"Россети" и потребители разошлись в оценке электросетевого резерва
- 02.10.2018
-
Ассоциация “Сообщество потребителей энергии” разошлась с Минэнерго РФ и госхолдингом “Россети” в понимании и оценке резервных мощностей в электросетях. Спор тянется давно, но сейчас власти готовы ввести оплату этого спорного резерва, что потребители оценивают в сумму около 100 миллиардов рублей в год.
По оценкам Минэнерго, в настоящее время потребители не используют около 100 тысяч МВт подключенных к ним электросетевых мощностей. Из них около 59 тысяч МВт – это мелкие и средние потребители и около 41 тысячи МВт – крупные потребители, рассказывал замминистра энергетики Вячеслав Кравченко на обсуждении проблемы резерва в РСПП. По данным министерства и “Россетей”, потребители, как правило, используют подключенные мощности на 85-90%.
Как сообщил глава “Росстей” Павел Ливинский в РСПП, из-за ограничения предельного роста тарифов в РФ уровнем инфляции специальные затраты на содержание резерва ложатся как выпадающие, за счет чего сокращаются инвестиционные возможности, в итоге сетевая инфраструктура стареет темпом 2-3% в год. Как пояснил Ливинский, при введении оплаты резерва, сети не будут собирать дополнительные средства, “это не механизм увеличения выручки, это механизм перераспределения, чтобы эффективные потребители не платили больше”.
В августе Минэнерго опубликовало для общественного обсуждения проект постановления правительства об оплате сетевого резерва. В пояснительной записке к нему, в частности, говорилось, что потребители еще на этапе подключения к электросетям завышают объемы максимальной потребляемой мощности. В итоге, как поясняют в министерстве, электросетевые компании строят, по сути, лишние мощности и к тому же не могут подключать к ним новых потребителей, так как сети формально “заняты”.
В пояснительной записке к проекту постановления отмечалось, что “неблагоприятные последствия от сложившейся ситуации касаются всех потребителей и выражаются в росте тарифов по передаче электрической энергии”. Выход министерство видит в том, чтобы потребители или оплачивали резерв, или отказывались от него.
“Предлагаем установить резерв как разницу между максимальной присоединенной мощностью и фактически потребляемой мощностью по показаниям приборов учета, и далее оплата этого резерва происходит следующим образом: 10% к существующему тарифу от объема резервной мощности к 2020 году, 15% – к 2021 году, 20% – к 2022 году, к 2023 году – 60% и к 2024 году – оплата всего объема резервируемой мощности. Механизм распространяется на всех потребителей за исключением населения”, – озвучил Кравченко предложения Минэнерго.
Для новых потребителей, по его словам, предлагается полная оплата всей присоединенной мощности сразу после подключения к сетям. По схеме, предложенной в августовском проекте, сети будут анализировать объем резерва, взимать плату за него, отчитываться об этом регулятору. Регулятор, в свою очередь, в следующем году в расчетах тарифа на передачу электроэнергии исключит тот объем средств, который сети получили в виде оплаты резерва.
В настоящее время содержание резервных мощностей фактически учитывается в общем электросетевом тарифе, то есть “размазывается” на всех потребителей. При переходе на оплату резерва конкретными потребителями планируется отменить эту “надбавку”. Таким образом, какое-то время потребители могут платить и высокие тарифы на передачу электроэнергии, и оплачивать резерв.
ПОТРЕБИТЕЛИ ВИДЯТ “БУМАЖНЫЙ” РЕЗЕРВ
В ассоциации “Сообщество потребителей энергии” в ответ заметили, что потребителей заставляют оплачивать “бумажный” резерв. За каждым потребителем не закреплен свой обособленный резерв мощности.
“Цифра с объемом мощности, закрепленной за каждым конкретным потребителем по договору о присоединении к электросети, обозначает только пропускную способность сети на последнем ее участке, непосредственно примыкающем к данному потребителю, а резерв сетевой мощности для потребителя обеспечивается не отдельным, выделенным исключительно для него трансформатором, а совокупностью соседних сетевых объектов одновременно обслуживающих несколько групп потребителей”, – пояснили в ассоциации.
