Потребителей ставят на счетчик

08.11.2020

Массовая установка “умных” систем электроучета обойдется населению и бизнесу в триллион рублей, но никогда не принесет сопоставимых эффектов.

Дорогостоящая программа тотального внедрения интеллектуальных систем учета электроэнергии приведет к увеличению расходов потребителей. В правительстве допускают сверхнормативный рост тарифа для населения, дополнительная нагрузка ляжет и на бизнес. Эффектов от повсеместной установки “умных” счетчиков, которые позволили бы окупить программу, нет, констатируют эксперты. В чем тогда экономика проекта, есть ли в нем необходимость – непонятно, поэтому бизнес предлагает пересмотреть его параметры.

Закон об интеллектуальных системах учета предусматривает, что с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии переходит к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями. До 1 января 2022 года компании могут устанавливать “умные” счетчики – приборы с расширенным функционалом, позволяющие вести учет и передачу показаний дистанционно – по своему усмотрению, после этой даты переход на интеллектуальные устройства становится обязательным.

Проблема в том, что тотальная замена приборов учета не принесет таких эффектов (скажем, экономии на потерях и сборе показаний), которые позволят сделать ее окупаемой. Между тем речь идет о сумме около 1 трлн руб. – такова стоимость программы на долгосрочную перспективу. Кто и как заплатит эти деньги, сейчас решает правительство. Нагрузка так или иначе ляжет на всех потребителей.

В частности, предполагается увеличение тарифа на электроэнергию для населения. Вице-премьер РФ Юрий Борисов в сентябре поручил подготовить поправки в постановление правительства “О формировании индексов размера платы граждан за коммунальные услуги”, позволяющие исключить при формировании и мониторинге платы граждан факторы, связанные с организацией учета электроэнергии (копия поручения есть в “НГ”). Другими словами, допускается ситуация, при которой включение стоимости приборов в коммунальные платежи граждан приведет к их сверхнормативному росту. ФАС России уже формально подготовлен такой проект.

Показательно, как в Минэнерго в связи с этим корректируют риторику. “Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем “инфляция минус” и тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета”, – обещали в министерстве летом. Но месяц назад регулятор уточнил: “Согласно расчетам Минэнерго, дополнительный рост конечной цены на электроэнергию для потребителей при включении необходимых расходов на установку приборов учета составит 0,09% в год в течение пяти лет”.

Это крайне оптимистичная оценка – по данным “НГ”, у других ответственных ведомств (в частности, Минэкономразвития) иные расчеты. Согласно этим оценкам, ежегодная замена 4 млн счетчиков в многоквартирных домах будет стоить гарантирующим поставщикам 35 млрд руб. в год, и если ослабить пределы роста стоимости коммунальных услуг и переложить эту сумму на граждан, цена электроэнергии для населения вырастет дополнительно на 7%. Если же не выходить за рамки предельного роста, то сбытовая надбавка из-за кратного роста начнет выдавливать сетевую составляющую в тарифе для населения, у сетевых компаний возникнут выпадающие доходы, которые они переложат в виде перекрестного субсидирования на прочих потребителей – для них прирост платежа составит около 1,5% в год.

По оценкам Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, включение расходов на реализацию положений закона в тарифы для населения требует их прироста до 10% суммарно в первые два года. При этом гарантирующие поставщики не имеют никаких экономических эффектов и выгод, которые могли быть использованы в качестве источников финансирования создания интеллектуальной системы учета – напротив, она потребует значительного увеличения затрат, говорится в письме председателя правления ассоциации Натальи Невмержицкой в комитет Госдумы по энергетике.

“Законом предусмотрена точечная замена приборов учета на интеллектуальные по мере истечения срока поверки (эксплуатации), но она (точечная замена) не несет никаких существенных плюсов для энергосистемы в целом”, – сообщили “НГ” в ассоциации. Там предлагают меры, которые позволят добиться некоторой экономии: в частности, менять устройства комплексно и снизить требования к минимальному функционалу индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах.

Опасения высказываются и в правительстве. По данным “НГ”, Минстрой крайне заботит влияние дорогостоящей электросетевой программы на финансирование смежных отраслей – водо- и теплоснабжения. В ФАС обеспокоены перспективой сверхнормативного роста коммунальных платежей. Пока ведомство закладывает предельный рост энерготарифов для населения на следующий год в рамках прогноза социально-экономического развития – 5%, и выходить за него не стремится.

“Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги – это предельный уровень изменения стоимости услуг ЖКХ и, в частности, электроэнергии для граждан. Специальных исключений, в том числе о превышении таких индексов из-за установки приборов учета или по иным основаниям, в настоящее время не установлено, – подчеркнул замруководителя ФАС Виталий Королев, слова которого передала “НГ” пресс-служба ведомства. – Вопрос об источнике средств для перехода на автоматизированные системы учета ресурсов и передачу показаний приборов учета электроэнергии в настоящий момент обсуждается в правительстве РФ”.

Ранее Виталий Королев пояснял: “Безболенный переход на интеллектуальные счетчики – достаточно серьезная проблема. По предварительным расчетам, в течение 15 лет на их установку необходимо направить около триллиона рублей, что в дальнейшем позволит снижать размер платы граждан за коммунальные услуги. Это очень беспокоит ФАС России, поскольку в прогнозе социально-экономического развития страны не учитываются эти расходы, которые также будет необходимо включить в тариф”.

