Новости

07.09.2019

Солнце и ветер поделили деньги

Правительство распределило квоты поддержки возобновляемой энергетики на 2022–2035 годы. Солнечная генерация, предприятия которой настаивали на увеличении своей квоты, получит 37% в общем объеме поддержки вместо 35%, доля ветроэнергетики снизится до 55,5%. Финансирование малых ГЭС останется неизменным — 30 млрд руб., или 7,5% в общем объеме финансирования.

Правительство определилось с квотами поддержки зеленой генерации в 2025–2035 годах. На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака от 3 сентября было решено, что на строительство ветроэлектростанций (ВЭС) будет направлено до 222 млрд руб., солнечных электростанций (СЭС) — 148 млрд руб., малых ГЭС — до 30 млрд руб. (на эти средства можно построить 50 МВт). Таким образом, в общем объеме финансирования на долю ВЭС придется 55,5%, СЭС — 37%, мини-ГЭС — 7,5%.

Пропорция в финансировании между солнечной и ветрогенерацией, таким образом, составила 40% на 60%, но ключевой инвестор в солнечную генерацию «Хевел» (СП «Реам Менеджмент» и «Реновы») Виктора Вексельберга просили дать им пропорцию в финансировании в 50% на 50%, и 45% на 55% по объему вводов. В обратном случае в компании ожидают, что могут существенно пострадать объемы выручки.

Вице-премьер в итоге поручил несколько увеличить долю солнечной генерации в общем объеме поддержки развития ВИЭ, но все же не до запрашиваемого компанией уровня. Если раньше предполагалось, что на СЭС будет направлено лишь 35% всех инвестиций, обеспеченных за счет повышенных выплат с оптового энергорынка, то по итогам совещания долю вводов предлагалось нарастить до 40%.

Впрочем, в протоколе совещания у вице-премьера допускается, что и это распределение квот еще может измениться. Так, до 16 сентября при голосовании относительно их распределения в профильной Ассоциации развития возобновляемой энергетики, возглавляемой Анатолием Чубайсом, должен быть достигнут кворум представителей отраслей ветро- и солнечной генерации. Общий инвестресурс на поддержку ВИЭ после 2024 года, как и предполагалось, будет ограничен 400 млрд руб., платежи энергорынка с учетом срока возврата инвестиций (до 2050 года), составят 725 млрд руб.

Источник: Коммерсантъ


01.09.2019

Зеленой энергетике урезали ожидания

Комментарий РАВИ:

Минэнерго предлагает ограничить вводы ветропарков до 315 МВт в год. Позиция более чем странная для любого министерства энергетики, не считая российского. Понятно, что лоббирование интересов газовой и нефтяной отрасли – приоритет. Другой аспект, с точки зрения производства турбин. Средний окупаемый объем выпуска завода по производству ветрогенераторов – 100 единиц по 3 МВт. В стране три бренда, три по сути завода. Общий предлагаемый объем рынка – на одного. Будут ли существующие на рынке производители расширять модельный ряд, вкладывать деньги в локализацию? Ответ очевидный – нет. Придут ли на рынок новые игроки, повышающие градус конкуренции и снижающие стоимость энергии от ветрогенераторов? Ответ однозначный – нет. Таким образом, Минэнерго своим предложением оставляет на том же уровне поддержку ВИЭ, отодвигая ценовой паритет с традиционной генерацией, который должен был бы наступить к 2030 году. То есть после 2035 года при уровне вводов 315 МВт в год снова будут вестись дебаты о выделении поддержки ВИЭ, вместо того, чтоб отпустить ВИЭ на свободный рынок.

По данным издания “Коммерсантъ”, Минэнерго предлагает построить в РФ только 5 ГВт зеленой генерации в 2025–2035 годах за 400 млрд руб.— это вдвое меньше ожиданий инвесторов. Вместе с тем министерство предлагает радикально не менять систему поддержки зеленой энергетики: там считают, что к 2036 году ВИЭ-генерация в России сможет существовать без субсидий со стороны оптового рынка. Инвесторы полагают, что такие малые объемы поддержки сделают РФ лидером по углеродоемкости энергетики.

