Новости

14.11.2017

Узбекистан начал проектирование одной из крупнейших ГЭС в регионе

Узбекистан приступил к проектно-изыскательским работам по возведению одного из крупнейших гидрообъектов в Центральной Азии — Пскемской ГЭС, сообщили в “Узбекгидроэнерго”.

“На сегодняшний день на месте возведения объекта уже создан строительный штаб, здесь работает порядка 400 специалистов, проводятся проектно-изыскательные и геологические работы. На левом берегу реки Пскем стартовали общестроительные работы. Новая станция позволит не только обеспечить электроэнергией Ташкентскую область и снимет пиковые нагрузки по всей системе, но и будет иметь большое водохозяйственное значение для республики. В частности, она гарантировано обеспечит водой аграрный сектор”, — отметили в в “Узбекгидроэнерго”.

Общая стоимость проекта, по оценкам специалистов, превысит 800 миллионов долларов, из которых большую часть инвестирует сам Узбекистан. Кроме того, планируется привлечь порядка 240 миллионов долларов кредитных средств со стороны китайского Эксимбанка.

Напомним, что сегодня в стране насчитывается свыше 430 рек и других водных артерий общей протяжностью порядка 12,7 тысячи километров. Ежегодно в Узбекистане вырабатывается порядка 60 миллиардов киловатт/часов электроэнергии, из которых более 6,5 миллиарда приходится на ГЭС. Существующие ресурсы, по прогнозам специалистов, в среднесрочной перспективе позволят довести выработку электричества на узбекских ГЭС до 27,4 миллиардов киловатт/часов в год.

Источник: ЭПР


14.11.2017

К 2022 году в Мурманской области развернется ветропарк

Сейчас в регионе есть только атомная станция и широкая сеть гидрогенерации. Компания «Энел Россия» планирует к 2022 году построить в Мурманской области ветропарк. Свои намерения компания подтвердила на Мурманской деловой неделе. Генеральный директор «Энел Россия» Карло Палашано Вилламанья на 12-й выставке «СевТЭК» в Мурманске рассказал, что целый ряд причин привел компанию к созданию ветропарка именно на Кольском полуострове. Среди них он назвал сильный ветер на побережье Баренцева моря и готовность областного правительства оказать поддержку инвестору. При таких обстоятельствах компания находит возможным ввести ветропарк мощностью 201 мегаватт на турбинах компании Siemens Gamesa в эксплуатацию в конце 2021 года.

«Мы, компания «Энел Россия», хотели бы стать первым иностранным инвестором по возобновляемой энергетике в регионе», – уточнил Вилламанья.

Он акцентировал внимание на преимуществах «зеленой» энергии: с появлением ветропарка выбросы углекислого газа в регионе снизятся на 240 тыс.тонн. Отвечая на вопросы участников конференции, Вилламанья добавил, что после завершения строительства ветропарка компания может рассмотреть возможность участия в расширении сети заправок для электромобилей. Сейчас в Мурманской области есть только одна подобная заправка, ее открыли в июле 2017 года при участии экологической организации «Беллона» на парковке гостиницы «Парк Инн», пишут СМИ.

Источник: ЭПР


14.11.2017

ОБЗОР: Единые стандарты энергооборудования грозят компаниям РФ миллиардными расходами

Минэнерго рассчитывает в этом году принять единые правила технологического функционирования (ПТФ) в электроэнергетике. Предполагается, что стандартизация энергооборудования поможет минимизировать риски возникновения аварий. Компании ставят под сомнение необходимость предложенных изменений и оценивают расходы на оснащение станций в миллиарды рублей, говорится в обзоре ПРАЙМ.

Введение правил обсуждается не первый год. Поводом ускорить решение вопроса послужило пять крупных каскадных аварий в текущем году, повлекших за собой изоляцию частей энергосистемы и массовые отключения энергоснабжения потребителей.

По оценкам Минэнерго, крупные энергоаварии произошли из-за несогласованности действий компаний при эксплуатации и вводе нового оборудования. В министерстве полагают, что определение техпараметров оборудования, которое допускается к работе в Единой энергосистеме, и основных обязательных требований при его эксплуатации позволят минимизировать риски возникновения аварий. Минэнерго уже обсуждало с компаниями ПТФ, заключительное совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича может пройти после 10 ноября.