В качестве доказательства того, что резерв каждого потребителя не обособлен, в ассоциации проводят тот факт, что объем мощности, проданной потребителям по договорам о присоединении к электросети, в среднем в 1,5 раза превышает реальный физический прирост сетевых мощностей за соответствующий период. Так, в 2009-2014 годах прирост мощности в крупных “дочках” “Россетей” составил 36,15 тысячи МВА, а проданная ими потребителям мощность – 50-55 тысяч МВА.
Также в ассоциации поясняют, что резерв потребителей не ограничивает подстанции для новых подключений.
“Действующие правила позволяют сетевому монополисту (“Россети” – ред.) распоряжаться свободной мощностью на своих подстанциях по своему усмотрению, руководствуясь только их фактической загрузкой и, невзирая на объем мощности, забронированный подключенными к данному центру питания потребителями по договору”, – отметили в ассоциации.
СПОРЫ ОБ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Одно из предложений Минэнерго касается оплаты сетевого резерва для собственных электростанций промышленных предприятий. В августовском проекте постановления Минэнерго предлагало ввести для них оплату услуг по передаче энергии по сетям в объеме 20% потребления электроэнергии от собственной станции.
В России, по данным Системного оператора Единой энергосистемы страны, в начале 2018 года мощность собственных электростанций промпредприятий составляла 11,5 ГВт против 11 ГВт в начале 2017 года.
“Для предприятий с собственной генерацией принятие постановления увеличит финансовую нагрузку за счет введения частичной оплаты передачи электроэнергии, которая не поступает из внешней сети, а производится на собственном энергоисточнике.Фактически вводится оплата услуги, которую сетевые организации не оказывают”, – говорилось в письме главы и совладельца “Лукойла”
Вагита Алекперова президенту РСПП Александру Шохину (с копией ознакомилось РИА Новости). Алекперов отмечал, что предложения Минэнерго дестимулируют, в частности, утилизацию попутного нефтяного газа в качестве топлива для электростанций.
“Предлагаемый платеж за фактически не оказываемые услуги по передаче электроэнергии, поскольку произведенная на собственной электростанции электроэнергия не покидает территорию предприятия и потребляется на месте, является необоснованным, если не абсурдным”, – отмечали также в “Сообществе потребителей энергии”.
При этом Минэнерго считает нужным в будущем все же уравнять условия работы электростанций, работающих на весь рынок РФ, и собственных электростанций предприятий.
“В целом нам кажется, что нужно создавать равные условия для большой генерации, работающей в рынке и подобного рода генерации (станциями предприятий – ред.), потому что у нас, к сожалению, для них неравные условия. Генераторы, работающие на рынок, несут все бремя, все нагрузки, которые у них есть, по РД (продажа энергии населению – ред.) и так далее, платят тариф за передачу. Подобного рода генераторы такого рода бремени не несут”, – прокомментировал ситуацию Кравченко РИА Новости.
“Они вроде бы делают общее благо, участвуют в нем, но на самом деле не несут особой дополнительной ответственности, связанной с работой на общее благо. Скажем так, мы на эту тему думаем, но еще проблема, на наш взгляд, не столь остра, хотя понимаем, что распределенная генерация просто-напросто убивает большую генерацию, надо, конечно, думать о равных правах и обязанностях”, – сказал он.
Вопрос об оплате резервируемых сетей для собственных электростанций предприятия как один из самых спорных обсуждался в сентябре на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака о развитии черной металлургии. В итоге Козак поручил Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС с участием ассоциации крупных металлопроизводителей “Русская сталь” дополнительно проработать “вопросы исключения положений, предусматривающих оплату резерва в отношении собственной генерации потребителей”. Результаты проработки появятся к концу октября.
Источник: Ассоциация (некоммерческое партнерство) «Сообщество потребителей энергии»