В РФ создадут систему сертификатов на выработку ВИЭ

15.06.2021

Как выяснил “Ъ”, до конца года «Совет рынка» создаст в России систему выпуска зеленых сертификатов для подтверждения безуглеродной выработки электроэнергии. Минэнерго оценивает спрос в 200 млн МВт•ч в год — это почти половина всей выработки ВИЭ, АЭС и ГЭС,— что, по мнению аналитиков, довольно амбициозная задача. Потребители энергии с подозрением относятся к созданию оператора, опасаясь монополизации этого сегмента.

«Совет рынка» (регулятор энергорынков) планирует до конца года создать национальную систему сертификации безуглеродной электроэнергии. Выдачей зеленых сертификатов и ведением их реестра займется ООО «Оператор энергосертификации» с уставным капиталом 2 млн руб. На должность гендиректора предложен зампред правления «Совета рынка» Олег Баркин. Вопрос вынесен на общее годовое собрание членов ассоциации 25 июня, следует из материалов к заседанию (есть у “Ъ”).

На запуск системы в 2021 году планируется потратить 66 млн руб. Система заработает в первом квартале 2022 года. Выручка до 2029 года — около 1,1 млрд руб. До 2025 года структура будет убыточной, срок окупаемости — 9–13 лет.

Структура будет выдавать зеленые сертификаты генерирующим объектам (ВИЭ, ГЭС и АЭС) на каждый мегаватт-час. Основными покупателями, как ожидается, станут экспортеры для «минимизации углеродного следа продукции» при введении трансграничного налога в ЕС.
Потенциальный объем рынка может составить около 200 млн МВт•ч в год, заявили “Ъ” в Минэнерго. За содержание платформы будут платить только ее пользователи — доходы будут формироваться из платы за услуги по ведению реестра, заявили “Ъ” в «Совете рынка».

В РФ уже работает международная платформа I-REC: с декабря 2020 года ею было выпущено зеленых сертификатов на 818 МВт•ч. Потребитель также может заключить свободный двусторонний договор (СДД) с ВИЭ-генератором. В 2020 году такие СДД на оптовом рынке заключили восемь компаний, совокупный объем — около 150 тыс. МВт•ч, говорит Николай Посыпанко из Vygon Consulting.

В Минэнерго отметили, что российская платформа не подменяет существующие инструменты, такие как платформа I-REC, но обеспечит единство учета сертификатов, исключив возможности двойного учета одних и тех же объемов в разных системах. По мнению Минэнерго, СДД не предназначены для передачи экологических прав и имеют ограничения — розничный потребитель не может купить электроэнергию с находящейся по соседству оптовой электростанции.

Анатолий Чубайс, спецпредставитель президента РФ по вопросам устойчивого развития, 9 декабря 2020 годаАнатолий Чубайс, спецпредставитель президента РФ по вопросам устойчивого развития, 9 декабря 2020 года
Мы предлагаем бизнесу подумать о том, чтобы электроэнергию для своей продукции использовать из возобновляемых источников

Низкоуглеродное потребление уже сейчас успешно подтверждается различными способами, заявили “Ъ” в «Сообществе потребителей энергии». Там считают, что создание оператора «монополизирует» эту сферу, что может привести к росту цен на услуги, «а правовая форма этой монополии не предусматривает прозрачности и контроля со стороны участников энергорынка, причем финансироваться она может за счет членских взносов участников энергорынка, в том числе тех, кому зеленые сертификаты не нужны». В Ассоциации развития возобновляемой энергетики отмечают: «Отдельный орган нужен по крайней мере для ведения корректного учета всех доступных инструментов подтверждения углеродного следа. Важно избежать двойного счета, в противном случае доверия к данной системе не будет».

Как выяснил “Ъ”, до конца года «Совет рынка» создаст в России систему выпуска зеленых сертификатов для подтверждения безуглеродной выработки электроэнергии. Минэнерго оценивает спрос в 200 млн МВт•ч в год — это почти половина всей выработки ВИЭ, АЭС и ГЭС,— что, по мнению аналитиков, довольно амбициозная задача. Потребители энергии с подозрением относятся к созданию оператора, опасаясь монополизации этого сегмента.

