Настройка налоговой системы: цели и параметры
- 01.06.2017
-
Ближайшие три года станут поворотными для налоговой системы России. Ухудшившиеся макроэкономические условия требуют формирования фискальных стимулов долгосрочного экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности российской экономики. Сложность налоговой политики состоит в необходимости стимулирования предпринимательской активности и недопущении бюджетного дефицита. Настройка налоговой системы предполагает тесный диалог на всех уровнях между властью и бизнесом.
Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поставил задачу до 2019 г. создать новые стабильные правила налоговой системы на долгосрочный период.
В 2016 г. налоговая нагрузка на отечественную экономику находилась на уровне предыдущего года (29,1% ВВП). По данным Минфина, этот показатель сопоставим со странами ОЭСР (в среднем по ОЭСР — 34%), а в рейтинге налоговых систем PwC Россия занимает 45-е место из 189 стран. За прошлый год в России выросли поступления от налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), на добавленную стоимость (НДС) и на прибыль (от 1 до 2%), а также от страховых взносов и акцизов (7,1% и 20,4% соответственно). Доходы от нефтегазового сектора продолжили падение, что обусловлено налоговым маневром в отрасли и снижением цен на нефть в первом квартале 2016 г.
При этом российские предприниматели называют высокие налоги одним из основных ограничивающих предпринимательскую активность факторов.
По данным Росстата, в марте 2017 г. на это указали почти 40% представителей обрабатывающей промышленности и 30% добывающей.
Еще более значимый негативный фактор — неопределенность экономических условий, и одна из составляющих здесь — неизвестность параметров налоговой системы после 2019 г. Это ограничивает горизонт инвестиционного планирования, отмечают сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Ключевые параметры совершенствования налоговой системы, которые сейчас обсуждаются:
Недопущение роста, а в идеале снижение фискальной нагрузки на бизнес за счет настройки налоговой системы внутри, в том числе снижения прямых и увеличения косвенных налогов. По мнению министра финансов Антона Силуанова, планы необходимо формировать исходя из налоговой нагрузки на экономику в 2019 г. на уровне 31,6% ВПП. Минфин РФ предлагает налоговый маневр, предполагающий снижение совокупной ставки страховых взносов (до 22%) и повышение НДС (до 22%) с сохранением действующих льгот. Правительство обсуждает и введение инвестиционной льготы. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, компании, инвестирующие в современное производство, смогут рассчитывать на снижение налога на прибыль до 5% (вместо общей ставки 20%).
Еще одно ключевое направление налоговой настройки, предлагаемой Минфином, — введение новой системы налогообложения в нефтегазовом секторе. Замена НДПИ на налог на добавленный доход (НДД) должна стать стимулом для роста добычи нефти. НДД планируется взимать с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку. Текущий проект налоговой реформы, который внесен в правительство 19 мая 2017 г., предполагает добровольный переход на НДД новых месторождений в новых регионах освоения, а также зрелых месторождений Западной Сибири с суммарной годовой добычей по всем месторождениям не более 15 млн тонн. Ставка НДД, предлагаемая Минфином РФ, составляет 50%, но параметры и условия будут апробированы в пилотных проектах, старт которых намечен на начало 2018 г. — заявки на участие в пилотных проектах подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть».
Кроме того, в законодательство предполагается внести еще ряд важных изменений:
- Ревизия неналоговых платежей и сборов, которые не включаются в расчет налоговой нагрузки, и введение под действие Налогового кодекса платежей, имеющих налоговую природу.
- Внедрение не позднее 1 января 2019 г. льгот по НДФЛ для граждан,
- Сокращение объема требуемой отчетности и количества проверок предприятий.
- Улучшение налогового администрирования, собираемости налогов, форсирование дальнейшей автоматизации налогового администрирования.