О необходимости ПТФ компании не спорят и фактически такие правила уже существуют. «Все, в том числе импортные производители, желающие поставлять оборудование на наш рынок, должны соблюдать установленные технические параметры совместимости, обеспечивающие координацию по всей энергосистеме страны», — сообщили в пресс-службе «Т Плюс».

Контроль за параметрами надежности и качеством электроснабжения осуществляется на нескольких этапах производства и транспорта электроэнергии. «Границы ответственности четко разделены между всеми участниками рынка, которые несут ответственность в зоне своей компетенции», — поясняют в «Россетях». То же самое относится и к крупным потребителям, они также несут ответственность за случающиеся по их вине технологические нарушения.

Объем ответственности и размер штрафов за нарушение ПТФ достаточно серьезен. «Он прописан в договорах между поставщиками и эксплуатантами. Есть система страхования различных рисков. Используя оба этих направления, мы находимся в общемировом тренде», — замечают в «Т Плюс».

ИЗЛИШНЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Причины всех крупных системных аварий, произошедших в этом году, коренятся главным образом в неудовлетворительном техническом состоянии и действиях техперсонала, а вовсе не в несовместимости оборудования, сообщил источник на рынке, знакомый с ситуацией. Чтобы воздействовать на ситуацию, нужны инвестиции в обновление оборудования и повышение компетентности персонала, полагает собеседник агентства.

Принципы регулирования современной противоаварийной автоматики на станциях более сложны, чем прежняя релейная защита. Минэнерго должно четко ограничить границы, в которых применяются ПТФ. Нужно определить, до какого уровня регулятор должен диктовать конкретные технические требования к оборудованию, после чего регулирование должно носить характер исключительно штрафов, а техническая политика останется уделом энергетических компаний, считает гендиректор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов.

«Если не провести эту границу, то неизбежны безумные, и главное бессмысленные траты со стороны энергокомпаний на оснащение станций дополнительным оборудованием. Расходы тут, между прочим, исчисляются сотнями миллиардов рублей и сопоставимы с программами ДПМ», — отмечает он.

Предлагаемые изменения ПТФ приведут в том числе и к ужесточению требований к производителям оборудования. Кто-то будет в состоянии выполнить поставленные задачи, а кто-то нет. При этом нужно помнить, что вмешательство в конкуренцию при одновременном ужесточении требований почти всегда выводит на первый план импорт, замечает Кузнецов.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

Ранее «Русал» предложил ужесточить ответственность энергокомпаний за аварии. Для решения этой проблемы, по мнению директора компании по работе с естественными монополиями Максима Балашова, нужны изменения законодательства и в первую очередь закона «Об электроэнергетике», которые бы гарантировали должный уровень ответственности за нарушение параметров надежности и качества обеспечения электроэнергией.

Возможность добиваться возмещения убытков, в том числе в судебном порядке, уже предусмотрена действующим законодательством. Любой из участников рынка вправе ей пользоваться, напоминают в пресс-службе ФСК ЕЭС.

По мнению Минэнерго, прежде чем вести речь об ужесточении ответственности, нужно нормативно установить требования к функционированию энергосистемы, входящим в ее состав объектам электроэнергетики и электроустановкам потребителей. В частности, нужно как можно скорее принять правила технологического функционирования электроэнергетических систем (подготовлено и направлено в правительство РФ), сообщают в министерстве.

СГК, в свою очередь заявляет о том, что готова к ужесточению штрафов для производителей за аварии, но при одном условии – если они будут целиком выплачены потребителю. Это предполагает изменение самой системы штрафов. «Сейчас она работает как система регулирования цены на РСВ (рынок на сутки вперед — ред). С нас штраф собирают, независимо от того, пострадал потребитель или нет, а потребителю ничего не выплачивают, даже если у него есть прямые убытки из-за системной аварии», — отмечают в компании.

Источник: BigpowerNews


14.11.2017

Горнорудный гигант Rio Tinto прекращает добычу угля

Руководство компании решило переключиться на другие сферы деятельности и распродать шахты, пока за них можно получить хорошие деньги, пишет Bloomberg.

