Новости

17.03.2018

Цифровизация сетей создает риски для участников энергорынка

Экспертный совет комитета Госдумы по энергетике 13 марта обсудил перспективы и пути развития цифровой энергетики страны. Концепцию цифровизации электросетевого комплекса месяц назад представили «Россети». Эксперты обратили внимание на то, что эксперименты в нескольких регионах не показали большого эффекта от цифровизации. Участники заседания высказали опасения, что проект будет реализован за счет потребителей и может нанести ущерб национальной безопасности.

О планах «Россетей» рассказал заместитель генерального директора компании по стратегическому развитию Евгений Ольхович. По его словам, программа обойдется в 1,3 трлн руб. до 2030 года. Для этого потребуется увеличить инвестиции на сумму свыше 100 млрд руб. в год. При этом в настоящее время инвестиционная программа компании составляет около 250 млрд руб. Финансировать эти расходы, как следует из представленной презентации, планируется за счет отмены льготного техприсоединения и средств от перекрестного субсидирования.

У участников заседания планы «Россетей» вызвали множество сомнений. По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике Валерия Селезнева, в первую очередь нужно думать о потребителях, и предлагаемые «Россетями» системы должны способствовать развитию сервисов и новых возможностей для всех участников рынка, а не только работать в интересах одной компании. Поэтому, по его мнению, нужны пилотные зоны, где можно будет протестировать все возможности и безопасность цифровых систем. Это позволит выделить слабые и сильные места и пересчитать проект.

Подобные пилотные зоны уже действуют: проект по внедрению интеллектуальных систем учета под названием «Строительство интеллектуальных сетей» уже несколько лет проводится в Калининградской, Ярославской и Тульской областях. И пока он, как отмечалось на заседании, не приносит видимых результатов: заявленный эффект в виде снижения объема потерь не виден. В Калининградской области размер потерь незначительно снизился — на 3,2% по состоянию на 2017 год. В Ярославской области он вообще не изменился.

Отметим, есть сомнения и в финансовой состоятельности проекта «Строительство интеллектуальных сетей». Из решения совета директоров «Россетей», который состоялся 22 декабря 2017 года, следует, что он убыточен. По крайней мере совет директоров поручил менеджменту компании «принять меры по снижению убытков от реализации проекта и по выходу на его безубыточную реализацию».

Это особенно важно в связи с тем, что у участников заседания возникли сомнения, хватит ли у «Россетей» собственных и привлеченных средств для выполнения программы цифровизации в заявленном объеме. Обоснован вопрос: не потребуется ли в последующем предоставление сетевым организациям новых преимуществ, в том числе в виде получения возможности дополнительных сборов с потребителей для реализации программы? Например, путем наращивания перекрестного субсидирования, введения оплаты за резерв мощности и других механизмов.

Как подчеркнул заместитель начальника управления регулирования электроэнергетики ФАС Алексей Воронин, цифровизация должна финансироваться не за счет тарифа, а за счет получаемой сетевыми компаниями экономии. Чиновник также обратил внимание на то, что задачу цифровизации одному участнику не решить — ее должны решать потребители, сетевые организации и субъекты генерации. В настоящее время еще не созданы условия для развития производства таких цифровых систем, нет рынка их сбыта, отсутствуют типовые технические решения — а сетевым организациям уже предлагается все оцифровать.
По мнению директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Ильи Долматова, внедрение цифровых технологий не должно являться самоцелью, а должно создать возможность оптимизировать все процессы, связанные с производством электроэнергии и ее потреблением. Также эксперт отметил, что сейчас процесс тарифообразования несовершенен — регуляторы принимают решения с не очень качественными данными. А кроме того, существует проблема перекрестного субсидирования, которая может сильно подпортить ситуацию с цифровизацией, поэтому ее необходимо решать.

«Госрегулирование отстает от потребностей всех участников рынка электроэнергии, — объяснил «НГ» Илья Долматов. — В законодательстве есть ряд инициатив в плане учета поведения потребителей, которые еще не нашли отражения на практике при установлении тарифа. Это учет надежности, учет загрузки электросетевого оборудования, учет реактивной мощности при оплате потребителями. В этом вопросе возможны и дальнейшие шаги, связанные с резервом мощности, с возможностью продажи электроэнергии непосредственно потребителями, если они будут обладать такой возможностью. По сути, речь идет о совершенствовании тарифного меню для потребителей, которое, на мой взгляд, сегодня не отвечает возникающим потребностям. А отсюда — неиспользование того потенциала технологических решений, который сегодня предлагается концепцией цифровизации».

Достичь эффекта от цифровизации невозможно без проработанного с учетом позиций всех заинтересованных сторон работающего механизма, подтвердил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. При этом, по его мнению, реализовать проект без денег потребителей не получится, поэтому приоритетом должно быть исключение роста тарифов.

«Проблема в инфраструктуре, как всегда, одна: денег мало, — рассказал «НГ» Александр Григорьев. — Задача государства — создать такие механизмы, которые позволят направлять экономию, получаемую за счет инноваций, на дальнейшую модернизацию сетей, при этом задача по сдерживанию тарифов никуда не девается: нельзя за счет потребителей реализовывать проекты, которые не несут прямых выгод для них».

Участники дискуссии обратили внимание на то, что цифровые технологии создают новые риски, вызванные применением импортного оборудования и необходимостью обеспечения кибербезопасности. По мнению экспертов, преодоление этих рисков необходимо увязывать с вопросом импортозамещения, а также решением иных проблем, которые могут возникнуть в связи с внедрением новых технологий.

«Реализацию задачи необходимо осуществлять силами российской промышленности, на базе отечественных решений и технологий: у нас уже есть примеры ситуаций, которые показали, что зависимость от зарубежных поставщиков в критически важных инфраструктурных отраслях несет в себе риски для экономики и суверенитета России», — сказал «НГ» Александр Григорьев.

А как отметил на заседании Валерий Селезнев, обсуждая вопрос кибербезопасности с представителем АО «Лаборатория Касперского» Антоном Шипулиным, с целью исключения этого риска недопустимо создание предлагаемой «Россетями» цифровой системы на базе акционерного общества со смешанным капиталом, долей в котором владеют иностранные акционеры и акционеры со смешанным составом.

«Для потребителей важны качество и приемлемая цена электроэнергии, но если вместо выгод для потребителей при цифровизации сетей на первый план выдвигается поиск новых источников доходов и усиление монопольного положения электросетевых компаний, потребители с таким подходом согласиться не могут». — прокомментировал «НГ» предложение «Россетей» директор департамента розничного рынка и сетей ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Жихарев.

На заседании был представлен и положительный пример цифровизации, проводимой без повышения тарифов для потребителей, — строительство подстанции «Тобол» в Тюменской области. В ходе реализации проекта был задействован весь комплекс цифровых технологий. При этом затраты на строительство подстанции не превысили аналогичные показатели для традиционных подстанций, а внедрение инновационных технологий было обеспечено в рамках имеющихся тарифных решений.

Таким образом, по итогам состоявшегося обсуждения можно сделать вывод: представленная «Россетями» концепция цифровизации распределительного сетевого комплекса является непродуманной, имеет множество недостатков и не отвечает интересам безопасности государства и остальных участников рынка электрической энергии.

Источник: РЭЭ