Минэнерго в письме вице-премьеру Дмитрию Козаку от 15 августа (в аппарате чиновника письмо получили) предлагает установить потолок инвестиций в строительство ВИЭ-генерации в 2025–2035 годах в 400 млрд руб. (в ценах 2021 года). Из этих средств на поддержку строительства ветряных станций (ВЭС) можно направить 240,5 млрд руб., на строительство солнечных станций (СЭС) — 129,5 млрд руб., малых ГЭС — 30 млрд руб., посчитало министерство. В пересчете до 2050 года (с учетом возврата инвестиций за 15 лет) общая нагрузка на оптовый энергорынок, по оценке Минэнерго, может составить 690–800 млрд руб. в зависимости от инфляции.

С 2013 года оптовый энергорынок стимулирует развитие зеленой генерации через договоры на поставку мощности (ДПМ ВИЭ): CAPEX возвращается за счет повышенных платежей потребителей. Регуляторы энергорынка и инвесторы в ВИЭ больше года вели споры относительно того, нужна ли дальнейшая поддержка отрасли: первые считали проекты слишком дорогими для энергорынка и призывали сократить объемы либо вовсе отказаться от нее, вторые настаивали на вводе еще 10 ГВт.

Но министерство посчитало, что совокупного инвестресурса хватит на строительство лишь 5 ГВт зеленой мощности — 3,465 ГВт ВЭС (ежегодная квота на отборе — 315 МВт) и 1,498 ГВт СЭС (с ежегодными вводами 245 МВт в 2025–2026 годах и 112 МВт в 2027–2035 годах).

В новом инвестцикле Минэнерго хочет сохранить отбор по наименьшему CAPEX, доходность оставить на уровне 12%.
«Совет рынка» (регулятор энергорынков) и Минэкономики предлагали перейти на отбор по одноставочной цене выработки (включает СAPEX, OPEX и доходность), что, по оценке Минэкономики, позволило бы построить до 10 ГВт мощности за 0,9 трлн руб.

Потолок CAPEX для ВЭС предлагается установить в 85 тыс. руб. за 1 кВт, для СЭС — в 75 тыс. руб. за 1 кВт, что, по мнению министерства, соответствует среднемировым показателям — с понижением на 2% ежегодно и резким снижением на последних отборах. Следуя этому темпу, CAPEX на отборе 2035 года упадет до 42,54 тыс. руб. за 1 кВт для ВЭС и 17,651 тыс. руб. за 1 кВт для СЭС. Как предполагает Минэнерго, энергорынок сможет «полностью прекратить практику применения каких-либо специальных мер поддержки ВИЭ с 2036 года». С 2025 года инвесторы в ВИЭ должны экспортировать продукцию на сумму не менее 10% своих совокупных затрат на строительство станций с ростом показателя до 30% к 2035 году.

В Ассоциации предприятий солнечной энергетики считают, что предложение Минэнерго по строительству СЭС «не соответствует уровню развития отрасли». Производство солнечных модулей достигло 600 МВт, а в ветроэнергетике оно не превышает 300 МВт. «Стоимость строительства СЭС на 20% ниже ВЭС, а продукция в солнечной энергетике конкурентоспособна на большинстве мировых рынков», поэтому объем вводов СЭС должен быть не ниже 3,7 ГВт, говорят в ассоциации.

В Ассоциации развития возобновляемой энергетики утверждают, что в России зеленая энергетика уже дешевле нового строительства традиционной генерации, стоимость электроэнергии от ряда проектов опустилась ниже 5,8 руб. за 1 кВт•ч на фоне 6 руб. и более за 1 кВт•ч ТЭС и АЭС. «Если же ограничить развитие зеленой энергетики 5 ГВт, то к 2035 году Россия станет лидером по углеродоемкости энергетики с долей ВИЭ в энергобалансе ниже 1,5%»,— говорят в ассоциации. В «Сообществе потребителей энергии» наоборот, полагают, что поддержку ВИЭ на оптовом энергорынке следует исключить совсем, ограничив ее добровольным спросом некоторых потребителей, в том числе через поддержку микрогенерации, замещение «северного завоза» и бюджетные меры поддержки промышленных проектов.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» замечает, что предложенная Минэнерго программа отличается большими административными ограничениями, при этом «подход к конкуренции по одноставочной цене не пережил обсуждений» —«фактически механизм программы остается тем же, что слабо стимулирует к достижению конкурентоспособности ВИЭ с тепловой генерацией».

