Биоэнергетика: спящий гигант
- 28.10.2018
-
В ближайшие пять лет биоэнергетика станет драйвером энергетического роста – утверждают эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) в своем новом докладе.
По мнению авторов доклада «Renewables 2018», биоэнергетика скоро опередит нынешнего лидера среди возобновляемых источников энергии – солнечную энергетику: к концу 2023 года на ее долю может приходиться уже около 30% новых мощностей ВИЭ в мире.
Бессменные лидеры
Согласно исследованию, по большинству видов возобновляемой энергетики наблюдается устойчивый рост во всех уголках мира. «Когда где-то на планете возникает потребность в новом источнике энергии, наиболее вероятно, что он будет возобновляемым», – пишет МЭА.
В 2017 году в эксплуатацию было введено на 178 ГВт больше возобновляемых мощностей, чем в предыдущем 2016. На данный момент лидером среди ВИЭ является солнечная генерация. Также именно на нее приходится более двух третей нововведенных мощностей. По объемам солнечной генерации первое место занимает Китай, за ним следуют США и Индия.
Внедрение возобновляемых источников энергии набирает популярность даже в странах, располагающих большими запасами нефти и газа, констатирую эксперты. Так, Иран планирует построить солнечную электростанцию мощностью 2 ГВт. Соответствующее соглашение подписано с норвежским производителем солнечных модулей.
Несмотря на то, что технологии в области возобновляемой энергетики становятся все более конкурентоспособными, политика и рынок продолжают оказывать на нее заметное влияние, уверены эксперты МЭА. При административной поддержке – создании благоприятных условий со стороны правительства – использование ВИЭ в энергетическом и транспортном секторах может вырасти более чем на 25%.
Примером является Китай, где благодаря старту программ по снижению выбросов парниковых газов во всех секторах промышленности наблюдается стремительный рост использования возобновляемых источников. В ближайшие пять лет, по мнению экспертов Международного энергетического агентства, Китай выбьется в лидеры мировой биоэнергетики, удовлетворив с ее помощью около 40% своих потребностей в электричестве.
Не так давно об актуальности биотоплива говорил президент России: «Небезызвестно, что в мире растет спрос на биотопливо, которое постепенно придет на смену нефти и газу». Российский экспортный центр (РЭЦ, структура Внешэкономбанка) объявил о начале выдачи субсидий для производителей биотоплива. Эта мера может стимулировать выпуск пеллет. Также не первый год обсуждаются положения законопроекта о биотопливе.
Правда, пока что Россия упоминается в отчете преимущественно в связи с сектором гидроэнергетики. Также эксперты МЭА отмечают крайне низкие показатели ВИЭ в теплогенерации в РФ (не более 2,5% к 2023 году).
Биопрорыв
В новом докладе эксперты МЭА рассматривают три области использования энергии: электричество, отопление и транспорт. Хотя рост потребления энергии солнца и ветра будет продолжаться в секторе электроэнергетики, биоэнергетика будет продолжать играть важную роль из-за ее широкого использования в сферах отопления и транспорта – в сферах, где в настоящее время другие возобновляемые источники энергии применяются в меньших объемах.
Фокус на биоэнергетике является частью анализа «белых пятен» энергетической системы: вопросов, которые получают гораздо меньше внимания, чем они того заслуживают. Таких, например, как влияние кондиционеров на спрос на электроэнергию. В докладе указывается на дополнительный неиспользованный потенциал биоэнергетики как средства диверсификации использования энергии в промышленности и транспортном секторе.
Реальный потенциал биоэнергетики до сих пор сдерживается из-за более слабой политической поддержки и дополнительных барьеров для развертывания ее использования, считают аналитики.
В докладе особое внимание уделяется тому, что Международное энергетическое агентство называет «современной биоэнергетикой». К «новой» биоэнергетике эксперты относят в частности жидкое биотопливо, биогаз, полученный путем анаэробного сбраживания, пеллеты.