Реализация программы ударит не только по населению, но и по бизнесу, для которого “умные” счетчики будут устанавливать сетевые компании. Стоимость программы ПАО “Россети” по замене и установке приборов учета составляет 599,4 млрд руб. – порядка 37,4 млрд руб. ежегодно, говорится в письме Юрию Борисову Василия Киселева, директора ассоциации “Сообщество потребителей энергии” (объединяет крупную энергоемкую промышленность). Включение всех затрат в тариф приведет к его росту на 8-12% в год и увеличению стоимости электроэнергии на 2-5% в год, отмечает он. Кроме того, финансирование установки приборов учета в жилом секторе из-за тарифных ограничений на коммунальные услуги “приведет к риску увеличения перекрестного субсидирования и дополнительному росту платежной нагрузки на предприятия и организации в размере порядка 51,9 млрд руб.”, говорится в письме.

“Промышленные потребители, коммерческие и бюджетные организации уже несут значительную долю нерыночной финансовой нагрузки, связанной с поддержкой отдельных регионов РФ, строительством объектов генерации, перекрестным субсидированием и т.д., – отмечает Василий Киселев. – Ее суммарный объем в 2020 году уже достигает 1,09 трлн руб., в 2020-2030 годы прогнозируется дальнейший рост до 1,62 трлн руб. Любые дополнения к этой нагрузке являются критическими, тем более в текущих непростых экономических условиях”.

В ходе дискуссий о цифровизации электросетевого комплекса промышленные потребители подчеркивали, что ее необходимо проводить исключительно за счет собственных средств сетевых компании и гарантирующих поставщиков в тех случаях, когда это экономически целесообразно. Говорилось и о необходимости создать экономические стимулы внедрения интеллектуальных приборов учета, позволяющие окупать их установку, подобно тому как крупные потребители самостоятельно строят системы коммерческого учета, соответствующие правилам оптового рынка электроэнергии и мощности. А кроме того, предлагалось дать право потребителям самостоятельно внедрять интеллектуальные системы учета исходя из принципа добровольности и экономической целесообразности.

Однако пока доминирует другая логика. “Окупаемость интеллектуальных систем учета никогда не рассматривалась участниками рынка в качестве надежного источника компенсации затрат на их внедрение регулируемыми организациями, – отметил “НГ” директор Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Сергей Сасим. – Возложение обязанности установки приборов учета на субъекты регулирования делает неизбежным учет соответствующих расходов в тарифной выручке. При этом поскольку это именно обязанность, у регулируемых компаний нет возможности устанавливать приборы учета лишь там, где это приводит к экономии. Да и возможности достигать экономии у сбытовых и сетевых организаций существенно отличаются”.

В некоторых случаях оснащение приборами учета границ между сетевыми компаниями действительно может привести к сокращению потерь, однако эта экономия не покроет расходы на тотальную замену счетчиков, объяснил эксперт: “Что касается гарантирующих поставщиков, то подобной сетевым организациям экономии при оснащении многоквартирных домов интеллектуальными системами учета не возникает. Сокращение расходов по сбору показаний существенно ниже издержек по установке и эксплуатации приборов учета. Ситуация усугубляется невозможностью одномоментной замены всех счетчиков и, как следствие, ростом удельных расходов на их установку”.

Текущие тарифные решения принимались без учета указанных расходов, заметил Сергей Сасим. “Кроме того, пандемия усугубляет экономическое положение регулируемых организаций за счет дополнительных расходов, связанных с коронавирусом и падением полезного отпуска, – продолжает эксперт. – Все это приводит к ожидаемой проблеме поиска источников финансирования установки интеллектуальных систем учета. Думаю, что вероятность дополнительного роста тарифа, вызванного необходимостью исполнения указанных обязательств, можно оценить как высокую. Перенос сроков выполнения закона не решит проблемы отсутствия источников финансирования в тарифе, а отказ от принятой логики ответственности регулируемых компаний за приборы учета на повестке дня пока не стоит”.

“Всего в многоквартирных домах около 45 млн счетчиков. Стоимость их замены на так называемые “интеллектуальные” может обойтись в сумму порядка 1,1 трлн руб., – сказал “НГ” начальник департамента развития розничных рынков и сетей ассоциации “Сообщество потребителей энергии” Валерий Жихарев. – Замена приборов учета граждан в многоквартирных домах на “умные” в условиях ограничения темпов роста платежей за жилищно-коммунальные ресурсы приведет к перекладыванию этих расходов на бизнес. С учетом планов ПАО “Россети” по тотальной замене приборов учета на “интеллектуальные” на предприятиях и в организациях, дополнительный рост цены электрической энергии сверх инфляции составит около 8-13% в год”.

“Ожидаемые в связи с внедрением “интеллектуальных” систем учета эффекты являются крайне неубедительными на фоне возможных затрат на их создание. Уже сейчас ясно, что будущие эффекты никогда не станут сопоставимы с планируемыми колоссальными издержками”, – подчеркнул эксперт.

Источник: Независимая газета



Адрес:
Санкт-Петербург, Троицкий пр. д.12, лит. А, пом 4 «Н»
Телефон:
+8 (800) 600-83-20
+7 (812) 251-13-73
Факс:
+7 (812) 251-32-58
E-mail:
info@ek-sti.ru


Информация о безопасности
Информация об организации в части соблюдения стандартов ведения безопасной деятельности