Источник: РАВИ


25.08.2019

Проект “Платформа” создаст в России единый энергорынок на “умных сетях”

Создание программной платформы управления распределенной энергетикой в России создаст “умные сети” по примеру Европы. Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Российская венчурная компания (РВК) объявила: выпуск первой версии российской программной платформы управления распределенной энергетикой состоится в 2020 году. Разрабатываемое решение “Платформа” совместимо с различными видами программного обеспечения и оборудования и позволяет использовать в малых распределенных энергосистемах технологии искусственного интеллекта, чтобы автоматизировать процессы контроля и управления режимами объектов энергетики. Экспериментальные площадки уже создаются.

“Инициатива масштабная – она охватит всю российскую энергетику по принципу “умных сетей”, – отмечает специалист. – Изначально такой проект зародился в Европе на фоне стремительного развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также необходимости включения их в традиционную структуру энергетики стран ЕС. По сути, создается масштабная инфраструктура, структурно улучшающая систему работы генерирующих мощностей.

Сейчас в РФ классическая система – крупные станции вырабатывают энергию, передают в сеть, которая распределяет ее между потребителями. Но когда в структуру включаются ВИЭ, все становится намного сложнее. Они то дают энергию в сеть, но перестают это делать. Солнечные панели и ветряки работают строго в определенном диапазоне погодных условий. Эти поступления энергии в сеть нужно учитывать и оплачивать, а также грамотно распределять. Чем и займется новая российская система”.

“Умный” энергорынок
Проект по созданию “Платформы” одобрен к господдержке на заседании межведомственной рабочей группы по реализации Национальной технологической инициативы при правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России. Проект реализует российская компания “РТСофт” совместно с Институтом проблем управления РАН и компанией “Современные системы реформирования”.

Платформа также даст возможность анализа больших объемов данных и в перспективе позволит создать единую модель энергетического рынка на базе технологий блокчейна. Предполагается, что “Платформа” станет первым шагом к практическому воплощению концепции “интернета энергии”. Уже в 2020-2021 годах она будет апробирована на пилотных проектах управления спросом и создания активных энергетических комплексов, что позволит быстро коммерциализировать разработку.

“Концепция “умных сетей” понятна на простом примере. К примеру, вы установили у себя на даче установку из солнечных панелей, чтобы обеспечивать собственное энергопотребление. При этом вы зарегистрировались в госорганах как субъект, имеющий право сдавать энергию в сеть. Оборудование на вашем участке дает необходимые вашему хозяйству киловатт-часы, а излишки направляет в общею сеть, за что государство вам платит. В Европе это стандартная практика, РФ к ней только подходит.

Весной этого года в России принят закон, что частное лицо, имеющее собственную генерацию, вправе сдавать энергию государству и зарабатывать на этом. Пока еще это только законодательная практика – инфраструктуры как таковой для приема энергии не выстроено. Но со временем она появится, и к тому времени должна уже работать “Платформа”, которая станет учитывать все поступления энергии, преренаправлять ее и регулировать энергорынок”, – подчеркивает эксперт.

Глобальный масштаб
Задачи Национальной технологической инициативы интегрированы в нацпроект “Наука”. НТИ – это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального лидерства России к 2035 году. РВК – государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли РФ, основные цели деятельности – стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса НТИ.

Уставный капитал РВК составляет более 30 млрд рублей, его 100% принадлежит РФ в лице Росимущества. Нацпроект “Наука” рассчитан на реализацию до 2024 года с общей суммой вложений порядка 635 млрд рублей. Одной из задач определено создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса “Мегасайенс”. И прорывных разработок в различных отраслях.

“Российские реалии таковы, что особой нужды в развитии ВИЭ для нашей страны нет – вполне достаточно традиционной генерации. Но нужно учитывать, что углеводородные запасы не бесконечны, и вопрос масштабного внедрения альтернативной энергетики рано или поздно возникнет. РФ уже сейчас начинает подготовительные работы. Нужно разворачивать потенциал заранее, чтобы использовать мировой опыт и привносить в него свои наработки.

