Новости

22.06.2017

Повышения пеней и штрафов недостаточно для решения проблемы неплатежей за энергоресурсы

Повышения пеней и штрафов недостаточно для решения проблемы неплатежей за энергоресурсы. Необходимы синхронизация платежей, усиление ответственности и неотвратимость отключения неплательщиков. Такой вывод можно сделать по итогам парламентских слушаний о реализации Федерального закона г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», проведенных Комитетом Государственной Думы по энергетике 19 июня 2017г.

Закон был принят осенью 2015года и направлен на усиление платежной дисциплины за все виды потребляемых ресурсов – электрическую и тепловую энергию, газ, воду и водоотведение.

В законе содержатся реальные финансовые санкции за нарушение дисциплины платежей за энергоресурсы и механизмы, направленные на предотвращение возникновения задолженности, предусматриваются пени и штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов для всех категорий плательщиков, включая население. Во всех отраслях ресурсоснабжения вводится механизм предоставления банковских гарантий для обеспечения отплаты энергоресурсов. Также законом расширены возможности для введения ограничений потребления энергоресурсов для неплательщиков, и усилена административная ответственность за самовольное подключение к системам инженерно-технической инфраструктуры.

Предполагалось, что вступление закона в силу снизит прирост задолженности потребителей за энергетические и коммунальные ресурсы. Однако, судя по выступлениям участников слушаний, ожидания эти оправдались не в полной мере. Статистика показывает, что задолженность за основные виды ресурсов, прежде всего, газ, воду и электричество, продолжает расти.

Как заявил, открывая слушания, председатель Комитета по энергетике Павел Завальный: «Одной из основных проблем, затрудняющих применение закона, стало затянувшееся на полтора года принятие подзаконных актов. Одно из ключевых постановлений Правительства, нужных для его работы закона, появилось лишь в мае этого года, еще несколько находятся в стадии принятия до сих пор. Поэтому полноценно оценить правоприменительную практику можно будет еще не скоро. Однако уже сейчас понятно, что при ее анализе нужно искать ответ на вопрос «кто не может платить за энергоресурсы, а кто по-прежнему не хочет, и почему», как по категориям потребителей, так и по регионам. Это позволит понять, какие из мер, предусмотренных законом, необходимо дополнять и усиливать»

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко заявил: «Основной мерой, положительно отразившейся на дисциплине платежей, стало именно введение неустойки за нарушение потребителями обязательств по своевременной оплате электроэнергии тепла, газа и воды. Причем эффективно она работает в секторе расчетов между сетевыми компаниями и гарантирующими поставщиками, а также в части платежей населения. Бюджетные же организации, особенно финансируемые из региональных и муниципальных бюджетов, организации Министерства обороны, потребители Северного Кавказа по-прежнему платят плохо» Эти данные подтвердили и представители компаний – «Россетей», «Газпром – Межрегионгаза», и отраслевых некоммерческих организаций. Не меняется в лучшую сторону ситуация с самовольными подключениями к энергетической инфраструктуре.

Судебная практика не дает эффективно ограничивать неплательщиков в потреблении энергии. Отдельная проблема – отсутствие системы достоверного учета потребления энергетических и коммунальных ресурсов необходимой для объективного определения объемов взаимных обязанностей по оплате за фактически поставленные ресурсы.

По мнению участников слушаний, для того, чтобы закон об усилении дисциплины платежей заработал полноценно, необходимы дополнительные меры нормативно-правового характера.

Так, нужно скорейшее введение лицензирования энергосбытовых компаний. Оно позволит усилить оперативный государственный контроль над деятельностью гарантирующих поставщиков, энергосбытового сектора, уберет с розничного рынка недобросовестных участников. Соответствующий законопроект готовится ко второму чтению.

Значимую роль в повышении платежной дисциплины может сыграть неотвратимость отключения злостных неплательщиков. Нужны такие нормативные и технические решения, которые позволят вводить ограничения энергопотребления неплательщиков автоматически, в дистанционном режиме.

Также необходимо ужесточение ответственности за повторные незаконные подключения к сетям. По мнению представителей газовой отрасли, максимально эффективным было бы введение уголовной ответственности, однако такая мера уже рассматривалась в свое время и была отвергнута на уровне Правительства. Министерство энергетики предлагает уже осенью внести предложения по дальнейшему усилению административной ответственности за повторные самовольные врезки в сети и, по сути, воровство ресурсов.

Еще одна необходимая мера – скорейшее принятие изменений в нормативно-правовые акты РФ, которые позволят лишать статуса гарантирующего поставщика недобросовестные организации, допускающие систематическое нарушение обязательств перед контрагентами. Единого мнения в отраслевом сообществе по этому вопросу пока нет, но дискуссия идет.

Кроме того, по мнению Минэнерго, полезно было бы внедрить в систему оценки эффективности работы руководителей субъектов Федерации, показатели уровня платежной дисциплины потребителей энергоресурсов в соответствующем субъекте.

Председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская обратила внимание участников слушаний на то, что важную роль в решении проблемы неплатежей может сыграть переход на прямые договора между поставщиками и потребителями ресурсов и, соответственно, перечисление денежных средств напрямую ресурсоснабжающим организациям. Это также поможет навести порядок в учете потребляемых ресурсов. Решению этой задачи могла бы способствовать и передача ответственности за организацию системы учета энергоресурсов и установку приборов с потребителей на сетевую компанию или поставщика.

Все эти предложения войдут в рекомендации Комитета по энергетике в адрес Правительства РФ, которые будут приняты по итогам прошедших слушаний.

Источник: ЭПР