Rio Tinto Group, вторая по величине в мире горнодобывающая компания, начала сворачивать добычу угля, чтобы сконцентрироваться на других активах. Сейчас компания ищет покупателей для оставшихся в Австралии шахт, после чего полностью выйдет из этого бизнеса. «Безугольное» будущее Rio Tinto пока не вдохновляет ее прямых конкурентов. На сегодняшний день именно угольные электростанции производят 40% электроэнергии в мире, поэтому компания Glencore планирует потратить $1,1 млрд на приобретение активов Rio в Австралии.

Тем не менее, пенсионный фонд Норвегии принципиально не инвестирует в компании, чья доля прибыли хотя бы на 30% поступает от добычи угля, а Церковь Англии установила лимит в 10%. Так они стремятся подтолкнуть предприятия к борьбе с парниковым эффектом и переходу на возобновляемые источники энергии.

Однако, руководство Rio Tinto приняло решение не под давлением «зеленых». Просто угледобывающая промышленность не выдерживает конкуренции с другими сферами деятельности компании, а продавать шахты лучше сейчас, пока можно получить за них хорошие деньги. Цены на австралийский уголь выросли на 93% с прошлого года, потому что Китай ограничил количество рабочих дней в своих угольных шахтах, что сократило добычу.

О том, насколько стратегически верным является политика Rio Tinto, свидетельствует исследование финансового аналитического центра Carbon Tracker. В нем говорится, что к началу 2020-х годов угольные электростанции в США станут абсолютно нерентабельными по причине распространения станций c парогазовым циклом.

Источник: Хайтек


14.11.2017

Деньги уходят в ВИЭ

BNP Paribas, ведущий частный банк Франции и один из крупнейших в мире, объявил, что отказывается от поддержки многих углеводородных проектов и усиливает поддержку альтернативной энергетики.

В пресс-релизе BNP говорится, что банк не станет впредь вести бизнес с компаниями, которые занимаются добычей, разведкой, транспортировкой или продажей нефти и газа из сланцевых месторождений или нефтеносных песков.

Также BNP отказывается поддерживать проекты по добыче нефти и газа в Арктике.

Что касается остальной углеводородной энергетики, в том числе угольной, то банк прекращает поддержку тех партнёров, которые не занимаются диверсификацией своих источников энергии.

Одновременно BNP приступит к выпуску зелёных облигаций, средства от которых будут инвестированы в возобновляемую энергетику. В проекты в области ВИЭ предполагается вложить 15 млрд евро к 2020 году. Ещё 100 млн евро планируется инвестировать в стартапы в области энергоэффективности, хранения энергии и иных решений, связанных с так называемым энергетическим поворотом.

Целью новой инвестиционной политики, согласно пресс-релизу BNP, является стремление следовать сценарию Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), предполагающему, что глобальное потепление в текущем столетии не должно выйти за рамки 2°C.

Источник: Зеленый город


12.11.2017

Гражданам могут разрешить продавать лишние киловатты

В Госдуме разрабатывают законопроект, позволяющий владельцам домашних электростанций сдавать государству излишки произведенной энергии. Планируется ввести законодательный механизм, в том числе в виде налоговых льгот, который даст возможность собственникам ветряков и солнечных электростанций зарабатывать. Такие меры должны стимулировать развитие в стране «зеленой энергетики».

ГОЭЛРО 2.0

Сейчас солнечные панели и ветрогенераторы в основном используются у нас на приусадебных участках, в личных подсобных хозяйствах: россияне таким образом страхуются от возможных отключений или стараются оптимизировать свои затраты. Однако если владелец домашней электростанции попытается «слить» в энергосети избыток произведенного электричества, его тут же оштрафуют. Об этом рассказал «Парламентской газете» депутат Госдумы и лидер партии «Родина» Алексей Журавлев.

«Как минимум — это абсурд, а как максимум — это государственное вредительство, — убежден он. — Нужно принимать пакет поправок в законодательство, которые дадут возможность частным лицам сдавать излишки произведенной у себя электроэнергии государству за плату».

По словам депутата, речь идет об альтернативных источниках энергии, прежде всего об экологических. Во всех цивилизованных странах такая практика существует, там сформированы механизмы господдержки развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Даже в Казахстане устанавливают ветряки и развивают альтернативные источники энергии, — отмечает законодатель. — А у нас почему-то это направление вообще не развивается. Надо Правительство подталкивать в этом направлении. России нужен новый план ГОЭЛРО в области возобновляемых источников энергии». Доля ВИЭ в объеме производимых в России мощностей составляет менее одного процента. По мнению Журавлева, необходимо довести этот показатель хотя бы до 10 процентов к 2030 году (в Германии, например, уже сейчас больше 30 процентов).

