Россия, Турция и Иран вместо доллара применят новую форму расчетов в энергетике

16.12.2017

России, Турции и Ирану будет очень сложно в своих трехсторонних расчетах друг с другом перейти с доллара на свои национальные валюты – считает экономист Антонов Шабанов.

Таким образом, эксперт прокомментировал заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что Москва, Анкара и Тегеран планируют развивать свое сотрудничество в торгово-экономической сфере так, чтобы оно не было зависимо от конъюнктурных финансовых манипуляций со стороны США.

В первую очередь, это означает постепенный отказ от американского доллара в своих расчетах и переход на расчеты в национальных валютах, причем, прежде всего, это должно касаться сделок в энергетической сфере.

Экономист Антон Шабанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что попробовать перейти на свои национальные валюты эти три страны действительно могут, но не факт, что из этого получится что-то дельное.

«Очень большой вопрос в том, получится ли реализовать такие планы, особенно если они будут касаться масштабных транзакций, а не только каких-то конкретных рядовых сделок. Дело в том, что даже если взять энергетический сектор, то не все объемы газа, нефти и прочих ресурсов, которые смогут закупать эти страны по таким контрактам, в дальнейшем будут предназначаться для внутреннего потребления», – констатирует Шабанов.

Отказаться от доллара будет очень сложно
Ведь все энергоресурсы в ходе таких сделок в большинстве своем перепродаются, а если расчеты здесь будут вестись не в долларах, а в национальных валютах, то эта коммерческая деятельность может просто стать невыгодной.

«Современная глобальная экономика – слишком открытая и взаимосвязанная, причем доллар в ней действительно доминирует. Поэтому попытаться что-то сделать в этом направлении можно, но вряд ли все это примет какой-то действительно полномасштабный характер», – резюмирует Шабанов.

Соответственно, все здесь зависит от характера самой сделки – если всех устраивает расчет в национальных валютах, то это работает, а если для кого-то это неприемлемо, то это практически сразу приведет к большим проблемам.

«Несмотря на то, что разговоры о переходе в межгосударственных расчетах на национальные валюты раздаются постоянно, еще никому не удалось полноценно реализовать такой отказ от доллара. Поэтому, несмотря на явный интерес сторон, в этой истории все очень сложно», – заключает Шабанов.

Собственно, на сегодня можно говорить об определенных правилах расчетов, когда весь мир осуществляет такие сделки исключительно в долларах или евро, из-за чего переход на другие валюты, причем даже если взять китайский юань, сопряжен с большим количеством издержек и трудностей.

Альтернативой доллара могло бы послужить евро
«Таким образом, здесь нужно или полностью менять всю мировую экономическую систему и переходить в своих расчетах на национальные валюты или использовать такие сделки ограниченно. Просто, в противном случае, это не будет иметь никакого экономического смысла», – констатирует Шабанов.

Финансовый аналитик Дмитрий Тратас в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что безболезненной альтернативой доллару в межгосударственных сделках может послужить евро.

«Евро, как валюта, может быть и не эквивалентна доллару по силе, но она стремится соперничать с ним, и нет оснований, чтобы не начать ее использовать вместо американца», – заключает Тратас.

При этом, евро может быть использовано в рамках расчетов и в подобной системе сделок – не до конца ясно, насколько это было бы удобно Ирану, но для Турции, которая все еще стремится в Евросоюз и очень тесно с ним связана, исполнение контрактных обязательств в европейской валюте точно бы подошло.

То же самое можно сказать и про Россию, поскольку Евросоюз является на сегодня главным нашим торгово-экономическим партнером и туда на экспорт идет большая часть российских энергоресурсов, причем, в первую очередь газ, по которому мы являемся абсолютным лидером на энергетическом рынке Европы.

Подобное сотрудничество России, Турции и Ирана может базироваться на взаимозачетах
«Кроме того, «согласие есть продукт непротивления сторон», поэтому нет ничего сногсшибательного, чтобы заключать контракты в любой возможной валюте, а не только в американском долларе. При этом, здесь может подойти не только евро, но и российский рубль», – резюмирует Тратас.

Дмитрий Юрьевич считает, что для этого сегодня есть все основания, просто подобный переход должен быть выражен в прямом согласии со стороны всех участвующих в данных сделках сторон.

«Здесь можно еще вспомнить, что порядка 10 лет назад часто говорилось о том, и были даже такие обещания, что российский рубль станет конвертируемой валютой. Впрочем, это не такая уж и сенсация, поскольку технически сделать из рубля подобную валюту не очень сложно», – констатирует Тратас.

На практике это целый ряд технических шагов, но, вместе с тем, здесь присутствует и один чрезвычайно важный момент, который в контексте обсуждения таких моментов никогда не следует забывать.

«Если рубль сделают конвертируемым, то Центробанк РФ в какой-то мере утратит некоторые свои рычаги по манипулированию российской национальной валютой. Просто если рубль будет конвертируемым, то его можно будет покупать и продавать не только на ММВБ, но и во всем мире, а это приведет к тому, что на практике Центробанку станет гораздо сложнее им управлять», – заключает Тратас.

Именно это и является причиной того, что в нашей стране отказались от планов по конвертированию рубля, чтобы не ограничивать возможность государства по управлению российской национальной валютой.

«Из-за этого рубль до сих пор является узкой валютой, а рассчитываться в рублях могут только те страны и те компании, которые знают, куда эти рубли деть. Поэтому если такой переход и будет на практике, то он будет проходить в рамках трехсторонней системы взаимозачетов», – резюмирует Тратас.

Источник: ФБА «Экономика сегодня»



Адрес:
Санкт-Петербург, Троицкий пр. д.12, лит. А, пом 4 «Н»
Телефон:
+8 (800) 600-83-20
+7 (812) 251-13-73
Факс:
+7 (812) 251-32-58
E-mail:
info@ek-sti.ru


Информация о безопасности
Информация об организации в части соблюдения стандартов ведения безопасной деятельности