Новости

09.12.2018

Потребителей обяжут платить за неиспользуемые сетевые мощности до 1 января 2020г 5% от неиспользуемого резерва, к 2023г — 60%

В правительстве РФ разрабатывается постановление, которое позволит оптимизировать использование уже имеющейся сетевой инфраструктуры, сообщил заместитель Министра энергетики РФ Андрей Черезов на расширенном заседании Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Об эффективном использовании резервов сетевой мощности», слова которого приводит пресс-служба Минэнерго.

По словам Черезова, потребителей обяжут платить за неиспользуемые мощности: до 1 января 2020 года — 5% от неиспользуемого резерва, к 2023 году — 60% с дальнейшим увеличением.

«За период с 2010 по 2016 годы, согласно актам по технологическому присоединению, потребители получили сетевую мощность, равную 65 ГВт, при этом фактическая потребляемая мощность составляет 7,5 ГВт, что соответствует 12 % от заявленной», — пояснил замминистра.

«В проекте [постановления – ред] дано поручение Минэнерго не позднее 1 июля 2022 года пересмотреть нормативную базу под полный переход на оплату максимальной мощности с 1 января 2024 года. Минэнерго России всячески способствует развитию распределенной генерации потребителей. Вместе с тем, считаем недопустимой ситуацию, при которой за 100 % резервирования сетевыми компаниями мощностей для одних потребителей платят другие потребители соответствующего региона Российской Федерации», — отметил Андрей Черезов.

Замминистра добавил, что принятие постановления не потребует дополнительных расходов из бюджетной системы РФ.

Источник: BigpowerNews


09.12.2018

Медведев распорядился внести в Госдуму законопроект, запрещающий регионам уходить с оптового энергорынка

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился внести в Госдуму РФ законопроект, предполагающий установление запрета на включение новых территорий в перечень регионов России, территории которых правительством могут быть отнесены к отдельным частям ценовых зон, для которых устанавливаются особенности функционирования рынка электрической энергии.

Соответствующее распоряжение кабмина от 5 декабря 2018 года №2689−р опубликовано на сайте правительства.

Статьёй 36 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35−ФЗ «Об электроэнергетике» определяются особенности функционирования отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. Эти особенности заключаются в поставке электрической энергии и мощности на оптовом рынке для отдельных регионов России по регулируемым ценам.

Законопроект вносит в эту статью изменения, предусматривающие введение ограничения на включение новых территорий в перечень субъектов РФ, для которых могут устанавливаться регулируемые цены на электроэнергию.

При этом документом определяется исчерпывающий перечень из девяти субъектов РФ, для которых правительством России ранее уже установлены указанные особенности функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии. В частности, в этот перечень вошли: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика.

Для этих регионов цены на оптовом рынке электроэнергии останутся регулируемыми.

Законопроект был внесён в правительство Минэнерго России. Как сообщалось, он был рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 29 ноября.

Источник: BigpowerNews


09.12.2018

Россети намерены создать собственную SCADA за 3 года на российских технологиях

«Россети» намерены создать собственную систему управления и сбора данных SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition). в течение трёх лет с использованием только российских технологий, заявил глава электросетевого холдинга Павел Ливинский в ходе рабочей встречи с российскими и зарубежными производителями таких систем, сообщили в пресс-службе «Россетей».

Как сообщается, во встрече, которая прошла в рамках заключительного дня Международного форума «Электрические сети», приняли участие 14 компаний: General Electric, РТСофт, Siemens, ABB Силовые и Автоматизированные Системы, ЭМА, Децима, Монитор Электрик, ОРЕХсофт, Прософт-Системы, GE Grid Solutions, ФЛИСР, Механотроника РА, ЭнергопромАвтоматизация и ЮНИТЕРА ЛАБС.

«В реализации масштабного проекта цифровой трансформации отрасли нам потребуются новейшие информационные системы, программное обеспечение, устройства связи и системы кибербезопасности. Мы ставим задачу создать собственную SCADA в течение трёх лет, в которой будут применяться только отечественные технологии. Причём как в части программного обеспечения, так и в плане комплектующих», — заявил Павел Ливинский, подчеркнув при этом, что компания будет максимально открыта для всех поставщиков.