В Европе поддержка развития ВИЭ настолько велика, что государства покупают у частника энергию солнечной и ветряной генерации дороже, чем продают традиционную. И там системы “умных сетей” уже объединены в единый энергорынок. В случае с огромной Россией предстоит объединить все традиционные станции выработки электричества с появляющимися ВИЭ – это огромная работа, которая потребует самых прогрессивных технологий”, – заключает Игорь Юшков.

Источник: ФБА «Экономика сегодня»


21.08.2019

Агровольтаика хороша для сельского хозяйства и для солнечных модулей

Комбинация производства солнечной энергии и сельского хозяйства предлагает не только решение проблемы недостатка свободной земли для фотоэлектрических проектов в таких странах, как Нидерланды или Япония, но также может способствовать повышению урожайности некоторых видов сельскохозяйственных культур. К такому выводу пришли исследователи из Университета штата Орегон в США. Результаты их работы опубликованы в журнале Nature в статье с говорящим названием: «Самый большой потенциал солнечной фотоэлектрической энергетики находится над сельскохозяйственными угодьями». (Solar PV Power Potential is Greatest Over Croplands).

Авторы выяснили, что наиболее подходящие регионы для «агровольтаики» находятся в Западной Америке, на юге Африки и на Ближнем Востоке. Они пришли к такому выводу, применив модель оценки эффективности солнечных панелей, которая учитывала влияние микроклимата на их выработку.

Модель также позволила ученым определить три лучших типа земель с точки зрения производительности солнечных модулей. Такими оказались пахотные земли, сенокосные угодья и заболоченные участки.

В работе отмечается, что рассеянные, перемещающиеся тени, которые отбрасывают фотоэлектрические панели в сельскохозяйственных системах, могут положительно сказываться на урожаях. «Тень не обязательно снижает урожайность в сельском хозяйстве».

В исследовании использовались данные о выработке электроэнергии, полученные в ходе полевых испытаний компанией Tesla на пяти сельскохозяйственных площадках в штате Орегон, и было установлено, что в рамках этих экспериментов успешно выращивались алоэ вера, томаты, «энергетическая» (используемая для производства биогаза) кукуруза, пастбищная трава и салат.

«Некоторые сорта салата дают больше урожая в тени, чем при полном солнечном свете; другие сорта дают практически одинаковую урожайность под открытым небом и под фотоэлектрическими панелями», — заявили исследователи, добавив, что полупрозрачные фотоэлектрические панели могут открыть дополнительные возможности для урожайности.

«Если бы менее 1% сельскохозяйственных земель было покрыто солнечными батареями, этого было бы достаточно для удовлетворения глобального спроса на электроэнергию», — подсчитали ученые.

Ранее учёные из немецкого института солнечных энергетических систем Fraunhofer ISE опубликовали промежуточные результаты своего проекта в области агровольтаики. Они показали существенное повышение эффективности использования участка земли при одновременном земледелии и размещении фотоэлектрических модулей на специальных конструкциях. При этом было отмечено повышение урожайности у ряда выращиваемых под солнечными модулями культур.

Источник: RenEn


21.08.2019

Оман будет использовать солнечную энергию и накопители для энергоснабжения удаленных районов

Государственная электроэнергетическая компания сельских районов Омана (Tanweer) хочет построить гибридные (солнце+дизель+накопители) электростанций в 11 районах султаната, в которых нет централизованного энергоснабжения.

Общая мощность проектов составит 48 МВт солнечной энергии, 70 МВт дизельной генерации, а системы накопления энергии будут обладать общей установленной мощностью 28 МВт и емкостью хранения 14 МВт*ч.

Для выполнения этой задачи объявлен конкурсный отбор, предварительные заявки на который собирались с прошлого года.

Объекты должны быть построены на условиях build, own, operate and transfer (строй, владей, эксплуатируй и передай), а победители получат право продавать электроэнергию в рамках 15-летнего договора купли продажи.

Tanweer будет отвечать за поставку топлива и охрану участков, а застройщики организуют строительство и финансирование объектов, а также эксплуатацию и техническое обслуживание.

Тендер на все 11 участков будет проводиться одновременно, а вот тарифы будут устанавливаться индивидуально для каждого.

