Новости

29.07.2018

Минэнерго предлагает вернуть механизм «последней мили» для крупных потребителей

Новое правительство опять взялось за борьбу с «вечной проблемой» перекрёстного субсидирования в энергетике. Трогать заниженные тарифы населения Минэнерго пока не готово, хотя другие ведомства не исключают и такого сценария. Минэнерго фактически предложило вернуть «последнюю милю», при которой крупная промышленность доплачивает за прочих потребителей. По оценкам экспертов, идеи Минэнерго повысят тариф для крупных потребителей сразу на 14%, а для прочих снизят на 3%.

Проблема ликвидации перекрёстного субсидирования на энергорынке стала темой совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 26 июня. Как следует из протокола, до 15 августа Минэнерго, Минэкономики и ФАС должны представить свои предложения.

Реформа энергетики предполагала, что перекрёстное субсидирование (перекладывание энергозатрат с одной категории потребителей на другую) должно быть ликвидировано. Но полностью это сделать не удалось, в частности, тарифы населения до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, за них платят де-факто мелкие и средние («прочие») потребители.

В 2012 году объём перекрестного субсидирования составлял 220 млрд рублей, в 2017-м – 368 млрд рублей, прогноз на 2022 год – 417 млрд рублей, следует из презентации Минэнерго к совещанию. Чтобы сократить перекрёстку до плановых 89 млрд рублей к 2022 году, потребуется ежегодно поднимать тарифы населения на 13,9%, что невозможно в текущих условиях, говорится там. Реальные темпы роста энергоцен для прочих потребителей выше, чем для населения – 7,7% против 6,9% в 2016 году, 10,5% и 4,3% в 2017-м. Но покупка энергии промышленностью снижается: с 2014 по 2017 год – на 495 млн кВт/ч, а населением – растет (на 7%, до 161 млн кВт/ч).

Чтобы снизить свои расходы, крупные потребители уходят от распредсетей на прямое подключение к магистральным сетям Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети») и строят собственную генерацию (её объём, по оценке Минэнерго, достиг 11,2 ГВт в 2016 году, ежегодный рост сегмента – 2–2,5%). Это увеличивает объём перекрёстки, приходящийся на прочих потребителей (в их числе и бюджетные организации).

Минэнерго предлагает равномерно распределить объём перекрестки на всех потребителей, кроме населения, и дифференцировать единый тариф ФСК. Это, по сути, возрождает почти уничтоженную к 2017 году «последнюю милю» (перекрётное субсидирование, при котором крупные потребители, подключенные к сетям ФСК, платили и тариф распредсетей, хотя их услугами не пользовались). Ведомства должны провести расчёт социально-экономических последствий дифференциации тарифа, в том числе оценить рост строительства собственной генерации. Минэнерго также хочет после 2023 года ввести правило, по которому новые крупные потребители будут платить ФСК по единым тарифам, а «старые» – с учётом перекрёстного субсидирования. Эффект от этих мер в Минэнерго оценили в 31 млрд рублей.

Эта схема 25 июля обсуждалась и на совещании в ФАС, но её не поддержали крупные потребители, Минэкономики и сама служба, говорят источники. По их словам, представитель Минэнерго на совещании возврат «последней мили» назвал вынужденной мерой. При этом ФАС, говорят собеседники, на совещании предлагала сокращать скидки (до 30%) к тарифу для горожан с электроплитами и сельского населения и ввести социальную норму потребления. Минэкономики, говорит источник, предлагало вариант полного запрета присоединения потребителей напрямую к сетям ФСК, введения соцнормы, отмены льгот по электроплитам и для села, снижения темпов роста тарифов для прочих потребителей до 2%.

В Минэкономики сообщили, что вопрос «в стадии проработки», в Минэнерго лишь заявили, что готовят расчёт последствий, в ФАС и «Россетях» это не комментировали, в ФСК подтвердили своё участие в обсуждении. Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает, что для ликвидации перекрёстки надо корректно посчитать все её виды и объёмы, утвердить график сокращения и исполнять его.

Наталья Порохова из АКРА говорит, что объём перекрестки в 368 млрд рублей прибавляет крупным потребителям 13% к конечной энергоцене. Предложение по продлению «последней мили», по оценке эксперта, поднимет цены для самых крупных потребителей (в основном металлургов) в среднем на 14% в ценах 2018 года (в Сибири – на 18%). У потребителей, напрямую не подключенных к ФСК, цены могут снизиться на 3%.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