По словам Ливинского такой подход, позволит «создать основу для развития высокотехнологичных предприятий России, повысит их привлекательность и на внешних рынках».

«Мы не ограничиваем конкуренцию, напротив, приветствуем активность зарубежных игроков, развивающих проекты локализации производств на территории РФ», — отметил глава «Россетей», напомнив, что закупочная политика компании ежегодно признаётся одной из самых прозрачных в отрасли.

Координировать проект будет главный инженер холдинга Андрей Майоров, сообщил П. Ливинский.

SCADA в режиме реального времени позволяет собирать, обрабатывать, отображать информацию об объекте мониторинга и управлять электросетевой инфраструктурой. В результате сеть сама сможет выбирать оптимальные режимы, будет в состоянии самостоятельно диагностировать повреждения и мгновенно делать автоматические переключения, без отключения потребителей.

Источник: BigpowerNews


09.12.2018

Установка «умных» счётчиков может стать обязательной с 1 июля 2019 года

Минстрой России намерен сделать обязательной установку дистанционных приборов учета. Требование вступит в силу не ранее 1 июля 2019 года и будет касаться новостроек, а также домов, прошедших капремонт.

Это предусмотрено проектом «дорожной карты» по направлению «Умный город» программы «Цифровая экономика». Условия для широкого внедрения умных счетчиков планируется создать к концу 2019 года. Планируется, что к концу 2021 года их будут использовать во всех новостройках, а также в половине домов, где приборы учета заменят в ходе капремонта в 2020-2021 годах.

Источник: Энергосовет


09.12.2018

Управляемый спрос на энергию предлагают стимулировать платой за непотребление

Модель снижения пикового спроса и цен на электроэнергию demand response, когда крупной промышленности платят за частичный отказ от энергопотребления, пока не прижилась на энергорынке РФ. Механизм затрагивает только 0,1% от пикового спроса в Сибири, а экономический эффект от разгрузки пиковой генерации почти отсутствует – всего 0,5% снижения цены. Эксперты и потребители предлагают для развития сегмента demand response повысить плату за непотребление энергии.

Запущенный в 2017 году на оптовом энергорынке механизм demand response (DR), когда промышленность снижает спрос в пики потребления, пока малоэффективен и требует «доналадки» с вовлечением новых участников и ростом финансовых стимулов для потребителей, говорится в исследовании Vygon Consulting.

DR должен снижать цены рынка «на сутки вперёд» (РСВ, основной сегмент торгов электроэнергией) и конкурентного отбора мощности (КОМ). В перспективе оплата непотребления может стать и альтернативой строительству новой генерации или сетей. По оценке Vygon Consulting, 1 ГВт DR уберёт нужду в такой же мощности пиковой генерации, что может стоить рынку 18–24 млн рублей за 1 МВт ежегодно. Но пока максимальное вознаграждение в DR – 1,4–2,3 млн рублей за 1 МВт в год.

Доступ к механизму имеют потребители мощностью более 5 МВт, объём снижения нагрузки – от 2 МВт. Промышленность должна разгружаться от одного до десяти раз в месяц на два, четыре или восемь часов по выбору, взамен получая плату за объём непотребления. Но полностью оплачивается восьмичасовая разгрузка, для меньших периодов коэффициент ниже.

Пока в DR из крупных потребителей вошёл только «Русал», заявивший о готовности снизить спрос на 64 МВт (1% потребления компании). По данным Vygon Consulting, успешная разгрузка пришлась на 42 МВт – менее 0,1% от пикового спроса второй ценовой зоны рынка (Сибирь, где находится большая часть алюминиевых заводов), снижение цены на РСВ в Сибири – в среднем 0,5%, максимальное падение цены в конкретный час – до 5,37%. «Русал» получает за это около 50 млн рублей в год, говорят в Vygon Consulting. В компании эффект от DR в 2017 году оценили в 67 млн рублей и ждут, что в 2018 году он увеличится.