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОСТОРОЖНИЧАЕТ

О «зеленой энергетике» много и часто говорят и в кабмине, но делают это крайне осторожно.

Летом этого года в Правительстве утвердили план по стимулированию «зеленой» микрогенерации потребителями.

В частности, государство готово разрешить установку на крышах и во дворах частных домов (кроме многоквартирных) ветряков и солнечных батарей мощностью до 15 кВт с последующей продажей излишков энергии.

По мнению депутата Журавлева, этого мало: максимально генерируемая мощность ВИЭ не должна ограничиваться прямо установленной цифрой, а быть равной присоединительной мощности, которая может быть и более 15 кВт. «Мы считаем, что к вопросу необходимо подходить комплексно, — пояснил он. — Для развития «зеленой энергетики » необходимо внести поправки в Закон «Об электроэнергетике «, в Гражданский и Налоговый кодексы». В частности, предлагается введение нового понятийного аппарата, позволяющего рассматривать физических лиц не только как потребителей электроэнергии, но и как производителей.

Без корректировки норм ГК невозможно будет организовать оборот «зеленой» энергии. В налоговом законодательстве планируется уточнить, что генерация и продажа электроэнергии физическими лицами не является предпринимательской деятельностью и не облагается налогами. «Отдельно следует рассмотреть вопрос о возможности участия в производстве и продаже «зеленой» энергии малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, которые смогут производить больше энергии, чем просто одно домохозяйство, но вместе с этим не так много, как это делают крупные поставщики, — добавил Журавлев. — Считаю, что такие предприятия в первые три года также должны иметь возможность продавать энергию, как и физические лица, без обложения налогами. Это позволит в короткие сроки нарастить мощности ВИЭ в стране». При этом, считает депутат, должен действовать запрет на перепродажу «зеленого» электричества для исключения мошенничества.

Также предлагается вести учет всех поставщиков электроэнергии.

ПЕРЕИЗБЫТОК ЭНЕРГИИ

31 октября глава РОСНАНО Анатолий Чубайс заявил, что через шесть-семь лет страна столкнется с дефицитом электроэнергии.

По словам депутата Алексея Журавлева, уже сегодня нужно думать, как выйти из надвигающегося энергокризиса.

Одним из вариантов спасения является динамично развивающаяся отрасль «зеленой энергетики». Как рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике
Игорь Ананских, предпосылок для кризиса нет. «В стране сейчас избыток электроэнергии: ее достаточно много и мы продаем излишки своим соседям, за рубеж даже по сниженным ценам, например в Китай и Финляндию. Но все равно остается. Поэтому вопрос о покупке государством «домашней» электроэнергии сегодня пока не очень актуальный».

Источник: РЭЭ


12.11.2017

Долгосрочный тариф в обмен на дивиденды

Возглавивший «Россети» всего два месяца назад Павел Ливинский уже успел взбудоражить энергообщественность рядом громких заявлений. Однако одно из них привело к существенному сдвигу по смежному вопросу. Не став всерьёз обсуждать предложение Павла Ливинского прекратить выплату дивидендов акционерам «Россетей», Минэнерго ускорило процесс перехода на систему долгосрочного сетевого тарифа. Эксперты видят в таком решении некоторые плюсы как для госхолдинга, так и для сектора в целом, однако предостерегают от ошибок, не позволивших эффективно внедрить систему RAB–регулирования (тарифообразование на основе регулируемой базы инвестированного капитала).

Долгожданное долгосрочное

Минэнерго запустило процесс перехода к долгосрочному тарифному регулированию электросетевых компаний. Как заявил 9 ноября на «круглом столе» в Госдуме заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко, «длинные» тарифы планируется устанавливать на 5-10 лет.

– Нам необходимо принимать решение (о внедрении долгосрочного тарифообразования в сетях – ред.) в максимально короткие сроки, наверное, в течение следующего года, чтобы внедрить институт регуляторных соглашений, позволяющих устанавливать тарифы на долгий период от пяти до десяти, возможно, более лет, чтобы у потребителей и сетей было полное понимание по поводу своих дальнейших действий, возможность выстраивать экономику и бизнес-процессы от подобного решения, – заявил Вячеслав Кравченко (цитата по ПРАЙМ).