Оман является ближневосточной «нефтяной монархией». При этом страна активно внедряет чистую энергетику. Планируется, что к 2030 году на основе ВИЭ будет вырабатываться 30% электроэнергии, в том числе более 20% на основе солнца. До сих пор генерация Tanweer, обслуживающей сельские районы, была представлена только дизельными установками. Теперь это должно измениться.

Рассматриваемое событие также подтверждает растущее значение гибридных объектов генерации с использованием ВИЭ и накопителей энергии, предназначенных для энергоснабжения удалённых и изолированных территорий.

Источник: RenEn


15.08.2019

В Индии строятся плавучие солнечные электростанции общей мощностью 5,3 ГВт

На сегодняшний день в Индии на разных стадиях развития находятся проекты плавучих солнечных электростанций суммарной мощностью 5,3 ГВт, сообщает компания JMK Research & Analytics.

На прошлой неделе кабинет министров штата Уттар-Прадеш одобрил строительство плавучей солнечной электростанций мощностью 150 МВт у плотины Риханд. Это будет самая большая плавучая фотоэлектрическая станция в Индии, и ожидается, что она будет введена в эксплуатацию к маю 2020 года. Цена электроэнергии, выкупаемой у владельцев, составит 3,36 индийских рупии за киловатт-час. С ростом проблем с приобретением земли для крупномасштабных наземных солнечных электростанций, плавающие объекты становятся всё более привлекательным вариантом.

Потенциал плавучих солнечных электростанций в Индии огромен, он оценивается в 300 ГВт, которые могут быть построены при использовании всего 10-15% водоемов в таких штатах, как Керала, Ассам, Одиша и Западная Бенгалия.

Правительство Индии поставило задачу довести мощности плавучих солнечных мощностей до 10 ГВт к концу 2020 года. По состоянию на 31 июля 2019 года было введено в эксплуатацию около 2,72 ГВт. Ещё 971 МВт находятся на этапе проведения конкурсных отборов. Кроме того, проекты плавающих солнечных электростанций общей мощностью около 4255 МВт были анонсированы различными агентствами, но по ним тендеры еще не объявлены. В связи с этим достижение цели в 10 ГВт в ближайшие два года является весьма амбициозной, трудновыполнимой задачей.

Большинство плавучих солнечных станций планируется в штатах Махараштра, Уттар-Прадеш, Джаркханд, Телангана, Тамил-Наду и Андхра-Прадеш. Активными игроками, участвующими в этих тендерах, являются ReNew, Shapoorji & Pallonji, S & W, Mahindra, Waaree и BHEL.

Несмотря на то, что для плавучих солнечных электростанций не требуется дефицитная в Индии земля, стоимость разработки плавучих систем, включая крепления, монтаж и техническое обслуживание, примерно на 30-50% выше, чем у наземных систем. В то же время выработка плавающих солнечных установок также выше, поскольку из-за охлаждающего воздействия воды повышается эффективность панелей (плюс 6-7%).

На успешных конкурсных отборах цена киловатт-часа, вырабатываемого плавучим солнечными электростанциями находится в диапазоне 3,29-3,36 рупий (3,04-3,1 рубля по курсу на сегодня). Попытки регуляторов снизить цены, устанавливая более низкий потолок на тендерах, не привели к успеху.

Поскольку данная цена выше, чем предлагаемая наземными солнечными электростанциями, это является проблемой. Кроме того, для масштабного внедрения плавучих фотоэлектрических станций должны быть даны ответы на многочисленные технологические и промышленные вызовы, такие как коррозия, долгосрочное воздействие влаги на модули и кабели, отсутствие местного производства плавучих конструкций.

Источник: RenEn


09.08.2019

Путин подписал закон, определяющий механизмы долгосрочного тарифного регулирования в электроэнергетике

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий, возможность осуществления госрегулирования тарифов в электроэнергетике на срок не менее чем 5 лет на основе соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Документ опубликован в пятницу, 2 августа, на официальном портале правовой информации.

В частности, такой порядок госрегулирования тарифов законом предусматривается для услуг по передаче электрической энергии, оказываемых сетевыми организациями, а также устанавливается порядок заключения соответствующих соглашений. Из числа долгосрочных параметров госрегулирования тарифов в электроэнергетике исключается динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг).