В зарубежных энергосистемах (США, Канада, Южная Корея, Великобритания) DR позволяет управлять потреблением в 0,7–14 ГВт (2–6% от пикового спроса). Это снижает платежи потребителей в среднем на 0,6–1,7%, что в два-пять раз выше, чем в РФ.

В Vygon Consulting низкую эффективность DR в России связывают с тем, что он запущен в период профицита мощностей (около 20 ГВт), что давит на цену КОМ и снижает цены РСВ из-за ценопринимающих (бесценовых) предложений новых блоков АЭС. При этом в 2017 году и за шесть месяцев 2018 года DR срабатывал 19 раз, но из них 13 пришлось на обязательные тесты.

Для большей привлекательности DR в России можно поднять оплату непотребления: она считается от цены КОМ, что можно заменить средневзвешенной ценой мощности – в среднем вчетверо выше цены КОМ в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) и в два раза в Сибири. Оплата должна быть не ниже среднего платежа генераторам за ту же мощность, согласен заместитель главы «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. DR нужно распространить на розничный энергорынок, считают в Vygon Consulting, а длительность периода снизить до четырёх часов.

Эксперты опасаются, что активное развитие DR может перенестись на вторую половину 2020-х годов, в том числе из-за того, что промышленность не станет планировать снижение спроса на долгосрочном КОМ на 2022–2024 годы. Ситуацию может спасти разделение КОМ на этапы, проводя корректировочный этап (3–5% спроса) за 14–15 месяцев до года поставки мощности.

В Минэнерго на запрос не ответили. В СО считают, что «доклад поднимает вопрос на качественно новый уровень обсуждения», но отмечают, что сложно согласиться с «излишней категоричностью и безальтернативностью рецептов повышения эффективности DR», касающихся, в частности, структурных трансформаций КОМ. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» говорит, что Россия входит в тройку стран с самой энергозатратной экономикой, для которых низкие цены на энергоресурсы – конкурентное преимущество. Промышленность чувствует себя комфортно, считает он, что доказывается высокой маржинальностью экспортёров. В этих условиях DR будет работать только при большей дельте энергоцен при повышении спроса, полагает аналитик.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


09.12.2018

МЭР сократил и переписал законопроект ФАС о тарифном регулировании

Минэкономики переписало законопроект ФАС о тарифном регулировании, против которого возражали и ведомства, и рынки. Он сильно сокращён и включает несколько новых идей. Так, Минэкономики исходит из того, что тарифы должны обеспечивать только операционную деятельность инфраструктурных госмонополий, поддержку инфраструктуры, социально значимые инвестиции и прибыльность активов на уровне 1–5%. Коммерческие же проекты должны компенсировать сетям стоимость своего подключения, а при наличии у них социальной значимости – получать господдержку, но не увеличивать нагрузку на всех потребителей. Работу над проектом ведомству поручил первый вице-премьер Антон Силуанов: документ должен оказаться в Госдуме до конца года. В энергетике подход Минэкономики называют шагом назад, опасаясь непрозрачности формирования платы за присоединение проектов по новой схеме.

Минэкономики по поручению первого вице-премьера Антона Силуанова переработало и направило в его секретариат законопроект ФАС о тарифном регулировании, подтвердили в Белом доме. В версии министерства документ существенно сокращён, содержит описание общих идеологических подходов к вопросам тарифного регулирования и не затрагивает деталей отраслевой ценовой политики. Напомним, внесения до 1 января 2019 года в Госдуму нового законопроекта о тарифах требует указ президента, утвердивший Национальный план развития конкуренции, чего активно добивался глава ФАС Игорь Артемьев. Однако тарифный проект самой ФАС вызвал массовые возражения рынков и ведомств и был внесён службой в правительство 8 ноября с возражениями – основные сводились как раз к вмешательству ФАС в дела отраслей.