Примечательно, что толчком для публичного обсуждения вопроса стало неоднозначное заявление нового главы «Россетей», сделанное 17 октября на конференции ФАС в Ялте. Тогда, как писал «Коммерсант», Павел Ливинский в своем, по сути, первом программном выступлении предложил кардинальную реформу бизнес-модели холдинга. «Россети» готовы отказаться от выплаты дивидендов, поскольку «тарифное меню» (расчёт тарифа на передачу, основного источника доходов «Россетей» – ред.) их не предполагает. Холдинг уже предложил ФАС и Минэнерго обратиться с этой идеей к правительству, заявил тогда глава компании. Идея вызвала негативную реакцию инвесторов: в течение того же 17 октября акции компании на Московской бирже подешевели почти на 5%. При этом глава компании не стал отвечать на уточняющие вопросы, которые журналисты пытались задать после заседания, а пресс-служба впоследствии старалась сгладить высказывания Павла Ливинского. Возможно, отказ от дивидендов был аргументом «для служебного пользования», который «Россети» не собирались обсуждать публично, предполагает один из собеседников «Перетока» в секторе.

Дивиденды придётся платить

Решение вопроса о дивидендных выплатах не относится к компетенции менеджмента госкомпании, категоричен источник в правительстве. Проблема есть, признаёт он: в тарифе дивиденды не учитываются. «Нужно переходить к единообразию и принять решение: учитывать дивиденды или нет. Акционерные выплаты должны осуществлять и головная компания, и «дочки», либо ни те, ни другие, но тогда нужно менять систему кардинально», – поясняет он логику властей.

Система долгосрочного тарифа, при которой на несколько лет вперёд будет гарантироваться именно ставка тарифа, а не объём выручки, должна стать решением проблемы, говорит собеседник «Перетока». Такой подход стимулирует сетевиков сокращать издержки и биться за потребителей. Но государству нужно взять на себя обязательства и гарантировать стабильность ставки тарифа, чтобы компании могли перейти к более эффективному планированию, добавляет источник.

9 ноября Вячеслав Кравченко уточнил, что проект закона о регуляторных соглашениях в ближайшее время будет направлен в правительство. Если его примут, новая система сможет заработать с 2019 года. Решение ввести долгосрочный тариф должны принятьна уровне каждого региона, таким образом, сетевым компаниям необходимо будет подписать соответствующее соглашение с РЭК каждого субъекта, одобрившего систему. Среди наиболее активных сторонников долгосрочной схемы тарифообразования – Московский регион, который одним из первых заявил о желательности внедрения долгосрочного тарифа.

После внедрения механизма долгосрочных сетевых тарифов логично будет ставить перед менеджментом «Россетей» и «дочек» вопрос о выплате дивидендов, добавляет собеседник в правительстве. «Собирая акционерную прибыль с региональных МРСК, «Россети» сами будут перенаправлять часть прибыли своим акционером через дивиденды. Пока же они забирают деньги у прибыльной части МРСК и распределяют их, латают дыры в «проблемных» «дочках», – отмечает он.

После заявления Минэнерго о переходе к новой системе Павел Ливинский заявил, что «Россети» будут строго выполнять директивы правительства РФ по выплате дивидендов, «в которых описывается расчёт дивидендной базы сетевых компаний».

– Надо работать в рамках действующего законодательства: если предписано платить дивиденды – платить дивиденды. Как акционерное общество, компания должна платить дивиденды, но она должна понимать, что выступает источником для их выплаты. Просто прибыль рассматривать нельзя, потому что тарифное меню такой строчки не содержит. Гармоничным решением может быть установление долгосрочных тарифных соглашений, когда мы определяем тарифные условия со стороны регулятора и то, как должна работать сетевая компания», – поддержал позицию профильного министерства Павел Ливинский (цитата по ПРАЙМ).

Глава «Россетей» добавил, что такая система позволит компании работать над снижением издержек, и результат этой работы в виде экономии будет оставаться внутри холдинга.