Документом предполагается, что переход к установлению тарифов на услуги по передаче электроэнергии со сроком действия не менее чем 5 лет будет происходить с 1 января 2023 года.

Как пояснил BigpowerNews партнёр, руководитель Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX Евгений Родин, закон призван законодательно закрепить новый для электроэнергетики механизм тарифного регулирования: соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности или, как его еще называют, регуляторный контракт.

Регуляторные контракты как некая альтернатива существующим методам тарифного регулирования обсуждаются очень давно. К примеру, регуляторный контракт упоминается в Распоряжении Правительства РФ от 03.04.2013 N 511−р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса РФ». Согласно данному распоряжению, регуляторные контракты предполагалось применять для реализации отдельных крупных инвестиционных проектов.

Регуляторный контракт широко обсуждался в ходе работы над проектом Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который разрабатывался Федеральной антимонопольной службой, напоминает Е. Родин.

В общем плане, говорит эксперт, под «регуляторным контрактом» понимается соглашение между государством и регулируемой организацией, по которому регулируемая организация принимает на себя обязательства по эксплуатации, строительству, реконструкции и модернизации объектов сетевой инфраструктуры, а также иного имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в соответствии с плановыми значениями показателей надежности, качества, энергетической эффективности, утвержденными инвестиционной и производственной программами, а уполномоченные органы исполнительной власти и (или) органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления соответствующей деятельности, в том числе учитывают в соответствии с основами ценообразования в регулируемых сферах при установлении тарифов такой организации долгосрочные параметры регулирования тарифов и расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами, обязательство по выполнению которых предусмотрено соглашением.

При этом отмечает Евгений Родин, в подписанном законе понятие «соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности” не раскрывается. Указывается лишь на то, что:

— подобное соглашение заключается между государством и регулируемой организацией;

— срок действия соглашения не может быть менее 5 лет;

— соглашение заключается в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством РФ;

— при осуществлении госрегулирования на основе соглашения экономия расходов не может исключаться из необходимой валовой выручки в течение всего периода такого регулирования;

— размер экономии, которая не подлежит исключению из необходимой валовой выручки (НВВ), определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Предполагается, что порядок заключения, изменения и расторжения соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, а также перечень существенных условий будут установлены специальным постановлением Правительств РФ. По крайней мере закон наделяет Правительство РФ необходимыми для этого полномочиями, отмечает Родин.

Он также отмечает, что регуляторные контракты уже применяются в иных регулируемых сферах деятельности. Например, в ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности провозглашается как одна из возможных основ долгосрочного регулирования тарифов.

Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» госрегулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем 5 лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством РФ.

Регуляторные контракты также применяются и в сфере газоснабжения, говорит Евгений Родин. Например, первым регионом, который подписал регуляторный контракт в сфере газоснабжения, стала Ростовская область.

По данным эксперта, в международной практике регулирование по договору (regulation by contract) применяется в Аргентине, во Франции, в Румынии. Однако, отмечает он, за рубежом регуляторные контракты применяются, как правило, в секторе ЖКХ и заключаются на конкурсной основе.

«Эффективность регуляторных контрактов еще только предстоит оценить, однако появление механизма, который позволяет гарантировать соблюдение планируемых для регулируемой организации показателей качества, надежности, капитализации и инвестирования со стороны регулирующего тарифы органа на долгосрочный планируемый период, безусловно следует рассматривать как прогрессивное явление», — считает Евгений Родин.

В ФАС России считают, что переход на долгосрочные тарифы в электроэнергетике будет позитивно воспринят как крупным, так и малым бизнесом. «Долгосрочное тарифное регулирование благоприятно скажется на участниках рынка. Сегодня созданы все условия для установления тарифов со сроком действия от 5 лет. Такое решение было бы позитивно воспринято не только крупными предприятиями, но и малым и средним бизнесом», – заявил ТАСС замглавы службы Виталий Королев, комментируя подписание закона.

Источник: BigpowerNews


09.08.2019

Путин утвердил изменения в требования к потребителям электроэнергии с управляемой нагрузкой

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, меняющий требования к потребителям электроэнергии с управляемой нагрузкой.