Минэкономики, переписавшее проект ФАС, среди принципов регулирования цен перечисляет баланс интересов сетей и потребителей (у последних будет право блокировать решения о повышении тарифа выше уровня инфляции), обязательный учёт в тарифах расходов на плановое обновление фондов монополий и обслуживание инфраструктуры, учёт рентабельности активов сетей на уровне 1–5% от их стоимости и раздельный учёт рыночной доходности их инвестиций. Также ведомство настаивает на гарантиях сохранения за госмонополиями экономии от их операционной деятельности. Саму эту деятельность предлагается оценивать двумя методами – либо эталонным (метод сопоставимых рынков), либо комплексным аудитом расходов.

При установлении регулируемых цен предлагается исходить из расчёта необходимой валовой выручки регулируемых организаций. Инвестпроекты же, претендующие на подключение к инфраструктурным сетям с регулируемыми ценами, предлагается разделить на те, которые могут рассчитывать на финансирование своего подключения за счёт тарифной надбавки «для всех» (в ведомстве их описывают как инвестпроекты в интересах неопределённого круга лиц), – и проекты в интересах конкретных компаний. Последним придётся заключать с сетями соглашения об инвестсоставляющей тарифа и плате за присоединение конкретно для проекта. По словам источника в ведомстве, такой подход исключит из числа новых инвестпроектов неэффективные.

«Если без тарифной надбавки для всех новый завод нерентабелен – не надо его строить», – говорит собеседник издания. «Если же от инвестпроекта ожидается бюджетный эффект – в расширение сетей или субсидирование самой компании должен вкладываться бюджет. То же относится к территориям, где инвестор один (моногорода, крупные промышленные предприятия), – вопрос таких инвестиций должен решаться на уровне властей с учётом бюджетного и социального эффекта, но не за счёт повышения тарифов». Идеологически такой подход совпадает с реформой господдержки промышленности, инициированной вице-премьером Дмитрием Козаком – в её рамках эффективность затрат государства на господдержку компаниям придётся доказывать ростом экспорта и выпуска, – впрочем, оба документа готовились в подразделениях Минэкономики, которые курирует замглавы ведомства Михаил Расстригин.

Отметим, что идея Минэкономики уже реализована, например, при подключении новых месторождений к системе «Транснефти» – инвестор в добычу платит повышенный инвесттариф на прокачку по новому трубопроводу. В электросетях ситуация иная – там на рубеже 2000–2010-х годов был введён заявительный принцип, сети обязали расширять мощности для новых потребителей, а возврат инвестиций закладывается в общий тариф на передачу электроэнергии. Ранее расходы на техприсоединение возлагались на инвестора – и иногда доступ к инфраструктуре оказывался дороже самого инвестпроекта. Сейчас инвестор платит за «последнюю милю» техприсоединения, крупные инвестпроекты подключают по индивидуальному проекту, куда нередко включают расширение сетей, пояснили в «Сообществе потребителей энергии». Расширение сетей под техприсоединение небольших потребителей закладывается в общий тариф на передачу, но ранее монополии включали в индивидуальный платёж мероприятия, не связанные с конкретным подключением, что приводило к злоупотреблениям и коррупции, говорят там. Критериев для разделения расходов на общие и индивидуальные так и не появилось, возможности и стимулы для злоупотреблений не исчезли, поэтому возврат к полной оплате техприсоединения выглядит как шаг назад к снижению эффективности инфраструктуры, отметили в ассоциации.

Вводить новое тарифное регулирование в действие в Минэкономики предлагают с 1 июля 2020 года. До приведения отраслевых норм в соответствие с ним они «применяются в части, не противоречащей настоящему закону», при этом до 1 июля 2023 года вводится переходный период, в течение которого поэтапно перейти на тарифные методы сопоставимых рынков (эталонных расходов) и комплексной экспертизы расходов должны будут все без исключения отрасли.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


09.12.2018

Замглавы Минэнерго «по цифре» может быть назначен до конца года

В Минэнерго до конца года появится должность заместителя министра по цифровым технологиям в отраслях ТЭКа. Кто займет эту позицию «Коммерсанту» выяснить не удалось, хотя кандидат уже выбран. Но количество заместителей министра Александра Новака не вырастет: де-факто исчезнет должность замминистра по электроэнергетике, так как полномочия уволившегося Вячеслава Кравченко на длительный срок сохранит Алексей Текслер.