«Совет рынка» (регулятор энергорынков) планирует до конца года создать национальную систему сертификации безуглеродной электроэнергии. Выдачей зеленых сертификатов и ведением их реестра займется ООО «Оператор энергосертификации» с уставным капиталом 2 млн руб. На должность гендиректора предложен зампред правления «Совета рынка» Олег Баркин. Вопрос вынесен на общее годовое собрание членов ассоциации 25 июня, следует из материалов к заседанию (есть у “Ъ”).

На запуск системы в 2021 году планируется потратить 66 млн руб. Система заработает в первом квартале 2022 года. Выручка до 2029 года — около 1,1 млрд руб. До 2025 года структура будет убыточной, срок окупаемости — 9–13 лет.

Структура будет выдавать зеленые сертификаты генерирующим объектам (ВИЭ, ГЭС и АЭС) на каждый мегаватт-час. Основными покупателями, как ожидается, станут экспортеры для «минимизации углеродного следа продукции» при введении трансграничного налога в ЕС.
Потенциальный объем рынка может составить около 200 млн МВт•ч в год, заявили “Ъ” в Минэнерго. За содержание платформы будут платить только ее пользователи — доходы будут формироваться из платы за услуги по ведению реестра, заявили “Ъ” в «Совете рынка».

Почему национальная система квотирования выбросов обойдется ТЭКу дороже европейской
В РФ уже работает международная платформа I-REC: с декабря 2020 года ею было выпущено зеленых сертификатов на 818 МВт•ч. Потребитель также может заключить свободный двусторонний договор (СДД) с ВИЭ-генератором. В 2020 году такие СДД на оптовом рынке заключили восемь компаний, совокупный объем — около 150 тыс. МВт•ч, говорит Николай Посыпанко из Vygon Consulting.

В Минэнерго отметили, что российская платформа не подменяет существующие инструменты, такие как платформа I-REC, но обеспечит единство учета сертификатов, исключив возможности двойного учета одних и тех же объемов в разных системах. По мнению Минэнерго, СДД не предназначены для передачи экологических прав и имеют ограничения — розничный потребитель не может купить электроэнергию с находящейся по соседству оптовой электростанции.

Анатолий Чубайс, спецпредставитель президента РФ по вопросам устойчивого развития, 9 декабря 2020 года. “Мы предлагаем бизнесу подумать о том, чтобы электроэнергию для своей продукции использовать из возобновляемых источников.”

Низкоуглеродное потребление уже сейчас успешно подтверждается различными способами, заявили “Ъ” в «Сообществе потребителей энергии». Там считают, что создание оператора «монополизирует» эту сферу, что может привести к росту цен на услуги, «а правовая форма этой монополии не предусматривает прозрачности и контроля со стороны участников энергорынка, причем финансироваться она может за счет членских взносов участников энергорынка, в том числе тех, кому зеленые сертификаты не нужны». В Ассоциации развития возобновляемой энергетики отмечают: «Отдельный орган нужен по крайней мере для ведения корректного учета всех доступных инструментов подтверждения углеродного следа. Важно избежать двойного счета, в противном случае доверия к данной системе не будет».

Как российский бизнес представил на ПМЭФ новый экологичный дресс-код
В «Совете рынка» отрицают возможность содержания системы за счет взносов членов регулятора, а выбор организационно-правовой формы объясняют «минимизацией издержек на создание и последующее управление организацией».

Общая выработка ВИЭ, ГЭС и АЭС в 2020 году составила 426 млн МВт•ч, а потребление крупнейших экспортеров — 376 млн МВт•ч, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».

По его мнению, для достижения заявленных амбициозных цифр еще предстоит решить вопрос признания системы зеленых сертификатов в ЕС и других странах с системами цен на выбросы.
Реальный спрос на чистую энергию, а главное, его форма — сертификаты, климатические проекты, прямые договоры, покупка или строительство ВИЭ-станций — будут зависеть от развития национального и трансграничного углеродного регулирования, считает Николай Посыпанко.

Источник: Коммерсант



Адрес:
Санкт-Петербург, Троицкий пр. д.12, лит. А, пом 4 «Н»
Телефон:
+8 (800) 600-83-20
+7 (812) 251-13-73
Факс:
+7 (812) 251-32-58
E-mail:
info@ek-sti.ru


Информация о безопасности
Информация об организации в части соблюдения стандартов ведения безопасной деятельности