Закон исключает из законодательства нормы, регламентирующие особенности работы в единой энергетической системе России потребителей с управляемой нагрузкой. Из базового закона «Об электроэнергетике» исключаются положения в части госрегулирования услуг по обеспечению вывода единой энергетической системы России из аварийных ситуаций.

Закон устанавливает возможность снижения стоимости мощности для покупателей, принявших на себя обязательства по изменению режима потребления электрической энергии (потребители с ценозависимым потреблением), а также покупателей, участвующих в торговле электрической энергией и мощностью с использованием энергопринимающих устройств, влияющих на режим работы электроэнергетической системы, на которые воздействуют отдельные виды противоаварийной автоматики. Кроме того, уточняется редакция положений, устанавливающих полномочия субъекта оперативно–диспетчерского управления по выдаче диспетчерских команд и распоряжений, связанных с выполнением функций системного оператора.

Документ также уточняет понятие энергосбытовой деятельности: согласно закону, деятельность по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе у транспортных средств с электродвигателями, не является энергосбытовой деятельностью.

Документ опубликован 2 августа на официальном портале правовой информации.

Закон вступает в силу со дня опубликования.

Источник: BigpowerNews


09.08.2019

Финны нас научат накапливать электроэнергию

Энергетики «Россети Ленэнерго» изучили опыт финских коллег из Helen Electricity Network в применении современных технологий накопления электроэнергии.

В ходе рабочего визита российских энергетиков в Хельсинки, специалисты «Ленэнерго» ознакомились с внедрением и использованием сетевого накопителя энергии (СНЭ) в распределительных сетях Хельсинки на базе аккумуляторной батареи большой мощности – одного из крупнейших в Скандинавии. Сейчас СНЭ являются частью инфраструктуры возобновляемых источников энергии компании Helen.

Аккумуляторы позволяют накапливать и корректировать параметры электроэнергии, получаемой от различных источников энергии, поддерживают необходимое качество напряжения в сети, оптимизируют режимы генерации электроэнергии в зависимости от спроса и создают резерв мощностей для сглаживания пиков нагрузки.

В накопителях, используемых в Helen Electricity Network, применяются инновационные литий-ионные аккумуляторы на оксиде титана (LTO). В состав системы также входят два инвертора, работающих в режиме разделения нагрузки. Основная система управления СНЭ содержит программируемый логический контроллер, датчики и модули обмена данными.

«СНЭ – очень интересное и перспективное решение. Накопители обеспечивают стабильность энергосистемы и бесперебойность подачи электроэнергии потребителю», – отметил Игорь Кузьмин, первый заместитель генерального директора – главный инженер ПАО «Ленэнерго».

В рамках концепции «Цифровая трансформация 2030» в компании «Россети Ленэнерго» прорабатывается решение о реализации пилотного проекта по использованию СНЭ для нужд управления Северного района электрических сетей филиала «Кабельная сеть». СНЭ позволит обеспечить надежное и бесперебойное питание в периоды зимнего максимума. Внедрение данного технического решения планируется также в рамках реализации проекта создания цифрового РЭС.

Источник: ЭПР


09.08.2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России может внедрить элементы искусственного интеллекта для анализа тарифных заявок.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России может внедрить элементы искусственного интеллекта для анализа тарифных заявок. Это полностью могло бы решить проблему субъективного подхода при тарифном регулировании коммунального комплекса, считают в ведомстве.

Как сообщает ТАСС, со ссылкой на ФАС России, речь идет об универсальных электронных профилях, которые региональные власти будут заполнять в отношении каждой организации, устанавливающей тарифы. Профили будут содержать все цифровые параметры тарифного решения. Анализ этих цифровых профилей будет происходить автоматически на предмет поиска ошибок, потенциальных нарушений или существенных отклонений на этапе до принятия тарифных решений.

Разработкой таких решений займутся специалисты из информационно-технического центра ФАС. Инициатива будет реализована в рамках мероприятий по переходу на эталонный метод установления тарифов, соответствующую «дорожную карту» утвердил вице-премьер РФ Виталий Мутко 6 августа 2019 года.

Источник: ЭПР