Увеличение роли биоэнергетики в секторах отопления и транспорта может быть столь же значительным, как у других ВИЭ в области электроэнергетики, кроме того, использование этих ресурсов может позитивно повлиять на сферу управления отходами и качество воздуха, уверены авторы доклада.
За и против
Однако в среде защитников природы биоэнергетика имеет подмоченную репутацию. Активное внедрение биотоплива, произведённого из древесины и сельскохозяйственных культур, способно привести к неприятным последствиям, уверены зеленые.
«Якобы дешёвое биотопливо на основе пищевых продуктов, в особенности растительных масел, таких как рапсовое, подсолнечное и пальмовое, – просто ужасная идея», – считает директор исследовательской организации Transport & Environment Йос Дингс.
Увеличение нагрузки на сельскохозяйственный сектор может привести к сокращению производства продовольствия. Согласно подсчётам американских исследователей, уже сегодня расширение «топливных» посадок вызвало рост цен на продовольственное сырьё в США. Кроме того, чрезмерное увлечение биотопливом сопровождается вырубкой лесов.
В 2012 году Еврокомиссия пришла к выводу, что перевод земель под топливные плантации должен быть ограничен, а производители топлива из пищевых культур не должны пользоваться господдержкой.
Как следует из доклада ученых из университетов США, Германии, Норвегии и Бельгии, опубликованного в журнале Nature Communications, «нет никакого смысла сначала сохранять деревья за счет переработки, а затем сжигать их ради энергии. В этом нет ничего экологически чистого и возобновляемого», – заявил в интервью Independent один из авторов статьи Вольфганг Люхт, профессор Потсдамского института изучения климатических изменений. Ученые считают, что директива ЕС по развитию возобновляемой энергетики, которая относит древесину к низкоуглеродному топливу, может привести к увеличению выбросов парниковых газов в Европе и разрушению многовековых лесов. Они приводят данные, которые подтверждают важность лесов в сохранении биоразнообразия и в борьбе с изменением климата благодаря их способности поглощать углекислый газ. «Правдоподобный суммарный эффект от использования биомассы – не уменьшение выбросов на 5% к 2050 году, а увеличение на 5-10% и даже больше», – утверждают авторы доклада.
Британский аналитический центр Chatham House в своем исследовании приходит к выводу, что биотопливо выделяет больше углерода на единицу энергии, чем ископаемые виды топлива, а длительная транспортировка сырья еще больше увеличивает углеродный след биоэнергетики. Углеродно-нейтральным, по мнению экспертов, можно считать только использование древесных отходов, которые в противном случае были бы сожжены или остались гнить в лесу.
Однако Ассоциация возобновляемой энергетики Великобритании выступила с резкой критикой тезисов Chatham House: «Этот отчет основывается на заблуждении, что лесу требуются десятилетия для того, чтобы поглотить углерод. Это не так. Хорошо управляемый лес постоянно растет и улавливает углерод с оптимальной скоростью…»
Результаты исследования международной организации International Council of Clean Transportation (ICCT) также свидетельствуют: использование так называемого альтернативного реактивного топлива, произведенного из растительного сырья, не приведет к сколько-нибудь значительному сокращению выбросов парниковых газов.
В качестве одного из главных направлений работы сторонники экологичности биотоплива видят создание «чистого» топлива для самолетов. По их мнению, недавний трансатлантический перелет Virgin Atlantic, заправленного этанольной смесью, доказывает ее состоятельность в роли экологичного топлива. В одном из исследований NASA также отмечается, что биотопливо сделает авиаперелеты на 50-70% более экологичными.
В прогнозах Международного энергетического агентства ближайшее будущее ВИЭ выглядит очень оптимистично. Доля возобновляемых источников в глобальном конечном потреблении энергии вырастет к 2023 г. до 12,4%. При этом, доля ВИЭ составит 40% от всего нового энергопотребления и 70% от всех новых введенных электрических мощностей. За этот период современная биоэнергетика станет ведущим направлением, способствующим росту сектора возобновляемых источников энергии.
Источник: Bellona