В Минэнерго может появиться пост заместителя министра, ответственного за цифровое развитие (цифровизацию), рассказали источники, знакомые с ситуацией. Назначение нового чиновника на эту должность, по данным издания, произойдёт до конца года. Часть собеседников признают, что кандидатура уже определена, но кто может занять эту позицию, они пока не раскрывают. В круг полномочий «цифрового» замминистра будет входить внедрение цифровых технологий в нефтегазовом секторе и электроэнергетике. В Минэнерго от комментариев отказались.

Сейчас в штатном расписании Минэнерго семь заместителей министра Александра Новака. Их общее количество, по имеющимся данным не изменится, хотя сейчас один из постов вакантен: в ноябре из министерства неожиданно ушёл Вячеслав Кравченко, курирующий электроэнергетику. Формально круг полномочий г-на Кравченко передан сейчас первому заместителю министра Алексею Текслеру. Источники ранее расценивали это назначение как временное, но сейчас г-н Текслер может сохранить за собой энергетику на неопределённый срок, так как министр не намерен искать нового чиновника на место г-на Кравченко.

Цифровизация с прошлого года является модной темой в госуправлении, которая рассматривается как новый стимул для развития практически всех секторов экономики. Впервые должность отдельного «цифрового» заместителя министра была выделена в конце ноября в Минстрое, её занял Андрей Чибис, курировавший до этого только ЖКХ. Теперь за ним закрепили ещё и полномочия по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере цифровизации в рамках нацпроектов «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда». В первую очередь речь идёт о цифровизации городского хозяйства и реализации проекта «Умный город».

В Минэнерго до этого несколько раз вводились должности замминистра для своего рода «спецпроектов», не связанных с какой-то отдельной отраслью ТЭКа. Например, Антон Инюцын курирует в министерстве вопросы энергоэффективности (эта тема несколько лет назад также крайне часто упоминалась чиновниками как ключевое направление развития ТЭКа, но потом ушла на второй план). А в 2013 году Андрея Черезова из «Федеральной сетевой компании» назначили «олимпийским» заместителем главы Минэнерго – для подготовки энергетики к Олимпиаде в Сочи. Затем г-н Черезов был переброшен на энергетику возвратившегося в Россию Крыма и попал под западные санкции.

Сейчас тема инновационного развития ТЭКа в Минэнерго относится к департаменту государственной энергополитики, который возглавляет Алексей Кулапин, а на уровне заместителей министра её курируют Алексей Текслер и Павел Сорокин, который в основном занимается нефтегазовой отраслью. Из нефтекомпаний тему цифровизации часто поднимает «Газпром нефть»: в её новой стратегии до 2030 года запланирован рост эффективности за счёт цифровой трансформации (использование данных и «цифровых двойников» производственных объектов). Также госхолдинг «Россети» планирует запустить проект цифровизации электросетей стоимостью до 1,3 трлн рублей до 2030 года.

«Если мы хотим идти в ногу с мировыми технологиями, то нужно цифровизацию внедрять», – говорит Наталья Порохова из АКРА. Она отмечает, что сложно оценить функционал замминистра, но сроки начала цифровизации – «это 2020-е годы, не сегодня». Эксперт говорит, что у этой сферы нет прямой интеграции с отраслями ТЭКа и новому чиновнику будет сложнее.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


09.12.2018

Текслер, Расстригин и Шматко включены в состав правкомиссии по электроэнергетике

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев включил в состав правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики трёх новых членов, следует из распоряжения правительства, опубликованного 7 декабря на сайте кабинета министров.

Так, в состав правкомиссии вошли замминистра экономического развития РФ Михаил Расстригин, первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер и специальный представитель президента РФ по вопросам сотрудничества в области электроэнергетики Сергей Шматко. При этом из состава комиссии исключен ушедший с поста замминистра энергетики Вячеслав Кравченко.

Г-н Медведев распоряжением от 14 ноября освободил г-на Кравченко от должности замминистра по его просьбе. В обязанности Вячеслава Кравченко входили координация и контроль деятельности департамента развития электроэнергетики, в том числе вопросы развития электроэнергетического комплекса страны и теплоснабжения, развитие возобновляемых источников энергии, контроль над разработкой и реализацией инвестиционных программ компаний электроэнергетики.

