Новости

20.01.2019

Подготовлен проект нового указа о возобновляемых источниках энергии

ак называемая «зеленая» энергетика в последние годы развивается в нашей стране быстрыми темпами. Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в валовом объеме топливно-энергетических ресурсов уже достигла запланированных до 2020 года 6%. У специалистов возникает вопрос — как сбалансировать развитие всех видов генерации. В Министерстве энергетики подготовили предложения, которые стали основой проекта нового указа.

Предлагаемые изменения направлены на повышение эффективности использования «зеленой» энергии, снижение финансовой нагрузки на потребителей, более широкое применение передовых технологий и сохранение привлекательности инвестиций в упомянутую сферу.

Правительством будут приниматься меры по дальнейшей оптимизации стоимости возобновляемой электроэнергии, а также по обеспечению равных конкурентных условий в этой сфере. Какие еще изменения ожидаются, нам рассказала заместитель министра энергетики Ольга Прудникова.

Золотые киловатты

Практика применения закона о возобновляемых источниках энергии показала, что со временем подходы нужно совершенствовать, а объекты, которые генерируют энергию, должны развиваться на конкурентной основе. Если требуется господдержка, то она должна учитывать потребности экономики и страны в целом, интересы остальных потребителей.

Сегодня средняя цена покупки энергии от ВИЭ в пять раз выше, чем стоимость энергии, производимой на тепловых электростанциях. Но поскольку технологии подешевели, стало больше поставщиков оборудования, цена на «зеленую» энергию может снижаться. Поэтому нужно упорядочить коэффициенты, по которым она выкупается. Вместо повышающих планируют применять повышающие и стимуляционные коэффициенты. Последние (их определяет Министерство антимонопольного регулирования и торговли) могут быть и меньше единицы. Опыт работы с претендентами на создание установок говорит, что новые условия, которые появятся в законодательстве, их устраивают.

Только новое оборудование

Ранее в законодательстве не был конкретизирован момент, какое оборудование государство должно поддерживать. Поэтому на территорию страны начали ввозить старое оборудование из Европы. Там период субсидирования также в среднем составлял десять лет. Владельцы таких установок, чтобы не заниматься их утилизацией, немного модернизировали их и привозили к нам.

Сейчас господдержка в рамках квот будет только на новое оборудование. При этом требование об использовании нового оборудования не будет распространяться на установки, которые создаются вне квот — исключительно для энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности.

И еще. Новый проект указа позволит собственникам установок ВИЭ передавать электроэнергию по государственным сетям в порядке, определяемом правительством страны. Вопросы передачи электроэнергии между другими юридическими лицами пока прорабатываются.

Стратегическая задача

Поскольку Белорусская АЭС будет выдавать электроэнергию по ровному графику, важно при суточном планировании учитывать работу «зеленых» установок, чтобы не допустить избыток ресурсов. Поэтому проектом указа прописана следующая норма: собственники таких установок должны ежедневно информировать оперативные диспетчерские управления о режиме своей работы. Это правило о взаимодействии источников энергии ранее было предусмотрено и в концепции энергетической безопасности и является мировой практикой.

Любое государство, развивая возобновляемую энергетику, ставит перед собой определенные задачи, подчеркнула Ольга Прудникова. Одни решают вопросы энергетической бедности, покрытия дефицита электрических мощностей в условиях отсутствия традиционных видов топлива или высоких цен на них, другие — энергоснабжения труднодоступных регионов, где нет сетевой инфраструктуры. Играют роль и климатические вопросы, выполнение Парижского соглашения. Если говорить о нашей стране, то основной задачей является диверсификация топливно-энергетического баланса. В перспективе мы должны сокращать объемы использования ископаемых видов топлива, это нормальная стратегическая задача, чтобы доля доминирующего ресурса — природного газа — снижалась.

Проект указа на нынешнем этапе находится на рассмотрении в Администрации Президента.

В тему

Анализ современных тенденций развития возобновляемых источников энергии в ведущих европейских странах показывает, что государства, заинтересованные в широкомасштабном развитии этой энергетики, создают и постоянно совершенствуют комплекс государственных стимуляционных мер, учитывающий и экономические интересы страны. В случае резкого прироста энергии из ВИЭ применяется практика ограничения строительства указанных энергоисточников, частичного или полного сокращения экономического стимулирования их развития.

Например, в Чехии на законодательном уровне отменено экономическое стимулирование всех «зеленых» установок (за исключением мини-ГЭС), введенных в эксплуатацию после 2013 года. Для работающих установок введены дополнительные налоги.

В Великобритании правительство намерено с 31 марта 2019 года отменить плату за электроэнергию, которую поставляют в сеть малые солнечные электростанции, установленные на зданиях (в настоящее время это около 820 тысяч установок). Требование будет действовать в отношении новых объектов, которые подключаются после указанного срока. Это обусловлено тем, что энергосистема технически не сможет потребить всю произведенную такими установками солнечную электроэнергию согласно режиму работы. Поэтому электроэнергия от таких установок будет поставляться в энергосистему бесплатно.

Источник: Звезда