Энергетика «позеленеет» от сертификатов

08.03.2020

На прошлой неделе Минэнерго опубликовало свой вариант проекта правок в ФЗ-35 «Об электроэнергетике», необходимых для запуска системы «зелёных» сертификатов. Он принципиально отличается от версии Минэкономразвития, представленной в ноябре. Назвав сертификаты «низкоуглеродными», Минэнерго предложило распространить их действие не только на привычные ВИЭ (ВЭС, СЭС, мини-ГЭС), но также на мощные ГЭС и АЭС. В версии Минэка бумаги могли получить участники программы ДПМ ВИЭ 2.0. Более широкий вариант Минэнерго является «экспортным», так как сохраняет возможность для международного признания «зелёными» более трети российских генмощностей. В ближайшие годы это может стать важным козырем крупнейших российских экспортёров в борьбе с конкурентами на внешних рынках.

27 февраля Минэнерго опубликовало проект поправок в законодательство, предусматривающий запуск на российском энергорынке системы низкоуглеродных сертификатов с января 2021 года. Наряду с СЭС, ВЭС и всеми ГЭС сертификаты смогут выдавать и АЭС, следует из проекта.

«Низкоуглеродный сертификат – электронный документ, выдаваемый по факту производства электрической энергии с использованием атомной энергии и (или) с использованием возобновляемых источников энергии на квалифицированном генерирующем объекте (гидростанции, ветростанции, солнечная энергетика)», – указано в материалах Минэнерго.

Участие в системе сертификатов предлагается сделать добровольным – как для производителей энергии, так и для потребителей. Бумага будет выдаваться квалифицированным генератором по факту выработки низкоуглеродной энергии. Покупая её, промпотребители получат право маркировать свою продукцию как экологически чистую. В пояснительных материалах указано, что сертификаты позволят, в частности, создать условия «для привлечения инвестиций, не связанных с обязательными механизмами поддержки, за счёт активизации добровольного спроса на электроэнергию, производимую на основе таких источников».

Последнее положение полностью расходится с концепцией Минэка, свой проект поправок в тот же Федеральный закон «Об электроэнергетике» министерство представило в конце ноября. Этот вариант предполагал, что право на выдачу «зелёных» сертификатов получат лишь владельцы ВЭС, СЭС и мини-ГЭС, введённых в рамках программы ДПМ ВИЭ 2.0 после 2024 года. Правила получения бумаг на энергию ГЭС, мощность которых равна или превышает 25 МВт, будет определять правительство, отдельно оговаривалось в проекте Минэка.

Предлагая свою версию системы, министерство хотело частично снизить нагрузку на потребителей ОРЭМ, расходы которых (возврат инвестиций в 400 млрд рублей) по программе ДПМ ВИЭ 2.0 с учётом доходности оцениваются в 725 млрд рублей. Та же мотивация присутствовала в концепции системы «зелёных» сертификатов, подготовленной «Советом рынка». Но регулятор предлагал распространить систему на обе программы поддержки ВИЭ (по первой программе в 2014–2024 годах должно быть построено 5,4 ГВт, суммарные платежи потребителей оцениваются в 1,5–1,6 трлн рублей), вычитая стоимость проданных бумаг из платежей по ДПМ. Идею жёстко раскритиковали ВИЭ-генераторы, заявив, что изменение действующих инвестправил недопустимо, сообщал в конце ноября «Коммерсантъ». Концепция низкоуглеродных сертификатов не предусматривает механизма вычитания их стоимости из платежей по ДПМ, рассказали «Перетоку» в Минэнерго.

Участники рынка сходятся во мнении, что на старте объём спроса на «зелёные» сертификаты будет невелик. Они заинтересуют прежде всего международные компании, берущие на себя добровольные обязательства по использованию энергии ВИЭ. Ассоциация предприятий солнечной энергетики оценивает потенциальный спрос в 2,5 млрд кВт/ч, что составляет меньше четверти процента от годовой генерации в России.