Министерство позднее сообщило, что министр энергетики РФ Александр Новак передал полномочия формирования политики в сфере электроэнергетики и теплоснабжения своему первому заместителю Алексею Текслеру взамен ушедшего г-на Кравченко.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


09.12.2018

В Госдуму внесён проект о запрете возврата регионов на регулируемые договоры

Правительство направило в Госдуму проект поправок в закон «Об электроэнергетике», которые запретят переход регионов страны от рыночных цен к регулируемым тарифам на электроэнергию для потребителей помимо населения, следует из опубликованной на сайте кабинета министров информации.

В европейской части России, на Урале и в Сибири действует оптовый рынок электроэнергии и мощности. На нём в ходе специальных торгов определяются цены для всех потребителей, кроме населения. Помимо этого, есть так называемые неценовые зоны энергорынка (Дальний Восток, Коми, Архангельская и Калининградская области), где в силу географических особенностей, иногда ещё и неразвитости электросетей, рынок не работает, поэтому вместо рыночных цен здесь действуют тарифы.

При этом для нескольких регионов на территориях, где рынок работает, сделаны исключения. В них для всех потребителей устанавливаются тарифы, которые ниже, чем рыночные цены. Одобренный правительством законопроект предлагает установить ограничение на включение новых регионов в число тех, где электроэнергия оплачивается только по тарифам.

«Законопроектом определяется исчерпывающий перечень из девяти субъектов Федерации, для которых правительством России ранее уже установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии: Республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. Для этих субъектов Федерации цены на оптовом рынке электроэнергии останутся регулируемыми», – говорится в сообщении.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


09.12.2018

Два ветропарка планируют построить в Витебской области

Сразу два ветропарка могут появиться в Витебской области. Экологически чистую энергию планируют получать в Лиозненском и Сенненском районах.

Об этом заявил начальник Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Вадим Селезнев, сообщает СМИ.

По словам Вадима Селезнева, в настоящее время идут переговоры по возведению ветропарка в Лиозненском районе, способного давать 25 – 30 МВт (для сравнения: мощность Витебской ТЭЦ – 80 МВт). Есть планы по строительству ветровой и солнечной установок в Сенненском районе.

Как отметил начальник управления, сроки окупаемости ветроустановок и солнечных батарей постоянно снижаются и сейчас находятся на уровне 4 – 5 лет.

По словам Вадима Селезнева, в течение двадцати лет в Беларуси последовательно реализуется законодательная база по энергосбережению, внедрению современных технологий использования местных видов топлива (МВТ) и возобновляемых источников энергии. В частности, сейчас в системе ЖКХ Витебской области 65,8% тепла вырабатывается с помощью МВТ.

Еще в мае 2018 г о планах строительства ветропарка в Лиозненском районе говорил директор компании-инвестора ООО «ВетроВатт» Валерий Александров. По его словам, первый ветропарк, может начать работу летом 2019 г.

Предположительно, общая стоимость проекта составит 8 млн долл, включая заемные и собственные средства.

Как отмечал Валерий Александров, в ветропарке будут работать несколько ветроустановок немецкой компании и оборудование белорусских производителей. По его словам, ветропарк сможет покрыть объемы потребляемой электроэнергии одним из населенных пунктов области с числом жителей около 2 тысяч.

Как ранее сообщало агентство ПраймПресс, в Беларуси определены 22 перспективных района для развития ветроэнергетики, на территории которых можно установить около 2 тыс ветроэнергетических установок (ВЭУ).

В соответствии с программой развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Беларуси планируется построить 1,84 тыс объектов с установленной мощностью 1,6 тыс МВт и годовым производством энергии 3,3 млрд кВт.ч – в том числе в регионах Новогрудка (15,5 МВт), Ошмян (25 МВт) и Сморгони (15 МВт) Гродненской области, Лиозно (60 МВт) Витебской области, Дзержинска (60 МВт) Минской области.

Источник: ЭПР