных оснований говорить, что эра углеводородов идет к закату.

Источник: Рамблер/


06.02.2019

В Узбекистане разработают концепцию развития возобновляемых источников энергии

До 1 октября 2019 года также будет создан портфель инвестиционных проектов по развитию возобновляемых источников энергии в Узбекистане.

До 1 мая 2019 года в Узбекистане будет разработан проект Концепции развития возобновляемых источников энергии на период 2019-2023 годы. Разработкой документа займется Министерство энергетики совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, а также Академией наук.

Кроме того, до 1 октября 2019 года будет создан портфель инвестиционных проектов по развитию возобновляемых источников энергии в Узбекистане. Это утверждено Постановлением Президента «О мерах по организации деятельности Министерства энергетики Республики Узбекистан».

Документом утверждено, что при разработке проекта Концепции необходимо обратить особое внимание на решение следующих вопросов:

- комплексное видение и стратегические задачи по реализации приоритетных направлений развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан;

- изучение передового зарубежного опыта по использованию возобновляемых источников энергии;

- строительство объектов возобновляемых источников энергии и соответствующей инфраструктуры с применением современных технологий, обеспечивающих высокий уровень промышленной и экологической безопасности;

- подготовку специалистов в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан и за рубежом, а также их стажировку в ведущих зарубежных компаниях в сфере возобновляемых источников энергии.

Источник: UzReport.news