Но в будущем бумаги могут потребоваться крупнейшим компаниям, ориентированным на экспорт. Экологичность продукции становится всё более важным показателем для потребителей на международных рынках. Возможность перехода на «зелёный стандарт» обсуждают крупнейшие отечественные производители минеральных удобрений, тема актуальна и для металлургов. En+ объявил о планах компании стать «углеродно-нейтральной» к 2050 году, после чего «Иркутскэнерго» объявило о желании продать всю угольную генерацию. Ограничение системы «зелёных» сертификатов станциями ДПМ ВИЭ вряд ли устраивало «Русал», подконтрольный En+. После продажи угольного бизнеса в периметре «Иркутскэнерго» останется 9 ГВт гидрогенерации (Иркутская, Братская и Усть-Илимские ГЭС на Ангаре; переданы в аренду дочерней структуре аффилированного «ЕвроСибЭнерго»). Эксперты рынка называют алюминиевый гигант, сумевший выйти из-под санкций США, одним из ключевых претендентов на участие в программе сертификации для подтверждения экологичности своей продукции. Но нужды «Русала» невозможно закрыть выработкой маломощных ВЭС и СЭС – на заводы компании приходится около 30% потребления в Сибири.

В Минэнерго указывают, что низкоуглеродные сертификаты должны помочь российским экспортёрам энергоёмкой продукции «в сохранении и упрочении их позиций на мировом рынке в свете ужесточения углеродного регулирования странами-импортёрами».

«В перспективе рассматривается возможность организации взаимного признания сертификатов для их обращения на зарубежных рынках, в том числе в странах-членах ЕС», – добавляют в профильном министерстве.

Европейские и мировые стандарты чаще всего распространяют действие «зелёных» сертификатов на энергию ГЭС, ВЭС, СЭС, геотермальных станций и электростанций на биомассе – АЭС в этот список не входит. Но сейчас «Росатом» декларирует намерение добиваться «зелёного» статуса и для атомной энергии, отмечает один из собеседников «Перетока» в среде крупных потребителей. Это в интересах и госкорпорации, предлагающей на мировом рынке свои атомные энергопроекты, и экспортёров – потребителей энергии российских АЭС. Включение атома в систему низкоуглеродных сертификатов логично: это сохраняет окно возможностей для лоббирования статуса такой генерации; доказывать, что энергия АЭС «зелёная», не признавая этого на национальном уровне, было бы крайне затруднительно.

Необходимо различать вопросы технологии сертификации и спроса на те или иные виды сертификатов, отмечают в «Совете рынка». Сама технология сертификации универсальна: она может быть применена к любым генерирующим объектам. Каждый сертификат будет содержать информацию о конкретном объекте, на котором выработана энергия. Покупатель всегда будет знать, энергию какого типа генерации ему предлагают, и самостоятельно принимать решение: покупать этот сертификат или нет, отметили в регуляторе.

«В мире спрос на сертификаты обычно сегментирован: кто-то предпочитает поддерживать солнечные станции и покупает соответствующие сертификаты, другого потребителя интересуют малые ГЭС или офшорные ветростанции – технология сертификации позволяет сделать этот выбор. Спрос связан с потребительскими предпочтениями. Будет ли спрос на низкоуглеродные сертификаты АЭС, нужно изучать отдельно», – заявили «Перетоку» в «Совете рынка».

После публикации своей версии в Минэнерго пояснили журналистам, что в итоге будет выбран один из проектов: либо низкоуглеродные сертификаты (с участием атома), либо «зелёные» (только ВИЭ). Впрочем, источники в министерстве не сомневаются в принятии «расширенной» версии проекта. В случае утверждения проекта Минэнерго, низкоуглеродные сертификаты смогут выписывать ГЭС, АЭС и ВИЭ, которые сейчас совокупно обеспечивают более трети российских генераций.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ



Адрес:
Санкт-Петербург, Троицкий пр. д.12, лит. А, пом 4 «Н»
Телефон:
+8 (800) 600-83-20
+7 (812) 251-13-73
Факс:
+7 (812) 251-32-58
E-mail:
info@ek-sti.ru


Информация о безопасности
Информация об организации в части соблюдения стандартов ведения безопасной деятельности