– Тогда она может, выполняя все взятые обязательства по инвестиционной программе, по операционным затратам, фиксировать прибыль и платить дивиденды с той эффективности, которую будет достигать. Эффективность будет выражаться в прибыли в том числе. Чем лучше и эффективнее компания работает, тем больше дивидендов платит, – отметил глава «Россетей».

Эксперты «за», но вопросы остаются

Переход к долгосрочным тарифам – давняя цель тарифного регулирования, отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Это увеличивает горизонты планирования и у сетевых компаний, и у потребителей.

С одной стороны, риски нереализации схемы в полном объёме сохраняются в силу таких факторов, как высокая потребность в финансировании инвестиционных программ, перекрёстное субсидирование и высокая социально-экономическая значимость тарифов. Эти же проблемы, по сути, привели к сворачиванию RAB-регулирования, напоминает Наталья Порохова.

– С другой стороны, шанс на запуск долгосрочных тарифов сейчас намного выше, чем в 2009–2010 годах, так как российская экономика перешла в режим низкой инфляции, и если последняя закрепится на целевом уровне (4%), то это даёт намного больше предсказуемости в долгосрочном регулировании тарифов. Внедрение рыночных механизмов в управлении – это шаг в направлении роста эффективности, – полагает эксперт.

Параметры тарифного регулирования так или иначе пришлось бы пересматривать или продлевать, отмечает консультант VYGON Consulting Николай Посыпанко. В 2017 году заканчивается долгосрочный RAB-период для большинства из использовавших его дочерних обществ «Россети». Новая система, предлагаемая Минэнерго, может стать адекватной перезагрузкой действующего механизма. В пользу решения заменить RAB говорит непрерывное накопление долга регулятора перед сетями из-за неполного возврата капитальных вложений в долгосрочном периоде. Это так называемое «сглаживание», по данным «Россетей», по итогам 2016 года достигло 109 млрд рублей.

– Важно, чтобы долгосрочный тариф учитывал актуальные вопросы рационального инвестирования в развитие сетей и стимулировал снижение операционных затрат сетевых компаний, в том числе на основе эталонного регулирования, – предлагает возможный путь оптимизации Николай Посыпанко.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев также указывает на необходимость учитывать специфическое положение инфраструктурных компаний, несущих дополнительную нагрузку по решению властей. Подход к дивидендной политике госкомпаний должен быть разным, считает он. Часть из них работает в высокомаржинальном секторе, со значительной долей экспортной выручки (в первую очередь, это компании нефтегазового сектора), а часть – в низкомаржинальном, в основном (это инфраструктурные естественные монополии: железнодорожный транспорт, электросетевой комплекс). Последние, помимо своих прямых функций, выполняют ряд социальных и иных обязательств государства. В ряде случаев эти издержки компаниям государство компенсирует, как, например, в случае с пассажирским железнодорожным сообщением, в ряде случаев – нет, как это происходит с льготным подключением к электросетям. С финансовой точки зрения, выполнение таких функций – прямой убыток для компаний и скрытый доход для государства.

– Долгосрочность, безусловно, нужна. Но если завтра государство, желая укрепить позиции России в рейтинге Doing Business, предложит сделать подключение к сетям бесплатным, какой смысл будет в том, что у нас долгосрочные тарифы? Тарифы будут долгосрочными, выручка – ограниченной ими, а расходы – нет. Помимо самих долгосрочных тарифов необходимы также четкие и явно прописанные критерии того, при каких условиях они могут быть пересмотрены, в том числе и в меньшую сторону: то же льготное подключение, например, ведь могут и отменить, – говорит Александр Григорьев.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


12.11.2017

Проблемные предприятия тепло– и водоснабжения разрешат брать под публичное управлени

Минстрой разработал законопроект о введении механизма публичного управления организациями теплоснабжения и водоснабжения. Как сообщил замглавы ведомства Андрей Чибис, документ прошел экспертные обсуждения и согласован с госорганами. Основание для введения публичного управления – чрезвычайная ситуация, из-за которой прекратилось тепло- или водоснабжение одного или нескольких потребителей – или введение режима ЧС как раз из-за прекращения поставок. Меру предлагается применять и при неудовлетворительном финансовом состоянии коммунального предприятия – но только по решению арбитражного суда после обращения региональных властей.

