Основные полномочия ФАС по тарифному регулированию могут быть переданы в кабмин

08.03.2020

Борьба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за полномочия тарифного мегарегулятора может закончиться передачей наиболее содержательной их части в Белый дом, следует из последней версии законопроекта службы «О госрегулировании цен (тарифов)». Документ относит основные политические вопросы в этой сфере в ведение правительства – служба же, по сути, оставит за собой лишь процедурный контроль тарифной сферы и добьётся приведения отраслевых законов в соответствие общим принципам проекта. Позиция же Белого дома в вопросе о том, насколько тарифная политика будет подчинена задаче ускорения роста экономики за счёт инвестпрограмм госмонополий, неизвестна – руководство экономического блока пока открыто о своих предпочтениях в этой области не заявляло, написал «Коммерсант» 6 марта.

Издание ознакомилось с повторно согласованным ФАС и Минэкономики законопроектом службы «О госрегулировании цен (тарифов)» – он описывает общие принципы, методы и способы их регулирования и контроля. Ранее участники рынка критиковали предложения ФАС по унификации тарифного регулирования, объясняя, что «общий» закон не учитывает специфику отраслей, – по мнению же главы ФАС Игоря Артемьева, ведомственный подход приводит к отраслевым ценовым диспропорциям. В обновлённом варианте проекта все спорные нормы вынесены в акты правительства.

«Отдельные отраслевые особенности каждой регулируемой сферы деятельности действительно отнесены на уровень актов правительства. При их разработке и принятии будет учтена отраслевая специфика в соответствии с требованиями представителей рынка», – пояснил газете заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский.

Бланкетные нормы не ограничиваются переносом на уровень правительства только спорных параметров регулирования – проект ФАС де-факто передаёт в Белый дом почти все политические тарифные решения: порядок госрегулирования тарифов, в том числе основы ценообразования, перечень регулируемых тарифов, методики их расчёта и определения предельных максимальных и минимальных значений, порядок согласования глав комиссий по тарифам в регионах и др. За правительством закрепляется и решение вопросов инвестпрограмм госмонополий: их утверждение, расчёт нормы доходности и порядок согласования с ФАС.

Сама служба, как следует из конструкции проекта, намерена лишь исполнять эти решения – общая схема напоминает схему её работы в сфере госзакупок, где подчиненные Игоря Артемьева в основном сосредоточены на процедурном контроле, но не на содержательном регулировании отрасли. Впрочем, ФАС всё же фиксирует свое доминирующее положение над отраслевыми регуляторами: законы «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении» и другие отраслевые ФЗ в тарифной части должны быть приведены в соответствие с общими принципами проекта службы.

Нынешние планы ФАС значительно уступают в масштабах её прежним претензиям на роль «тарифного мегарегулятора», которыми обосновывалась необходимость её слияния с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в 2015 году, отмечает «Коммерсант». Теперь от выработки самостоятельной активной проконкурентной тарифной госполитики, которую Игорь Артемьев анонсировал при поглощении его ведомством ФСТ, служба готова отказаться в пользу Белого дома.

Ещё одна новация проекта позволяет Белому дому по его выбору вводить не только максимальные, но и минимальные уровни тарифного роста, что выглядит как инструмент принуждения госмонополий к наращиванию инвестпрограмм. Напомним, одна из главных экономических задач Белого дома – ускорение экономического роста, при этом госинвестиции уже де-факто признаны единственным его драйвером на среднесрочный период. Впрочем, исходя из формулировок проекта ФАС, единственным инструментом «наказания» госмонополий за невыполнение этих инвестпрограмм является последующее снижение тарифов, что создаёт риск формирования «бумажных» инвестиций ради соблюдения закона без реального развития экономики. В какой степени готов пользоваться таким инструментарием Белый дом, пока неизвестно: вопросы подчинения тарифной политики задаче ускорения роста экономики по крайней мере публично новым составом правительства не обсуждались.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ



Адрес:
Санкт-Петербург, Троицкий пр. д.12, лит. А, пом 4 «Н»
Телефон:
+8 (800) 600-83-20
+7 (812) 251-13-73
Факс:
+7 (812) 251-32-58
E-mail:
info@ek-sti.ru


Информация о безопасности
Информация об организации в части соблюдения стандартов ведения безопасной деятельности