Управляющим может быть назначена единая теплоснабжающая организация или гарантирующая организация водоснабжения (например, МОЭК и «Мосводоканал»). Он получит полный контроль над проблемным активом (вплоть до увольнения его руководителя) и право распоряжаться его средствами и имуществом. Временный руководитель должен разработать план устранения проблем. По достижении этой цели режим публичного управления отменяется (по проекту он длится не более месяца, но суд может продлить его). В Минстрое видят в проекте способ успокоить региональные власти, де-факто препятствующие приходу инвесторов в ЖКХ. Как поясняет Андрей Чибис, это вызвано недоверием региональных и муниципальных властей частным операторам из опасений, что в случае ЧС они поведут себя недобросовестно, а риски и затраты на устранение последствий в итоге лягут на местные бюджеты.

По словам руководителя ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексея Макрушина, проблема «подхвата» теплоснабжающих организаций и водоканалов актуальна, а идея обсуждается уже более десяти лет. «Например, котельную надо подготовить к зиме, но у собственника нет денег на закупку топлива и сам он исчез из страны», – поясняет он, добавляя, что у власти сейчас нет легальных возможностей вмешаться: предприятие – это частная собственность. Опасения же бизнеса, рассказывает эксперт, связаны с возможностью вводить публичное управление при финансовых проблемах, часто вызванных некачественным тарифным регулированием. Предприниматели беспокоятся, что закон «будет использован для рейдерства и изъятия собственности у неудобных бизнесменов». «Может так получиться, что сначала госорганы не учли расходы организации при установлении тарифов, а затем изъяли имущество в публичное управление», – предупреждает Алексей Макрушин, подчёркивая: многие организации испытывают финансовые трудности из-за неплатежей бюджетного сектора.

Кроме того, законопроект продолжает тренд на ограничение работы ГУПов и МУПов в ЖКХ. Минстрой ранее заявлял о намерении передать 80% предприятий в концессию к 2020 году – но не исключал и запрета их деятельности. Теперь ведомство предлагает запретить работу в отрасли унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения. Как рассказывает Андрей Чибис, «они должны будут быть трансформированы в казённые предприятия с субсидиарной ответственностью собственника по их долгам».

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


12.11.2017

Минэнерго инициирует введение долгосрочных электросетевых тарифов

Минэнерго РФ предлагает ввести долгосрочные тарифы на услуги электросетевых компаний, сообщил замминистра Вячеслав Кравченко в ходе круглого стола в Госдуме.

«Внедрение долгосрочного тарифа… Коллеги из Федеральной антимонопольной службы уже об этом говорят. Нам необходимо принимать решение в максимально короткое время, наверное, в течение следующего года, до конца, чтобы внедрить институт регуляторных соглашений, позволяющих устанавливать тарифы на долгий период от пяти до десяти, возможно, больше лет, чтобы у потребителей и сетей было полное понимание по поводу своих дальнейших действий, возможность выстраивать экономику и бизнес-процессы от подобного решения», – сообщил Вячеслав Кравченко.

В настоящее время электросетевые тарифы уполномоченные госорганы пересматривают ежегодно.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ


12.11.2017

Минэнерго РФ рассчитывает до конца года принять единые техправила в электроэнергетике

Минэнерго РФ рассчитывает в этом году принять единые правила технологического функционирования (ПТФ) в электроэнергетике, сообщил замминистра энергетики РФ Андрей Черезов.

Он пояснил, что основными проблемами, повлекшими крупные энергоаварии в этом году, стали несогласованность действий субъектов электроэнергетики при эксплуатации и вводе нового оборудования.

«Все недостатки, которые я назвал, регулируются одним документом – правилами технологического функционирования. Правила определяют технические параметры оборудования, которое допускается к работе в Единой национальной энергетической системе России, и устанавливают основные обязательные требования при его эксплуатации. Мы планируем в этом году эти правила уже ввести», – сообщил Андрей Черезов.

Он отметил, что прошли уже все согласительные процедуры, осталось заключительное совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича, которое может пройти после 10 ноября. Замглавы Минэнерго подчеркнул, что в ходе обсуждения ПТФ с энергокомпаниями были учтены их замечания.

«Требования к параметрам оборудования должны быть. Все необходимые нюансы нужно учитывать при закупках оборудования, указывать их в техзадании», – прокомментировал ситуацию Андрей Черезов.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